Главная
> Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №1. Статья №2.
Траншейные экскаваторы:
из истории строительной техники
|
АО "Михневский РМЗ" с 60-х годов производит
ТРАНШЕЙНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ
на колесной и гусеничной базе, с зимними / летними / универсальными цепями, одним / двумя режущими органами
Мы продаем ТРАНШЕЙНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ по САМЫМ НИЗКИМ ЦЕНАМ в России!
|
|
|
|
БГМ-2 (ширина цепей: 210, 270, 410 мм. Глубина траншеи до 1400 мм (по спецзаказу - до 1600мм)
Подробнее >> |
БГМ-1 (глубина/ширина щели 1400/140мм. Зимняя цепь, поворотный отвал)
Подробнее >> |
ЭТЦ-75 (Ширина цепей 210, 270, 410мм. Глубина траншеи до 1400мм (по спецзаказу - до 1600мм).
Подробнее >> |
|
|
|
БР-00 / БР-01 / БР-01-300 / АТМ (один / два реж.органа, ширина щели: 2х140, 140, 300, 280, 400мм. Глубина: 1800, 2000мм)
Подробнее >> |
ТКМГ-1200 (Ширина траншеи: 90, 150мм
Глубина траншеи: до 1200мм. Гидрофицированный, из импортных комплектующих)
Подробнее >> |
МЗЦ-75 (глубина/ширина щели 1400/140мм. Зимняя цепь, бульдозерный отвал.
)
Подробнее >> |
Далекая история
Траншейные экскаваторы являют собой отдельную весьма любопытную
страницу истории отечественного строительно-дорожного машиностроения.
История донесла до нас сведения, что многоковшовые экскаваторы,
к которым относятся траншейнники, выпускались в России Путиловским
заводом в Санкт-Петербурге. В период с 1903 по 1917 г.г. завод изготовил
12 экскаваторов на рельсовом ходу с паровым привод механизмов и
ковшами емкостью 100 л. Эти экскаваторы использовались на строительстве
Транссибирской железной дороги. Производство многоковшовых экскаваторов
началось в Советском Союзе с машин поперечного копания. В 1932-1934
г.г. для нужд кирпичной промышленности было изготовлено небольшое
количество полукустарных экскаваторов Красный кирпичник.
Производство траншейных экскаваторов
в СССР
|
Годы
|
Количество, шт.
|
1940 |
63
|
1946 |
2
|
1950 |
345
|
1955 |
726
|
1960 |
967
|
1965 |
1733
|
1970 |
3001
|
1975 |
3517
|
1978 |
3390
|
|
|
Первые траншейные экскаваторы
Ну а предмет нашего рассмотрения - первый советский траншейный экскаватор
МК-1 (на заглавном фото в начале статьи) был собран в январе
1934 года Дмитровским экскаваторным заводом. В рапорте предприятия
в адрес Московского комитета ВКП(б) и Наркомтехпрома говорилось, что
экскаватор МК-1 был изготовлен в ходе социалистического соревнования
в честь XII съезда партии. Освоение выпуска данных экскаваторов освободило
нашу страну от закупок аналогичной техники за рубежом.
|
МК-1
|
МК-1 предназначался для рытья траншей глубиной 2,25 под укладку
водопроводных и канализационных систем. Он оборудовался десятью ковшами
на цепном приводе и имел производительность 80 м3. В 1935 г. на том
же предприятии был создан специальный траншейный экскаватор МТТ,
использовавшийся на строительстве трамвайных путей в Москве. В 1938-1939
г.г. Дмитровский завод приступил к выпуску цепного траншейного экскаватора
МК-IV с максимальной глубиной копания 1,2 м., предназначенного для
строительства линий связи. Опыт эксплуатации выявил недостаточную
износостойчивость ряда ответственных деталей, что приводило к частым
и дорогостоящим ремонтам. Также незадолго до войны завод построил
опытный образец роторного траншейного экскаватора КГ-65 с максимальной
глубиной копания 1,5 м.
30-е годы
В середине 30-х годов траншейные экскаваторы выпустил также Киевский
завод "Красный экскаватор". Им была освоена модель цепного
экскаватора МК-II с максимальной глубиной копания 6м при ширине
1,2м. Эта модель являлась на тот момент самой крупной в СССр и предназначалась
для рытья траншей под водопроводные и канализационные магистрали.
