В наши дни трудно себе представить промышленное производство, на котором бы не использовался сжатый воздух в качестве источника энергии.
Получение сжатого воздуха обеспечивают компрессоры, снабжающие им пневматический инструмент и различные механизмы. Сжатый воздух используется для наполнения баллонов и емкостей воздухом, для очистки, продувки и опрессовки трубопроводов, при проведении различных технологических операций в нефтегазодобывающей промышленности и т.д.
В современном строительстве и на дорожных работах широкое применение нашли мобильные компрессорные станции.
Старое поколение строителей еще хорошо помнит громоздкие и шумные поршневые компрессорные станции, смонтированные на двухосном прицепе.
Сейчас поршневые компрессоры со стройплощадок постепенно уходят в прошлое. Их место занимают компрессоры с винтовым элементом, хотя в производственных программах некоторых производителей поршневые компрессоры еще сохранились - у таких компрессоров есть свои плюсы.
ПОРШНЕВОЙ или ВИНТОВОЙ?
В случае, когда требуется малая производительность, поршневой компрессор наиболее предпочтителен, поршневой компрессор отличается заметной дешевизной по сравнению с компрессорами других типов, относительной простотой производства, (высокой ремонтопригодностью и широким спектром применения.
Поршневые компрессоры надежно работают в жестких условиях высокой загрязненности окружающего воздуха. В тех случаях, когда нужны большие объемы сжатого воздуха, на смену поршневым приходят современные винтовые компрессоры, не содержащие быстро выходящих из строя элементов. Они лучше приспособлены к длительным периодам работы. Винтовые компрессоры просты в обслуживании: их конструктивное исполнение предусматривает легкую замену отдельных узлов и деталей. Главное отличие - в полости сжатия отсутствуют клапаны и трущиеся детали, а винтовой блок, т.е. основная составляющая, чрезвычайно наджен.
Компрессорные станции марки ЗИФ известны российским строителям на протяжении многих десятилетий.
Линейка ЗИФ включает установки производительностью от 5,2 до 12 м3/мин с дизельным приводом и установки производительностью от 4 до 6,3 м3/мин с электроприводом.
Станции имеют простую и надежную конструкцию и могут работать в различных природно-климатических зонах, включая районы с высотой над уровнем моря до 1500 м.
В основу конструкции всех станций положены винтовые маслозаполненные компрессорные блоки производства завода «Арсенал». Усиленные элементы конструкции станций, такие как подшипники и уплотнения, обеспечивают срок службы винтового блока до 40000 моточасов.
Компрессоры сконструированы для работы на широко распространенных недорогих отечественных горючесмазочных материалах и фильтроэлементах и имеют ремонтопригодную конструкцию.
Для привода дизельных станций используются дизели ММЗ. Семейство электрических компрессорных станций оснащается электродвигателями Ярославского электромоторного завода Eldin. Все станции имеют воздушное охлаждение встроенным вентилятором. Простая и надежная система управления и автоматических аварийных защит позволяет эффективно и безопасно эксплуатировать станции персоналом, не имеющим специального образования.
По выбору потребителя станции могут поставляться в безкузовном исполнении или с кузовом. На прицепные станции выдается ПТС (паспорт транспортного средства) или ПСМ (паспорт самоходной машины) для прохождения регистрации и получения государственного номера.
