Выпуск №44. Статья №2.
Минский тракторный: становление лидера отрасли
Официальной датой рождения Минского тракторного
завода считается 26 мая 1946 г., когда было подписано
постановление Сомина №1142. Проектируемое предприятие должно было
освоить выпуск сельскохозяйственных тракторов КД-35 ("Кировец"
дизельный), производство которых передавалось сюда из Липецка. Суточная
расчетная мощность завода составляла тогда 50 с.-х. тракторов, и в
процессе возведения новых корпусов производство планировалось наращивать
в несколько этапов.
В послевоенном разрушенном Минске был острый дефицит крытых помещений,
и между наркоматами шла битва за каждое уцелевшее после бомбежек здание.
Строители жили в палаточном лагере, а первые тракторы были выпущены
фактически под открытым небом , в наспех приспособленных мастерских,
поскольку весь 1947 г. продолжался монтаж оборудования корпуса сборочного
цеха. Несложный даже по тем временам КД-35 выпускали в Минске всего
два года: с 1946-го по 1948 г. было собрано около
2500 тракторов, после чего завод перешел на выпуск пусковых
карбюраторных двигателей ПД-10, а с начала 1950г.
начал изготавливать дизели Д-35, которые отправляли в Липецк.
Гусеничные тракторы
МТЗ
|
|
|
|
|
КД-35 (1946-1947гг.)
|
Т-50В (1959г.)
|
Т-54В (1964г.)
|
Т-54С (1964г.)
|
|
|
|
|
КТ-12 (1951-1954гг.)
|
КТ-12А (1955г.)
|
ТДТ-40 (1956г.)
|
ТДТ-60 (1956г.)
|
К выпуску тракторов завод вернулся лишь в 1950-х.
15 августа 1951 г. из сборочного цеха вышел первый в мире трелевочный
газогенераторный трактор КТ-12, разработанный на Кировском заводе,
но его серийное производство началось лишь в 1953 г. В дальнейшем,
после модернизации, трактор получил индекс КТ-12А. Использование
газогенератора оправдывало себя лишь на заготовке древесины при трелевке
нераскряжеваиного леса от места валки к верхнему складу, где больше
всего древесных отходов, служащих топливом для газогенератора. На
КТ-12А в передней части был установлен автомобильный 36-сильный
двигатель Урал-ЗИС-3 52Т, изготовленный на базе карбюраторного ЗИС-5М.
Он отличался более высокой степенью сжатия, конструкцией впускного
и выпускного коллекторов, что обусловлено его приспособленностью для
работы на генераторном газе, получаемом от сжигания древесных чурок.
Газогенератор Т2Г с "циклоном" и фильтром тонкой очистки
газа располагался за кабиной. Траки гусениц были литые из стали с
плавающими незакрепленными пальцами.
Технические характеристики
гусеничных тракторов МТЗ
Тип трактора |
КД-35
|
КТ-12
|
КТ-12А
|
ТДТ-40
|
ТДТ-60
|
Т-50В
|
Т-54В
|
Т-54С
|
Год выпуска |
1946-1949
|
1951-1954
|
1955
|
1956
|
1956
|
1959
|
1964
|
1964
|
Тяговый класс, т |
2
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
Масса трактора, кг |
3700
|
6060
|
6150
|
6500
|
11000
|
3570
|
3215
|
3400
|
Габаритные размеры, мм |
3080х1430х
1420
|
4500х1900х
2415
|
4500х1884х
2423
|
4500х1830х
2430
|
5505х2370х
2700
|
3595х1050-1250х2250
|
3400х1050-1250х2210
|
3550х1550х
2210
|
База, мм |
1650
|
3370
|
3370
|
2040
|
2720
|
1585
|
1520
|
1700
|
Клиренс, мм |
275
|
540
|
440
|
540
|
550
|
220
|
270
|
420
|
Колея, мм |
1090
|
1480
|
1480
|
1200-1800
|
1480
|
850, 950
|
800
|
1335
|
Удельное давление на грунт, кгс/см2 |
0,5
|
0,39
|
0,44
|
0,45
|
0,417
|
0,4-1,07
|
0,39
|
0,5
|
Ширина траков, мм |
280
|
280-340
|
340
|
340
|
460
|
200, 300
|
200
|
200
|
Двигатель |
Д-35
|
ЗИС-21А+ХТЗ-Т2Г
|
УралЗИС-352Т+ХТЗ-Т2Г
|
Д-48Т или Д-40Т
|
Д-60Т
|
АСМД-7В
|
Д-50Г
|
Д-50Г
|
Рабочий объем цилиндров, см3 |
4084
|
5555
|
5555
|
4500
|
7460
|
5400
|
4750
|
4750
|
Номинальная мощность, л.с. |
35 при 1400 мин-1
|
45 при 2300 мин-1
|
36 при 1800 мин-1
|
48 при 1600 мин-1
|
60 при 1500 мин-1
|
50 при 1500 мин-1
|
55 при 1600 мин-1
|
55 при 1600 мин-1
|
Число передач вперед/ назад |
5/1
|
5/1
|
5/1
|
5/1
|
5/1
|
10/2
|
9/2
|
9/2
|
Сформированный на МТЗ конструкторский отдел в
период с 1948-го по 1953 г. самостоятельно спроектировал два
типа первых в Советском Союзе тракторов средней мощности на пневматических
шинах низкого давления. Первый трактор - МТЗ-1 предназначался
для обработки высокостебельных культур, имел высокий (до 640 мм) агротехнический
просвет и сближенную ошиновку передних колес. Второй - универсальный
трактор МТЗ-2 с регулируемой колеей передних колес предназначался
для пропашных работ. 14 октября 1953 г. начался серийный выпуск МТЗ-2,
ставшего родоначальником большого семейства тракторов "Беларусь".