МК-II не смог найти широкого применения из-за большого веса
и габаритов, а также малой маневренности и производительности. Перед
войной в 1940 г. на Киевском заводе создали опытный образец более
совершенного цепного экскаватора МК-III с переменной шириной
экскавации. При такой же глубине, как и у МК-II, новая машина могла
рыть траншеи шириной 1,2; 1,5; и 1,8 м.
40-е годы
Всего до Великой Отечественной войны в Советском Союзе было выпущено
525 траншейных экскаваторов, из них около 500 - на Дмитровском экскаваторном
заводе. Во время войны траншейные экскаваторы почти не выпускались,
лишь Дмитровский завод, эвакуированный в ноябре1941 года в Тюмень,
за период с 1942 по 1945 г.г. изготовил девять экскаваторов МК-I.
В 1946 году в нашей стране было выпущено всего два траншейных экскаватора,
оба на Дмитровском экскаваторном заводе.
Послевоенные годы
В первую послевоенную пятилетку основным производителем траншейных
экскаваторов являлся Дмитровский завод. После войны предприятие
возобновляет выпуск экскаваторов КГ-65. В 1947 году здесь был
начат выпуск модернизированного экскаватора-канавокопателя МК-IМ
для рытья траншей глубиной до 3,5 м. После очередной модернизации
МК-IМ получил индекс ЭТ-351 и выпускался до 1951 года, когда
ему на смену пришел более совершенный экскаватор ЭТН-352 с аналогичными
рабочими характеристиками. К концу 40-х годов предприятие освоило
производство цепного экскаватора ЭТ-251 для рытья канав с максимальным
профилем 1,1х2,5 м. Машина с такими характеристиками на тот момент
была наиболее востребована. Еще один экскаватор начала 50-х годов,
выпускавшийся в Дмитрове, - ЭТ-121. Эта наиболее легкая из
модельного ряда дмитровских траншейных многоковшовых уепных экскаватров
машина предназначалась для рытья траншей прямоугольного сечения -
0,5х1,2 м, при прокладке линий связи и силовых кабелей. В отличие
от всех ранее освоенных отечественных экскаваторов, ЭТ-121 представлял
собой навесное оборудование на стандартный сельскохозяйственный трактор
СТЗ НАТИ. Такая конструкция снижала стоимость и трудоемкость изготовления
машины.
50-е годы
|
Экскаваторы серии БТМ выпускались с 1957
года на протяжении более 20 лет
|
В 1955 году экскаваторы ЭТ-251 и ЭТН-352 снимаются с производства,
и со следующего года начинается серийный выпуск универсального траншейного
экскаватора ЭТУ-353. Универсальным экскаватор назван потому,
что он заменил оба типа экскаваторов, имел сменное оборудование
для рытья траншей в мерзлых грунтах, а также оборудование для получения
траншей со ступенчатыми стенками в неустойчивых грунтах. В 1954
году роторный экскаватор КГ-65 был заменен усовершенствованной машиной
ЭТР-152, продержавшейся на конвейере совсем недолго, до 1956
года. А уже с 1957 года завод начинает производство мощного роторного
траншейного экскаватора БТМ, смонтированного на базе артиллерийского
тягача, именовавшегося "изделие 409У". 28-тонная машина
отрывала траншеи глубиной до 1,5 м. Несмотря на немалый вес, машина
развивала довольно высокую транспортную скорость - до 35,5 км/ч.
Экскаваторы серии БТМ в разных модификациях выпускались вплоть до
конца 70-х годов. Главным потребителем такой техники долгое время
оставались Вооруженные силы.
Год от года рос объем выпуска техники на Дмитровском экскаваторном
заводе. Если в 1946 году предприятие изготовило всего два траншейных
экскаватора, то спустя десять лет, в 1956 году, их производство
увеличилось до 439 штук.
На Киевском заводе "Красный экскаватор" в первой
половине 50-х годов изготовлялись дренажные экскаваторы ЭТ-141,
предназначенные для рытья траншей с заданным уклоном под укладку
гончарных труб. Уже в 1957 году на смену 141-й модели приходит ЭТ-142,
базовой машиной этого экскаватора служил доработанный гусеничный
трактор ДТ-54. В том же 1957 году осваивается производство цепного
экскаватора ЭТН-122, который стал первой в Советском Союзе
траншейной машиной на базе колесного трактора МТЗ-5 Беларусь. Легкий
маневренный экскаватор, обладающий довольно высокой транспортной
скоростью (по сравнению с гусеничными машинами), позволял отрывать
траншеи сечением 0,4x1,2 м под укладку кабеля. Применение плужковых
рабочих органов сделало возможным непосредственный отвал отрываемого
грунта из траншеи.
|
ЭР-2 предназначался для нужд газовой
промышленности
|
Производством роторных траншейных экскаваторов для нужд газовой промышленности
занимался Московский экспериментально-механический завод (МЭМЗ).
