Выпуск №2. Статья №3. Стр.3
Кривошипно-шатунная
группа двигателей ЯМЗ.
Кривошипно-шатунная группа (КШМ) включает основные детали, определяющие
работоспособность двигателя: шатун, палец, коленчатый вал, вкладыши
шатуна и коленчатого вала, упорные подшипники коленчатого вала.
Одними из причин наиболее тяжелых отказов двигателя являются задиры
и проворот вкладышей в расточках шатуна или блока.
При провороте коренных вкладышей выходят из строя коленчатый вал
и блок цилиндров (нарушение расточки в блоке). При провороте шатунных
вкладышей выходят из строя шатун, коленчатый вал и при обрыве шатуна
- блок цилиндров. В обоих случаях тяжесть отказа такова, что необходим
капитальный ремонт двигателя с заменой или восстановлением блока
цилиндров и коленчатого вала. Шатун при данном отказе восстановлению
не подлежит.
Причинами задира и проворота вкладышей могут быть:
- масляное голодание. Отсутствие или недостаточное количество
масла в подшипниках могут быть вызваны следующими причинами: недостаток
масла в картере двигателя, выход из строя масляного насоса, использование
масла с высокой температурой застывания при низких температурах,
закоксовка предохранительного (редукционного) клапана в открытом
положении; подсос воздуха на линии всасывания перед масляным насосом
и др.
Дефект развивается за короткий промежуток времени (обычно менее
минуты работы двигателя после пуска и ещё меньше при работе двигателя
под нагрузкой). Следовательно, при отсутствии давления масла после
пуска или при его падении в процессе работы двигателя, которые определяются
по показаниям штатного манометра на панели приборов в кабине автомобиля
или трактора, необходимо остановить двигатель для выяснения причины
неисправности. Поиск причины неисправности надо начинать с проверки
уровня масла в картере и давления в главной магистрали двигателя
с помощью контрольного манометра;
- разжижение масла топливом. В случае небольшого разжижения
масла топливом (при снижении вязкости на 15...20% от исходной) неисправности
в работе подшипников не происходит. При этом имеет место снижение
температуры подшипников за счёт увеличения расхода масла через них.
Дальнейшее снижение вязкости масла приводит к ухудшению несущей
способности масляного слоя, контакту шеек вала с вкладышами и их
задиру.
Разжижение масла чаще всего происходит на линии слива топлива с
форсунок. Этот дефект может оставаться незамеченным длительное время,
внешними признаками которого являются отсутствие расхода масла и
повышение уровня масла в картере двигателя. В этом случае необходимо
проверить герметичность линии слива топлива с форсунок опрессовкой
её сжатым воздухом под давлением 0,05...0,1 МПа (0,5...1,0 кг/см2).
Места разгерметизации определяются по пузырькам выходящего воздуха;
- попадание загрязнений в зазор вкладыш-шейка вала. Твердые
частицы (металлические и абразивные), проходя с маслом через зазоры
в подшипниках, оставляют царапины на слое свинцовистой бронзы вкладышей.
Эти царапины приводят к вспучиванию поверхности вкладышей, значительному
повышению их температуры (до 600°С) с последующей деформацией и
ослаблением натяга.
Вероятность попадания загрязнений в подшипники коленчатого вала
практически полностью устраняется при обеспечении нормальной работы
системы фильтрации масла, при которой перепускной клапан полнопоточного
фильтра не открывается даже при пуске двигателя. В данном случае
не загорается сигнальная лампочка открытия указанного клапана, расположенная
на панели приборов в кабине. Загорание лампочки свидетельствует
об открытии перепускного клапана, что говорит о засорении элементов
фильтра или об использовании масла, несоответствующего температуре
окружающего воздуха (особенно зимой). Эксплуатация двигателя с горящей
сигнальной лампочкой категорически запрещена.
N
|
Номер по каталогу
|
Количество
|
Наименование
|
1
|
310040-П29 |
1
|
Болт |
2
|
201-1005066 |
1
|
Шайба |
3
|
236-1005061-Б |
1
|
Шкив |
4
|
236-1005026-Б |
1
|
Противовес передний |
5
|
236-1005055 |
1
|
Гайка |
6
|
236-1005056-А |
1
|
Шайба |
7
|
236-1005043 |
1
|
Маслоотражатель передний |
8
|
236-1005009-Д |
1
|
Вал коленчатый |
9
|
236Э-1000104-В2 |
1
|
Вкладыши шатунных подшипников,
88 мм, комплект |
9
|
236Э-1000104-В2-Р1, Р2, РЗ, Р4, Р5, Р6 |
1
|
Вкладыши шатунных подшипников,
87,75-86,50 мм через 0,25 мм, комплект |
10
|
236-1000102-Б2 |
1
|
Вкладыши коренных подшипников,
ПО мм, комплект |
10
|
236-1 000102-Б2-Р1, Р2, РЗ, Р4, Р5, Р6 |
1
|
Вкладыши коренных подшипников,
109,75-108,50 мм через 0,25 мм, комплект |
11
|
236-1004058-В |
12
|
Вкладыш шатунного подшипника |
12
|
236-1005 170-В |
4
|
Вкладыш верхний |
13
|
236-1005183-Д |
4
|
Полукольцо упорного
подшипника |
14
|
236-1005129-Б |
2
|
Пластина левая |
15
|
236-1005127-А |
8
|
Болт крепления маховика |
16
|
236-1005128-А |
2
|
Пластина правая |
17
|
236-1005115-Ж |
1
|
Маховик |
18
|
236-1005125-А2 |
1
|
Обод |
19
|
312579-П29 |
12
|
Шайба |
20
|
201501-П29 |
12
|
Болт |
21
|
236-1005042 |
1
|
Маслоотражатель задний |
22
|
236-1005171-В |
4
|
Вкладыш нижний |
23
|
313933-П |
6
|
Заглушка |
24
|
236-1000107-В4 |
1
|
Вал коленчатый с вкладышами
подшипников, комплект |
25
|
236-1005030 |
1
|
Шестерня |
26
|
314006-П2 |
3
|
Шпонка |
27
|
238П-1005061 |
1
|
Шкив трехручьевой |
Статья из журнала
"Техническое обслуживание", № 2-3,октябрь 2004
|