Обе модели были оборудованы ходоуменьшителем, блокировкой дифференциала
и навесной системой НС-37.
Ранние колесные
тракторы МТЗ
|
|
|
|
|
МТЗ-1 (1954-1957гг.)
|
МТЗ-5 (1956г.)
|
МТЗ-5К(1957-1961гг.)
|
МТЗ-5ЛС полугусеничный (1961-1962гг.)
|
|
|
|
МТЗ-7М (1958-1960гг.)
|
МТЗ-5МС (1961-1962гг.)
|
|
|
МТЗ-7Л (1958-1960гг.)
|
МТЗ-2 (1953-1958гг.)
|
МТЗ-7МС (1961-1962гг.)
|
В ознаменование 50-летия выпуска первого советского трактора в
течение месяца на выпускаемые МТЗ-2 наклеивали специальные
стакеры, а в 1971 г., в честь 25-летнего юбилея с момента основания
Минского тракторного завода, первенец МТЗ-2 был водружен
на постамент перед центральной проходной завода. Кроме Минского
тракторного, выпускавшего МТЗ-2 до 1958 г., его производство с 1954
г. велось также на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.
Параллельно с началом производства колесных тракторов на заводе
в 1954 г. разработана конструкция трелевочного трактора
ТДТ-40 для вывозки хлыстов с лесосеки. С мая 1956 г. началось
его серийное производство. ТДТ-40 также широко использовали
на лесосплаве, для различных транспортных работ в условиях бездорожья.
Одновременно с этим начался выпуск трелевочных тракторов ТДТ-60,
производство которых в том же месяце передали на Алтайский завод
(ныне "Алттрак"), и были построены опытные образцы дизеля
Д-50.
До 1957 г. колесные тракторы МТЗ комплектовали
вихрекамерным дизелем Д-36, а с 1958 г.
начали устанавливать Д-40К спусковым двигателем ПД-10М.
После первой значительной модернизации трактор стали выпускать под
маркой МТЗ-5 (его первые образцы были готовы уже
в январе 1956 г.), а после установки на нем раздельно-агрегатной
гидравлической навесной системы - МТЗ-5К. Новая 10-ступенчатая
коробка передач позволяла отказаться от демультипликатора. На 40-сильном
двигателе вместо фильтра тонкой очистки АСФО установлена реактивная
центрифуга; была увеличена до 50 л вместимость трансмиссии и до
22,5 л вместимость гидравлической системы, установлены широкие передние
колеса 5,50-16". МТЗ-5 стал первым отечественным трактором,
выпускавшимся в большом числе модификаций: МТЗ-5Л (с
1958 г.), модификация МТЗ-5ЛС с электростартером,
модернизированный в 1961-м МТЗ-5М
и его версия МТЗ-5МС с электростартером.
Технические характеристики ранних колесных тракторов МТЗ тягового
класса 1,4 >>
Завод выпускал и тракторы МТЗ-5ЛС на полугусеничном ходу
(гусеничная лента, надеваемая на заднее колесо с "ленивцем"
спереди) и МТЗ-5К на арочных шинах для работы на переувлажненных
почвах. В ряд модификаций МТЗ-5 с 1958
г. входили и полноприводные МТЗ-7Л, МТЗ-7М, МТЗ-7ЛС и
МТЗ-7МС с передним ведущим мостом, в котором использованы узлы
ГАЗ-63. Такое решение было вынужденным - высокий кожух моста с картером
под дифференциал снижал агротехнический просвет, и впоследствии
был разработан собственный ведущий мост.