В 1950-1954 гг. на базе, коренным образом переделанного трактора С-80
выпускалась модель ЭР-2, предназначенная для укладки магистральных
трубопроводов. Ротор экскаватора, оснащенный 14 ковшами, разрабатывал
траншею сечением 0,85x1,7 м. В 1953 году отраслевое СКБ "Нефтестроймашина"
разработало новую конструкцию экскаватора ЭР-4 с глубиной копания
1,8 м. Главным отличием от предшественника было то, что рабочий орган
выполнялся в виде полуприцепа к базовому трактору С-80, благодаря
чему последний подвергался минимальной переделке. С 1958 по 1962 год
МЭМЗ серийно выпускал дизель-электрический экскаватор ЭР-5,
созданный на основе ЭР4. Его основные рабочие характеристики были
выше, чем у ЭР-4 (глубина копания - 2,2 м). В 1959 году завод
освоил выпуск роторного траншейного экскаватора ЭР-7А, созданного
на основе трактора С-100, занимавшего промежуточное положение по рабочим
характеристикам между моделями ЭР-4 и ЭР-5. Также в тот период предприятие
изготовляло легкий 10-тонный экскаватор ЭР-6 на тракторе ДТ-54
(остальные модели имели массу 20-25 т), предназначенный для рытья
траншей сечением 0,5x1,2 м.
Бурное развитие мелиоративного строительства в нашей стране требовало
создания дополнительных мощностей по выпуску специализированных экскаваторов
для мелиорации. В период 50-60-х годов такая техника была освоена
сразу на трех предприятиях - Таллиннском заводе, Брянском заводе ирригационных
машин и Брянском заводе дорожных машин.
В 1956 году в ряды производителей траншейных экскаваторов вошел Таллиннский
экскаваторный завод. Сюда было передано с завода "Красный
экскаватор" производство дренажных экскаваторов ЭТ-142,
а также легких цепных экскаваторов ЭТН-122 на базе трактора
Беларусь. В 1957 году Таллиннский завод перешел к выпуску более легких
дренажных экскаваторов ЭТН-171 массой 9,2 т, способных разрабатывать
траншеи сечением 0,5x1,9 м.
60-е годы
В 1960 году ЭТН-122 подвергся модернизации, трансформировавшись в
модель с индексом ЭТН-123, а уже в 1961 году появился усовершенствованный
ЭТН-124, снабженный кабиной. Спустя четыре года начинается
производство экскаватора ЭТЦ-161 на шасси новой модели трактора МТЗ-50
Беларусь с более мощным двигателем. Это позволило повысить глубину
копания с 1,2 м до 1,6 м. В 1967 году на смену экскаватору ЭТН-171
пришел ЭТЦ-202, оснащенный объемным гидроприводом с бесступенчатым
регулированием скоростей передвижения. У экскаватора для мелиоративных
работ ЭТЦ-202 была и общестроительная модификация ЭТЦ-201,
предназначенная для рытья траншей глубиной до 2 м. В конце 60-х годов
предприятие освоило изготовление цепного скребкового узкотраншейного
экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-163, применяемого для рытья
траншей с одновременной укладкой труб.
|
Экскаватор ЭТР-201
|
В 60-х годах выпуск траншейных экскаваторов осваивается на Брянском
заводе ирригационных машин. Первой стала уже известная, модернизированная
к тому времени, модель ЭР-7АМ Московского экспериментально-механического
завода. В дальнейшем предприятие сосредоточило усилия на выпуске траншейных
экскаваторов двух типов - для мелиоративного и нефтегазового строительства.
С 1966 по 1969 гг. завод изготовлял двухроторные экскаваторы ЭТР-122
для рытья оросительных каналов за один проход. Рабочими органами машины
являлись два наклонных ротора бесковшового типа. Для рытья оросительных
каналов глубиной до 3 м и шириной по верху до 13 м в 60-70-е годы
выпускались шнекороторные дизель-электрические экскаваторы ЭТР-301
массой 78 т. К этому же периоду относится более легкая 35-тонная модель
ЭТР-201.
