Выпуск №21. Статья №2.
Башенные краны
- обзор рынка.
Капитальное строительство невозможно представить
без башенных кранов. С помощью этих машин выполняют
бoльшую часть всех подъемно-транспортных операций на строительных
объектах средней и повышенной этажности. Для некоторых операций
альтернативы этому подъемному оборудованию не существует.
|
В мире интерес к башенным кранам обычно зависит от активности строительной
индустрии. На российском рынке спрос на них стабильный. В статье дан
краткий обзор отечественных и зарубежных производителей башенных кранов,
чья продукция является наиболее востребованной в России.
Башенные краны классифицируют:
- передвижные по рельсовым путям;
- стационарные (приставные);
- самоподъемные (монтируемые на каркасной конструкции здания).
Их выпускают с поворотной и неповоротной башней, с подъемной стрелой
и горизонтальной балочной стрелой.
Наряду с башенными кранами в строительстве используют краны-погрузчики,
стационарные монтажные и мобильные самомонтирующиеся краны, которые
перевозят с объекта на объект в собранном виде на подкатной тележке
одним автомобилем.
Отечественные производители башенных кранов
|
|
Башенный кран КБ-474 (стационарный)
|
Крупнейший производитель башенных кранов в России – ОАО «Ржевский
Краностроительный Завод». Производимый здесь стационарный КБ-473
насчитывает десять исполнений стандартной максимальной грузоподъемностью
8 т. Его разработал ржевский НИИБашкран совместно с питерским НТП
«Башкран», а предназначен он для строительства из монолитного железобетона
и кирпича зданий повышенной этажности – до 162 м. Кран оснащен неполноповоротной
башней и балочной полноповоротной стрелой с вылетом 35...50 м.
КБ-474 выпускают в двух базовых вариантах – передвижной полноповоротный
и приставной стационарный с неповоротной башней и полноповоротной
балочной стрелой. Оба варианта выпускают в пяти исполнениях по грузоподъемности
– от 1,2 до 3,8 т. КБ-474 остается самым высоким отечественным краном.
Высота подъема при двукратной запасовке грузового каната составляет
222 м. В передвижном и стационарном исполнениях производят также кран
КБ-571Б г/п 2,6...12,0 т при вылете стрелы 20,8...70,0 м. В производственной
программе завода – мобильные башенные краны КБМ-401П, КБМ-401П-41,
КБ-405, мобильные самомонтирующиеся краны РБК-2.20, РБК-3.40, РБК-5.60,
стреловые краны серии КЛ-3, грузовые и пассажирские лифты ПП и ПГ
для промышленных зданий и сооружений, строительные подъемники, вышки
связи ВС-60, крановые электродвигатели, блоки резисторов и др.
|
Башенный кран КБ-403Б
|
ОАО ТД «Уралкран» с 2003 года является управляющей компанией
ОАО «Нязепетровский краностроительный завод» (Челябинская обл.). Менее
чем за полтора года Уралкран сумел создать из погибающего завода активно
развивающееся предприятие. Сегодня основная продукция завода – башенные
краны КБ-403Б, КБ-403Б.4 и КБ-408.21, используемые
в промышленном и гражданском строительстве.
КБ-403Б предназначен для механизации строительных и монтажных работ
в жилищном и гражданском строительстве сооружений высотой до 54,7
м с массой монтируемых элементов до 8 т.
КБ-408.21 используют на строительных и монтажных работах, производимых
на высоте до 72,7 м, с массой монтируемых элементов до 10 т. Кран-погрузчик
КБ-578 по своим характеристикам не имеет аналогов в России и странах
СНГ. Он предназначен для погрузочно-разгрузочных работ в промышленности,
на складах и при различных технологических операциях в строительном
комплексе.
ЗАО «Машстройиндустрия», образованное в ноябре 2002 г., объединило
несколько заводов – изготовителей техники и оборудования: ОАО «Строммашина»
(г. Кохма), ООО «Одинцовский Механический Завод», ООО «Машиностроительный
завод» (г. Вичуга), ООО «Лифтек» (г. Видное), ООО «КранЭлектро» (г.
Москва), ОАО «Щербинский лифтостроительный завод».