Колесные тракторы МТЗ 1960-х гг. >>
Технические характеристики колесных тракторов МТЗ-50, МТЗ-52 >>
В истории минских тракторостроителей не было и года, чтобы не произошло
какое-либо знаменательное событие. В 1958-м
завод выпустил 100-тысячный трактор, на всемирной выставке
в Брюсселе трелевщику ТДТ-60 присудили Гран-при, а МТЗ-5 и МТЗ-7
удостоили почетных дипломов. Производство этих тракторов
в Минске велось до 1962 г., тогда как Южный машиностроительный завод
МТЗ-5 выпускал их еще целое десятилетие.
С 1961 г. вступил в строй Минский моторный
завод, было налажено производство универсального колесного МТЗ-50
и чуть позже - полноприводного МТЗ-52. За разработку этих
тракторов тягового класса 1,4, а также МТЗ-7 завод награжден Дипломом
I степени ВДНХ. В январе 1962-го осуществлен безостановочный переход
к серийному производству трактора переходной модификации МТЗ-50ПЛ
с дизелем Д-40.
Базовый трактор МТЗ-50 комплектовали 54-сильным дизелем Д-50,
который также устанавливали на все модификации этой модели.
В декабре 1964 г, началось производство
сразу нескольких моделей тракторов: хлопководческого МТЗ-5ОХ
с трехопорной ходовой частью, полноприводного МТЗ-52, который
спустя два года на Лейпцигской Международной ярмарке получил
Золотую медаль, и гусеничных машин - виноградникового
Т-54В и свекловодческого Т-54С.
Минский тракторный завод становится центром
и фактически отраслевым КБ по разработке колесных тракторов.
Богатый научно-кадровый потенциал вкупе с широкомасштабными НИОКР
позволил сократить цикл разработки новых тракторов до двух лет,
и этот показатель удерживается до сих пор. В
1965 г. выпущены опытные скоростные тракторы МТЗ-60
(4x2) и МТЗ-62 (4x4) с дизелем Д-60 и кабиной с панорамным
трехсекционным остеклением, которое применяли также на опытных моделях
МТЗ-50 и МТЗ-52. Спустя четыре года серию "полтинников"
подвергли рестайлингу, и модельный ряд стал выглядеть так: базовый
МТЗ-5ОА, трехколесный МТЗ-50Х1, крутосклонный МТЗ-50АК, полноприводный
МТЗ-52А, крутосклонный МТЗ-52АК, низкоклиренсный
МТЗ-52АН. Завод выпускал и специализированные версии: хлопковый
МТЗ-50Х2 и МТЗ-50У со сближенными, как у МТЗ-1, передними
колесами, портальный МТЗ-5ОК, полугусеничные МТЗ-50АПГ
и МТЗ-50ПГХ.
С началом выпуска тракторов МТЗ-50, -52 совпало интенсивное развитие
экспорта как по объему, так и по географии поставок.
В конце 1960-х марка "Беларусь" становится головным
брендом и для некоторых других отечественных тракторов, поставляемых
Трактороэкспортом за рубеж. Производство набирало обороты, и
с конвейера в 1960-х ежегодно сходило примерно 90 000 тракторов.
В 1972 г. завод выпустил миллионный
трактор, которым стал МТЗ-52А. Его подарили Герою Социалистического
Труда трактористке Минской области Надежде Ивановне Куницкой. Машина
проработала в колхозе без капитального ремонта 10 лет, а затем именной
трактор оставили труженице в личное пользование.
Свою первую правительственную награду завод получил
25 июля 1966 г. МТЗ был награжден орденом Ленина "За достигнутые
успехи в работе, создание новых конструкций машин и внедрение передовой
технологии".
13 октября 1970 г. завод отрапортовал
о выполнении производственного задания VIII пятилетки, а 3
декабря тракторам МТЗ-50 и МТЗ-52Л присвоили государственный
"Знак качества". Буквально
вслед за этим, в конце января, коллектив
завода был награжден орденом Октябрьской
Революции. Формулировка "За большие успехи в выпуске
тракторов, в использовании производственных мощностей и создании
конструкций высокопроизводительных тракторов" подразумевала
заочный кредит доверия коллективу предприятия. В том же 1971-м
завод собрал опытный образец трактора МТЗ-80 с дизелем Д-240,
который серийно начнут выпускать еще через три года. В последующем
именно "80-я" серия станет визитной карточкой завода.
Это самый массовый трактор в мире выпускают и сейчас в разных модификациях,
в том числе полноприводный МТЗ-82. Само же поколение МТЗ-50,
-52 продержалось в производстве до 1974 г.
В следующем номере рассылки читайте продолжение.
По материалам специализированного журнала "Основные
Средства", № 8/2006,
"Минский тракторный. Становление лидера отрасли",
авторы: Ю. Петров, В. Гар.
|