Брянский завод дорожных машин в середине 60-х годов освоил
производство 27-тонного экскаватора-дреноукладчика Д-658А для
устройства закрытого дренажа на орошаемых землях. К концу 60-х эту
модель сменил усовершенствованный экскаватор Д-659А.
После перестройки системы управления промышленностью в состав Минстройдоркоммаша
вошел Харьковский экскаваторный завод, приступивший с 1963
года к производству роторных траншейных экскаваторов ЭТР-141,
заменивших в производстве модель ЭР-6. Шестью годами позже в Харькове
начали выпуск экскаватора ЭТЦ-2О5С, предназначенного для рытья
траншей в грунтах сезонного промерзания и в вечномерзлых грунтах.
Созданный на базе бульдозера Д-687С, экскаватор обеспечивал разработку
грунта на глубину до 2 м.
60-70-е годы можно считать золотыми в отечественном производстве траншейных
экскаваторов. Великие стройки социализма требовали все большего количества
самой разнообразной техники, и родная промышленность чутко реагировала
на запросы строителей. Ведущими отраслевыми КБ - ВНИИземмаш, Газстроймашина,
Мелиормаш, ВНИИстройдормаш был разработан широкий спектр траншейных
машин, а заводами отрасли освоено их серийное изготовление. И если
до начала 60-х годов основным производителем траншейных экскаваторов
в СССР являлся Дмитровский экскаваторный завод, дававший в 50-е годы
более 70% общесоюзного выпуска, то уже в 1975 году, когда промышленность
выдала на-гора 3517 траншейников, его доля составляла всего 17%.
|
|
В 1962 году ЭТУ-353 - основная модель
Дмитровского завода заменяется на ЭТУ-354 (на фото)
|
ЭТР-132, поэтапно модернизируясь, долгое
время выпускался Дмитровским заводом
|
В 1963 году Дмитровский завод изготовил опытную партию роторных
экскаваторов ЭТР-131 с прицепным рабочим органом к трактору
Т-140. Машина предназначалась для работы в комплекте кабелеукладочной
техники. В 1964 году экскаватор был усовершенствован, новая модель
ЭТР-132 характеризовалась повышенной в 1,5 раза производительностью.
ЭТР-132, поэтапно модернизируясь, долгое время выпускался заводом.
В 1962 году основная модель предприятия -цепной экскаватор ЭТУ-353
заменяется ЭТУ-354, у которого горизонтальные шнеки для рытья
ступенчатых траншей заменены пильными ценными откосниками. С 1976
года завод перешел на выпуск гидравлического цепного траншейного экскаватора
ЭТЦ-252 на базе трелевочного трактора ТТ-4, имеющего более высокую
(в 1,8 раза) производительность.
|
|
|
Гидравлический экскаватор
ЭТЦ-252 на базе трелевочного трактора ТТ-4
|
Армейский экскаватор ТМК-2 на шасси колесного
тягача КЗКТ-538 и его гусеничный собрат БТМ-4
|
Дальнейшее развитие траншейные экскаваторы нашли в моделях ЭТЦ-252А
и ЭТР-134, также базирующихся на тракторе ТТ-4. В 1982 году начато
производство экскаватора-кюветокопателя ЭТЦ-151, в значительной
степени унифицированного с машиной ЭТЦ-252А. Армия в 70-80-х
годах также получает новые модели роторных траншейных экскаваторов.
С 1975 года выпускается машина ТМК на шасси колесного тягача КЗКТ-538
(ИТК), после модернизации получившая обозначение ТМК-2. В 1978
году появляется еще один армейский экскаватор БТМ-4, созданный
на базе гусеничного транспортера.
Высокие темпы развития нефтяной и газовой промышленности требовали
выполнения больших объемов земляных работ. Создание новых моделей
траншейных экскаваторов шло по пути повышения их мощности и производительности.
Московский экспериментально-механический завод в 1962 году
создает роторный экскаватор ЭР-10 с глубиной копания 2,5 м.
В этот же период начинается производство еще более мощной машины с
дизель-электрическим приводом - ЭТР-301, способной разрабатывать
траншеи глубиной 3 м. В конце 60-х годов осваивается еще одна модель
дизель-электрического экскаватора - ЭТР-231, отрывающего траншеи
сечением 2,3x1,7 м. В первой половине 70-х годов Брянский завод ирригационных
машин в содружестве с МЭМЗ приступил к производству роторного траншейного
экскаватора ЭТР-204 на базе нового осваиваемого промышленностью
трактора Т-130. Эта машина заменила в производстве экскаватор ЭР-7АМ.