Передвижной башенный кран КБ-515 на рельсовом ходу, выпускаемый
с 2003 года на Одинцовском механическом заводе, предназначен для строительства
25-этажных зданий (грузоподъемность 10 т, вылет стрелы 50 м, высота
подъема 96 м). Глубина опускания груза у КБ-515 – 5 м, что позволяет
применять его для котлованных работ. Наращивание башни производится
сверху монтажной обоймой с гидравлическим механизмом наращивания.
Модель КБ-415 производства завода «Строммашина» (г. Кохма)
используют на строительстве 19-этажных зданий. Для строительства подземной
части зданий и зданий высотой до 8 этажей на небольших строительных
площадках с апреля 2004 года ЗАО «Машстройиндустрия» предлагает «нулевик»
– КБ-415-07 грузоподъемностью до 15 т. Эту машину, выпускаемую Одинцовским
заводом, выгодно отличает возможность возведения и нулевого цикла,
и небольших зданий – детских садов, школ, малоэтажного жилья в условиях
ограниченного пространства и плотной застройки. Предприятие также
выпускает автокраны, мачтовые подъемники, кран-погрузчик КБ-515.05.
ОАО «Ухтинский механический завод», отметившее в прошлом году
75-летний юбилей, в 1966 году в рамках программы обустройства и развития
северных городов освоило выпуск башенных кранов, работающих при температуре
до –60 °С. В настоящее время в программе завода – высокомобильный
самомонтирующийся башенный кран КБ-202.УХЛ грузоподъемностью
3 т. Основу производства составляют краны КБ-309.АХЛ, КБ-309-02.АХЛ,
КБ-309-03.АХЛ для строительства трех-, пяти- и девятиэтажных домов,
а также кран-погрузчик с балочной стрелой для открытых складских площадок
грузоподъемностью 10 т.
Кроме того, предприятие выпускает три модели крана-погрузчика КБ-309-01.АХЛ,
КБ-309-04.АХЛ, КБ-309-05.АХЛ с балочной стрелой грузоподъемностью
5-10 т. Они могут быть использованы для механизации строительно-монтажных
работ при возведении малоэтажных зданий, для погрузочно-разгрузочных
работ. Недавно завод освоил выпуск 10-тонного крана КБМ-401ХЛ с балочной
стрелой и высотой подъема груза 47 м при максимальном вылете стрелы
(при поднятой на 30° стреле максимальный подъем – 60 м).
Крупнейшее предприятие по производству лифтов ОАО «Карачаровский
механический завод» выпускает на данный момент три модели кранов:
башенный КБ-411 для механизации строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных
работ, проводимых в стесненных условиях городской застройки; КБ-504.08
для строительства зданий до 25 этажей (высота подъема груза до 94,8
м) и специальный стационарный монтажный кран КССМ-401УХЛ для
строительно-монтажных работ на объектах промышленного, жилищного и
специального назначения (например, мостостроения).
ЗАО «Русский крановый завод» из Барнаула под заказ предлагает
строительные башенные краны РБК-5.60, КБ-415 (исполнения 00, 01,
02, 03, 04), КБ-411-04, КБ-411-05, КБ-404.4 и гидравлический с телескопической
стрелой КЖТ-561. Башенные краны можно использовать в качестве кранов-погрузчиков
для работы на складах, полигонах, для выполнения нулевого цикла.
Некоторые башенные краны завод производит в стационарном исполнении
(с неповоротной башней, свободно стоящей на опорной раме или непосредственно
закрепленной на фундаменте).
ОАО «Санкт-Петербургский механический завод» выпускает версию
башенного крана КБ-503Б. Основное отличие от базовой модели КБ-503
– отсутствие подъемника машиниста и одной секции башни. Предприятие
работает над усовершенствованием новых кранов на базе КБ-503 с высотой
подъема до 80,6 м (КБ-503Б.21) и до 90,2 м (КБ СМ-503Б) и вылетом
стрелы до 50 м.
