АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
 
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
Наука мыть и поливать. Поливомоечные машины
 
Архив статей рассылки

Выпуск № 109
(31 июля 2008г.)

1. Наука мыть и поливать. Поливомоечный машины








Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №109. Статья №1.





НАУКА МЫТЬ И ПОЛИВАТЬ.

Поливомоечные машины




ОАО "Михневский РМЗ" предлагает
КОМБИНИРОВАННЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ МАШИНЫ

с Вами работает
Лапшина Светлана



Поливомоечная машина - наверно, самый массовый представитель плеяды коммунального транспорта. О них наш сегодняшний рассказ.


Из истории...

Поливомоечные машины
Поливомоечная машина на базе ЗИС-5. Ленинград, 1945г.
Поливомоечные машины
Поливомоечная машина ПМ-130. 1970-80-е годы
Первые поливомоечные машины появились чуть ли не одновременно с первыми грузовиками. Из примитивных цистерн вода в распылительные сопла подавалась самотеком. Так что более правильно было бы называть такую технику не поливомоечной, а увлажняющей.

«Технологический прорыв» произошел в 1920-е годы, когда поливомоечные машины стали оборудовать пожарными насосами, которые были способны подавать водную стрелу на приличное расстояние. Теперь можно было говорить о сколь-либо серьезной механизированной мойке.

В 1940-1950-х годах стали выпускать поливомоечные машины, вода из распылительных сопел которых вырывалась уже не за счет пожарного насоса, а за счет создаваемого в цистерне избыточного давления.

Главным, если так можно выразиться, недостатком поливомоечных машин второй половины прошлого века была сезонность из применения. Максимум, что можно было сделать с «поливашкой» зимой, это навесить на нее спереди снежный плуг. Цистерна, как правило, не демонтировалась, посему базовое шасси использовалось, по большому счету, неэффективно.

В начале 1970-х годов это проблему решили с внедрением в массовое производство комбинированных машин типа ПМ-130, у которых зимой цистерну можно было заменить на пескоразбрасыватель.

В роли поливомоечной техники выступал также и городской электротранспорт. Поливомоечные трамваи и троллейбусы создавались силами самих трамвайно-троллейбусных хозяйств либо силами небольших ремонтных предприятий. Смысл существования "электрополивашек" независимость трамвайных депо и троллейбусных парков от городских коммунальных служб. Троллейбусы подобного назначения эксплуатировались во многих городах СССр, однако, в отличие от поливомоечных трамваев, имеющихся чуть ли не в каждом городе с трамвайным движением, широкого распространения не получили.

И сегодня поливомоечных машин в чистом виде практически не существует. «Поливомойки»,  которые мы видим на дорогах, являются просто летним вариантом комбинированных дорожных машин, или сокращённо КДМ. Использование многофункциональных автомобилей с большим количеством сменного оборудования дает существенную экономическую выгоду, так как исключаются сезонные простои базового шасси. Классическая схема КДМ подразумевает использование летом поливомоечного и подметального оборудования, а зимой - пескоразбрасывающего, плужного и щеточного. Поэтому каждый раз, упоминая в этой статье поливомоечную машину, мы будем иметь в виду летний вариант КДМки.


Область применения

Итак, поливомоечное оборудование, устанавливаемое на грузовых (и не только) автомобилях, предназначается для уборки путем смывания загрязнений, образующихся в процессе эксплуатации городских дорог, а также для снижения запыленности воздуха и изменения микроклимата, что достигается поливкой дорог. Кроме выполнения основных работ по мойке и поливке дорог с асфальто- и цементобетонными покрытиями, машины используют для поливки зеленых насаждений, тушения пожаров и подвоза воды.

Летнее содержание автомобильных дорог невозможно представить без поливомоечных машин

Летнее содержание автомобильных дорог вообще невозможно представить без поливомоечных машин. И дело здесь не только в пыли и грязи, которая попадает на дороги извне. Само дорожное покрытие летом превращается в один большой «пылегенератор». В жаркую погоду на состояние дорог прямое влияние оказывают температура воздуха и даже солнечный свет. Под влиянием этих факторов, а также постоянного контакта с шинами автомобилей дорожное покрытие истирается, в результате чего усиливается пылеобразование. Эту пыль необходимо смывать.

Кроме этого, в инфраструктуре дорог существует огромное количество конструкций и сооружений, которые также необходимо мыть: тоннели, ограждения, придорожные столбы, знаки, рекламные щиты, шумоизоляционные экраны и т.д. На всех этих «вещах» тоже оседает грязь, копоть, и если за ними не ухаживать, то в итоге они покроются «толстым-толстым слоем шоколада».

А взять хотя бы мусорные контейнеры. Представляете, каково мыть эту «коробочку» с помощью рук и «тряпочки»? Лучше не представлять, тем более что специальные моечные автомобили для механизации этого процесса тоже существуют.

Таким образом, вручную все это хозяйство не отмоешь, поэтому для мойки чуть ли не каждого пункта из вышеприведенного списка созданы специальные машины. О наиболее ярких представителях каждой разновидности мы расскажем подробнее, а начнем с устройства классической поливомоечной машины.