Модификацией экскаватора ЭТР-204 являлся ЭТР-223, в
значительной степени с ним унифицированный. В середине 70-х годов
МЭМЗ освоил еще одну модификацию на базе ЭТР-204-ЭТР-224.
70-е годы
|
|
|
|
Экскаватор-дреноукладчик Д-659Б Брянского
завода дорожных машин
|
Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-406 пришел
на смену Д-659Б 1978 году
|
ЭТР-253А олицетворял мощь советского экскаваторостроения |
|
На начало 70-х годов приходится создание поистине исполинского роторного
экскаватора ЭТР-253, базирующегося на дизель-электрическом
тракторе ДЭТ-250. 60-тонный агрегат с высокой производительностью
разрабатывал траншеи глубиной 2,5 м и шириной 2,1 м по дну и 3,2
м по верху. Опытный образец изготовил МЭМЗ, а серийное производство
модернизированной модели ЭТР-253А в 1972 году освоил Брянский
завод дорожных машин. Еще одна модель роторного траншейного
экскаватора - ЭТР-254, созданная на базе узлов и агрегатов
тракторов Кировец К-701 и Т-130, выпускалась с конца 70-х годов
на МЭМЗ. Она олицетворяла, наряду с ЭТР-231 и ЭТР-253А, мощь
советского экскаваторостроения. Аналогов этим машинам в мире не
было.
Расширялась номенклатура экскаваторов для мелиоративного строительства.
В середине 70-х годов Брянский завод дорожных машин начал
выпуск нового мелиоративного шнекороторного экскаватора ЭТР-206,
унифицированного с траншейным экскаватором ЭТР-204. В это
же время выпускается роторный траншейный экскаватор ЭТР-201Б,
применяемый в комплекте машин для облицовки монолитным бетоном каналов
глубиной до 1 м. Брянский завод дорожных машин в 1978 году перешел
на выпуск экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-406, сменившего
Д-659Б. В 1977 году на Харьковском экскаваторном заводе освоено
производство траншейного экскаватора ЭТЦ-208 на тракторе
Т-130Г-1 для устройства дренажа в зимнее время в мерзлом грунте.
В свою очередь, на Таллиннском экскаваторном заводе на базе этого
экскаватора создан экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-206. В конце
70-х - начале 80-х годов в Таллинне начинается выпуск унифицированного
семейства цепных экскаваторов ЭТЦ-208 на базе все того же
трактора Т-130Г-1, а на базе трактора МТЗ-82 изготовляется новая
модель цепного экскаватора ЭТЦ-165. В 60-80-е годы производством
мелиоративных экскаваторов также занимался Мозырский завод мелиоративных
машин.
Сегодня
Конечно, в короткой журнальной статье невозможно отразить всю историю
развития отечественной отрасли траншейных экскаваторов. За полувековой
промежуток времени - с 30-х по 80-е годы - в СССР было создано
и серийно выпускалось более 100 моделей и модификаций траншейных
экскаваторов. Немало машин несло на борту почетный пятиугольник
- Государственный знак качества, а также экспортировалось в десятки
стран мира.
Сейчас выпуск траншейных экскаваторов сократился более чем в 10
раз. Общее количество изготовителей уменьшилось несильно, однако
ряд крупных специализированных предприятий свернули производство
траншейников, а некоторые и вовсе прекратили свое существование.
Сильно изменилась и структура выпуска. Большинство производят навесные
цепные агрегаты, устанавливаемые на базовые колесные и гусеничные
тракторы. В числе этих предприятий Дмитровский экскаваторный
завод, Копейский машиностроительный завод, Михневский ремонтно-механический
завод, Орелстроймаш, Амкодор. Единственным отечественным предприятием,
сохранившим производство специализированных траншейных экскаваторов
на оригинальном шасси, является завод "Ирмаш.
По материалам специализированного журнала "Строительная техника
и технологии"
С разрешения редакции использованы материалы статей
"Траншейные экскаваторы. Из истории строительной техники", В. Новоселов,
№ 3(37)2005
"Возможны варианты. Новые модели траншейных экскаваторов", В. Новоселов,
№ 5( 39)2005
|