Старейшее в СНГ предприятие, выпускающее башенные краны, – никопольское
ПО «Краностроительный завод» (Украина), в этом году отмечает
свое 120-летие. В его производственной программе – кран-лесопогрузчик
башенного типа КБ-572Б на рельсовом ходу с балочной стрелой и грузовой
тележкой (возможно передвижение под порталом железнодорожных вагонов,
допускается использование в качестве строительного крана). Для погрузочно-разгрузочных
работ на складах всех видов КБ-572Б оборудуют грейфером или магнитной
шайбой. Полноповоротные башенные краны КБ-676А и КБ-308А на рельсовом
ходу предназначены для механизации строительно-монтажных работ при
возведении жилых, административных и промышленных зданий и сооружений
из объемных и тяжелых конструкций массой до 25 и 8 т соответственно.
Изредка на рынке встречаются предложения о продаже кранов КБ-674А
(г/п 25 т, вылет стрелы 35,5 м) и БК-1000 (г/п 63 т, высота 88,5
м). Прекратили выпуск башенных кранов КБ-415 московское ЗАО «Бакра»
(правопреемник Московского краностроительного завода «Северянин»),
завод в Мончегорске, Краностроительный завод в г. Рустави (Грузия).
Башенные краны отечественных заводов
соответствует требованиям российских стандартов, норм и правил,
регламентирующих условия работы оператора и запас прочности
оборудования. Отечественные ГОСТы по ряду требований
гораздо жестче, чем стандарты Германии, Финляндии, Британии
– DIN, SFS, BS.
|
Так, например, работа импортных кранов разрешена, как правило, до
–25 °С, для отечественных кранов в обычном исполнении допуск составляет
до –40 °С, у КБ-578 и до –60 °С. Однако с появлением ускоренных
технологий строительства сокращения цикла работ в зимний период
эти требования уже не являются приоритетными или актуальными.
Современные строительные технологии монолитного возведения зданий
предъявляют новые требования к кранам:
- компактность места установки,
- скорость перемещения грузов,
- значительная высота,
- увеличенная зона обслуживания
- простота монтажа.
Поэтому на отечественном рынке пустующую нишу в 1990-х годах заняло
оборудование зарубежного производства.
Зарубежные производители
башенных кранов
|
Компания Potain представлена в России двумя сериями: гидравлические
компактные самомонтирующиеся башенные краны HD для работы в стесненных
условиях и рельсовые или фундаментные высотные башенные краны серии
MD, которые оснащены системой координатной защиты и управления для
работы в пересекающихся рабочих зонах. Грузоподъемность кранов – 6...12
т. При вылете стрелы 60 м высота свободностоящих кранов достигает
75 м, а с пристежкой к зданию – до 200 м и выше.
|
Башенный кран немецкой фирмы Liebherr
|
В модельный ряд немецкой фирмы Liebherr входит семь серий башенных
кранов (HC, LC, LD, EL, EC-H, EC-H Litronic и EC-HM FR.Litronic),
три серии специальных кранов (EC-B, HC-K, HC-L) и пять серий компактных
монтажных кранов (H, HM, TT, K и R), управляемых с пульта на земле.
Жаль только, что нормы Ростехнадзора России не позволяют управлять
такими механизмами дистанционно. При этом краны серии R (32 TTR и
42 KR.1) грузоподъемностью 4 т (высота подъема груза 24 м и 26 м соответственно)
изготовлены на гусеничном ходу, что делает их незаменимыми на грунтах
с пониженной несущей способностью. Для работы в городских условиях
производят башенные краны на автомобильном шасси (8-тонные Liebherr
МК 80 и Liebherr МК 100) и на шасси прицепа (1,2- и 2,0-тонные Liebherr
13 HM и Liebherr 20 HM).
Компания Comedil TEREX экспортирует в Россию новейшую модель
крана CTT Flat top, используемую строителями США и Европы. Существует
21 модификация этой модели для решения задач любого масштаба и любой
сложности – от небольшой реконструкции до возведения кварталов высотных
домов или больших мостов. В зависимости от модификации грузоподъемность
кранов CTT изменяется от 2,5 до 40 т, максимальный вылет стрелы –
от 41 до 85 м, а высота – от 18 до 106 м без крепления к стене и до
285 м в случае крепления к строительному объекту.
Кроме этого на рынке России широко представлены башенные краны IHI,
Jaso, Linden-Comansa, Ogawa, PPM, Raimondi
и Zeppelin (серия ZBS).
По материалам журнала "Основные Средства"
№5/2005 "Выше небоскреба.", автор Ю. Петров
|