Классика

Поливомоечная машина ПМ-130
Так сейчас выглядят наследники легендарной ПМ-130
Поливомоечная машина КО-713
КО-713 - одна из самых простых и наиболее популярных моделей на рынке
Комбинированная дорожная машина МКДС-3204
Комбинированная дорожная машина МКДС-3204 на шасси МАЗ-533702
Шасси грузового автомобиля используют как базу, усиливая передние и задние рессоры. На машину, как правило, устанавливают дополнительную фару и проблесковые огни. Рабочее оборудование машины включает в себя цистерну, сетчатый фильтр, центральный клапан, водяной насос, систему трубопроводов с двумя поворотными насадками. Гидросистема состоит из насоса, бака с сетчатым фильтром, распределителя и цилиндров механизмов привода гидролиний. В состав дополнительного оборудования входят всасывающие рукава, пожарная колонка и пожарные стволы.

Машина работает по следующей схеме: вода из цистерны проходит через сетчатый фильтр и центральный клапан и поступает на вход центробежного насоса, который направляет ее под давлением через трехходовые краны по напорному трубопроводу к насадкам. Напорный трубопровод имеет два боковых выхода - к вентилю и гайкам - для присоединения пожарных рукавов.

При работе в режиме поливки-мойки водяной насос при открытом клапане (последний открывается с помощью гидроцилиндра) откачивает воду из цистерны и подает ее под давлением к насадкам. За счет изменения углов установки насадок к поверхности дороги, величины открытия вентилей подачи воды к насадкам и различного режима работы водяного насоса происходит поливка или мойка дорожного покрытия. Отбор мощности для привода рабочих органов и механизмов машины осуществляется от двигателя базового шасси через коробку передач и раздаточную коробку. Крутящий момент от раздаточной коробки передается на шестеренчатый насос гидропривода машины и водяной насос, а также на привод снегоочистительной (подметальной) щетки, если таковая установлена.

Цистерна - сварная конструкция из листового проката «чемоданной» формы, внутри которой расположены фильтр, контрольная труба, отстойник и центральный клапан. Для предотвращения раскачки воды при движении машины в цистерне устанавливаются волнорезы. С помощью центрального клапана управляют подачей воды, поступающей на вход водяного насоса. В верхней части цистерны имеется закрывающаяся крышкой горловина, предназначенная для заполнения цистерны водой и технического обслуживания.

Заполнение цистерны водой может осуществляться через верхний люк цистерны на специализированном заправочном пункте, из водоема с помощью водяного насоса, мотопомпы или из водопроводной сети с помощью гидранта. Центральный клапан имеет цилиндрическую обечайку, в которой расположены два отверстия для задержания некоторого количества воды, необходимого для заливки водяного насоса при заборе воды из водоемов.

Классическая поливомоечная машина оборудуется двумя поворотными насадками, состоящими из поворотного устройства и насадок щелевого типа. Для тушения пожара пожарный рукав со стволом присоединяют к поперечной трубе. Краны и вентили для подачи воды всем другим потребителям в этом случае закрывают.

Гидросистема поливомоечной машины (без плужно-щеточного оборудования) предназначена для управления центральным клапаном. Управление осуществляется гидроцилиндром из кабины с помощью гидрораспределителя.

В поливомоечных машинах применяют две системы: низконапорную и высоконапорную. Последняя позволяет существенно (в 1,5-2 раза) экономить воду. Внешне машины, оснащенные высоконапорной системой орошения, можно отличить по количеству сопел: у машин с низконапорной системой их не более трех, в то время как машины с высоконапорной системой орошения могут иметь до 15 сопел.

Вышеописанная схема конструкции поливомоечной машины все еще очень популярна, хотя, конечно, будущее за более совершенным (но и более дорогим) высоконапорным поливомоечным оборудованием. Это нынче понимают практически все производители, поэтому нередко в гамме одного и того же производителя можно видеть «поливомойки» как «старого» (назовем его так условно), так и нового типа.

Поливомоечные машины нового типа

Поливомоечное оборудование «нового» типа включает в себя распределительную гребенку с горизонтально расположенными соплами. Поворот/опускание гребенки осуществляется из кабины водителя. Помимо горизонтальных сопел такая гребенка, как правило, содержит боковые сопла для мойки широких дорожных поверхностей и вертикальные штанги с соплами для мойки вертикальных поверхностей. Кроме того, с помощью такой гребенки можно мыть еще и отбойный брус. Весьма любопытно, что на гребенке имеется еще и кран для присоединения шланга с выносным моечным пистолетом.

Поливомоечные машины нового типа с высоконапорной системой орошения могут иметь до 15 сопел

Многоступенчатый центробежный водяной насос с гидравлическим приводом подает воду из цистерны под давлением до 25 атм. к одному или одновременно нескольким элементам поливомоечного оборудования. Благодаря высокому давлению обеспечивается высокое качество мойки и снижение расхода воды в 4-5 раз по сравнению с традиционным поливомоечным оборудованием.

По желанию клиентов во многих случаях металлическая цистерна с внутренним и наружным антикоррозионным покрытием может быть заменена на большой пластиковый бак, состоящий из сообщенных друг с другом трубопроводами пластиковых секций объемом около 2 м3 каждая. Подсчитано, что установка шести таких секций обеспечивает увеличение полезного объема цистерны на 1 м3 при снижении массы конструкции и значительном увеличении долговечности цистерны.

Существуют также весьма любопытные приспособления, например передняя щетка с водяной гребенкой. Такое устройство не только смывает грязевые образования, но и как бы «протирает» их. Кстати, высоконапорные поливочные гребенки устанавливаются и на коммунальные машины других типов, например, на вакуумные подметально-уборочные машины.

Направления специализации

Поливомоечная машина Ш-406
Машина для мойки придорожных экранов, рекламный щитов и стен домов Ш-406 на базе МТЗ.
УДОМ-3 Тайфун
Мобильная установка дезинфекционной обработки УДОМ-3 "Тайфун"
Поливооросительная машина
Поливооросительная машина БелАЗ-7648А на базе карьерного самосвала
Мыть в придорожном хозяйстве необходимо не только дороги, но и всю придорожную обстановку. Например, шумоизоляционные экраны и рекламные щиты.

Оборудование для мойки придорожных ограждений, которых существует огромное множестворазновидностей, предлагают очень многие производители коммунальной техники. Так, специально для таких работ создана машина для мойки придорожных шумозащитных экранов, рекламных щитов и стен домов на базе шасси МТЗ Ш-406. Ш-406 представляет собой полноприводную машину с колесной формулой 4x4, сочетающую все свойства грузового автомобиля и трактора. В конструкций Ш-406 использованы узел трактора Беларусь: двигатель, муфта сцепления, коробка передач, ходоуменьшитель, передний и задний мосты, рулевое управление, задняя навесная система, гидроаппаратура и др. Ш-406 еще часто называют «белорусским Унимогом».

Шасси оборудовано передней, задней и боковыми (левая или правая) монтажными площадками для крепления различных навесок, передним и задним валами отбора мощности, гидросистемой с гидровыводами спереди, сзади и по боковым сторонам для привода навесных рабочих устройств. Мойку шумозащитных экранов, рекламных щитов и стен домов эта машина осуществляет водой или спецрастворами под высоким давлением. Трехсекционная моющая рейка монтируется на манипуляторе передней навески Ducker Uni-Arme UNA 350 и позволяет устанавливать моющие сопла в любом положении, справа и слева по ходу машины. Для мойки отдельных элементов конструкций и труднодоступных мест имеется ручной пистолет. Максимальная высота мойки 6 м, емкость цистерны для моющего раствора - 3 м3. имеется три варианта ширины полосы мойки - 2, 4 и 6 м.

Для мойки тоннелей используют машину МТ-30 на шасси КамАЗ-43253. На раме монтируются пластиковые емкости с моющим раствором, а между емкостями и кабиной устанавливается манипулятор Ducker UNA 350, увенчанный щеткой с мягким ворсом. Ширина щётки 1800 мм, высота мойки - не менее 4 м.

Технику для мойки мусорных контейнеров рассмотрим на примере установки УДОМ-3 Тайфун (установка дезинфекционной обработки мобильная). Тайфун способен дизенфицировать мусоросборочные и выатные контейнеры, контейнерные площадки и стволы мусоропроводов. Основные узлы установки УДОМ-3, монтируемой на шасси ЗИЛ-43362, - трехсекционная цистерна, контейнерный манипулятор МКМ-2, водяной насос низкого давления, водяной насос высокого давления, бак для дезинфекционного раствора, нескольких пистолетов-распылителей и даже комплект спецодежды. Оборудование УДОМ-3 Тайфун позволяет готовить дезраствор из дезсредства и воды и подавать его на обрабатываемые поверхности под давлением.

На внутренних технологических дорогах и  в карьерах можно увидеть самые большие поливальные машины. Никаким асфальтом там и не пахнет. Следовательно, при движении большого количества автомобилей в воздух поднимаются клубы пыли. Поэтому, в целях безопасности транспортных работ и улучшения экологических условий в карьере, там тоже применяются поливочные машины. Ранее такая техника на базе списанных карьерных самосвалов создавалась силами автобаз карьерного транспорта, но сегодня серийно выпускаются поливооросительные машины БелАЗ-7648 с вместимостью цистерны 32 м3. Они изготавливаются на шасси самосвала грузоподъемностью 42 т, имеют водяной насос с подачей 1,7 м3/мин, приводимый в действие гидромотором, а также монитор (лафетный ствол), установленный спереди на емкости с водой, который обеспечивает дальность подачи струи воды до 60 м. В задней части машины располагается устройство для полива дорожного полотна как самотеком, так и под давлением с шириной полосы распыления 12 м.



Таким образом, спектр поливомоечных машин сегодня необычайно широк, и каждый сможет выбрать технику под конкретный круг задач с учетом своих собственных материальных возможностей.





Журнал "Строительная техника и технологии" №3/2006
"Наука мыть и поливать",
автор статьи Д.Гладкий
Материалы предоставлены журналом
"Коммерческие автомобили"