Модель |
Рабочее давление (избыточное), мини-
мальное/
конечное, МПа |
Произво-
дитель-
ность,
м3/мин. |
Двигатель |
Тип компрес-
сорнного элемента |
Уровень звука (на расстоянии 7 м), дБ |
Диапазон рабочих темпе-
ратур, О С |
Масса сухой станции, кг |
модель, тип |
мощ-
ность, кВт |
расход топлива, макс./
мин.,кг/ч |
МЗА9-09 ЗИФ-ПВ6/0,7 |
0,35/0,7 |
6,3 |
дизель, Д-243-430 |
59,6 |
10,5 |
винтовой |
96 |
-25...+40 |
1300 |
МЗА9-12 ЗИФ-ПВ8/0,7 |
0,35/0,7 |
8 |
дизель, Д-243-430 |
59,6 |
13,3 |
винтовой |
98 |
-25...+40 |
1350 |
МЗА9-16 ЗИФ-ПВ6/07-Г |
0,35/0,7 |
5,2 |
дизель, Д-243-657 |
59,6 |
10,3 |
винтовой |
85 |
-25...+50 |
1350 |
МЗА9-50 ЗИФ-ПВ10/0,7 |
0,35/0,7 |
10 |
дизель, Д-245-1046 |
77 |
15,8 |
винтовой |
98 |
-25...+40 |
1750 |
МЗА9-50-02 ЗИФ-ПВ10/0,7 |
0,35/0,7 |
12 |
дизель, Д-245-1046 |
77 |
16 |
винтовой |
98 |
-25...+40 |
1750 |
МЗА19-10 ЗИФ-СВЭ5/0,7 |
0,35/0,7 |
5,2 |
электродв., А200М2УЗ |
37 |
- |
винтовой |
90 |
-25...+40 |
'460 |
МЗА19-11 ЗИФ-СВЭ-4/0,7 |
0,35/0,7 |
4 |
электродв., АИР180М2УЗ |
30 |
- |
винтовой |
90 |
-25...+40 |
440 |
МЗА19-12 ЗИФ-СВЭ6,3/0,7 |
0,35/0,7 |
6,3 |
электродв., А2001_2УЗ |
45 |
- |
винтовой |
90 |
-25...+40 |
470 |
В 2008 появилась новая линейка мощных электрических компрессорных станций типа МЗА70 производительностью 11, 12,5 и 16 м3/мин. В отличие от прежних моделей, они развивают большее конечное давление сжатого воздуха до 1 МПа и оснащены системой влагоотделения с концевым холодильником и фильтром-влагомаслоотделителем. На этих станциях применена новая система управления с использованием бортового компьютера, упрощающего работу машиниста. Кроме того, в 2008 году проведена модернизация серийно изготавливаемых прицепных компрессорных станций.
Теперь в соответствии с новым транспортным законодательством все прицепные компрессорные станции ЗИФ оснащаются тормозами наката фирмы Knott. Это повысит транспортную безопасность и увеличит разрешенную скорость буксировки до 70 км/час. Кроме того, станции будут оснащаться новыми клапанами: минимального давления, предохранительным и дроссельным улучшенной конструкции.
Компрессоры ПВ и НВ
Модельный ряд компрессорных станций включает модели с винтовым компреcсорным элементом: с дизельным приводом производительностью от 6 до 15 м3/мин и с электрическим - производительностью 6 и 10 м'/мин. На дизельных станциях применяются отечественные двигатели ЯМЗ и ММЗ. Компрессорное оборудование монтируется на подрессорной двухосной тележке или раме-салазках. Дизельные станции закрыты кузовом с откидывающимися щитами.
Модель |
Рабочее давление (избыточное), мини-
мальное/
конечное, МПа |
Произво-
дитель-
ность,
м3/мин. |
Двигатель |
Тип компрес-
сорнного элемента |
Уровень звука (на расстоянии 7 м), дБ |
Диапазон рабочих темпе-
ратур, О С |
Масса сухой станции, кг |
модель, тип |
мощ-
ность, кВт |
расход топлива, макс./
мин.,кг/ч |
ПВ-10/8М1 |
0,7 |
11,2 |
дизель, ЯМЗ-236 |
73,9 |
22,1 |
винтовой |
85 |
-40...+45 |
3080 |
ПВ-15/7 |
0,7 |
15 |
дизель, ЯМЗ-236 |
97,5 |
28,8 |
винтовой |
85 |
-40...+45 |
3250 |
ПВ-6/7 |
0,7 |
6 |
дизель, Д-243 |
48 |
н.д. |
винтовой |
85 |
-40...+45 |
1320 |
НВ-10/8М2 |
0,7 |
11,2 |
дизель, ЯМЗ-236 |
73 |
22,1 |
винтовой |
85 |
-40...+45 |
2730 |
НВ-10Э |
0,7 |
10 |
электродв., 4A250S4Y |
66 |
- |
винтовой |
85 |
-40...+45 |
1850 |
НВ-63 |
0,7 |
6 |
электродв., 5А2001.2У |
44 |
- |
винтовой |
85 |
-40...+45 |
750 |
Компрессоры серий К, ВК, КТ.
Поршневые компрессоры комплектуются электрическим приводом, однако выпускаются модели с бензиновыми и дизельными двигателями, а также с приводом от вала отбора мощности трактора. Компрессоры выпускаются с ресиверами различной емкости. Поршневые компрессоры снабжаются специальным датчиком, отключающим двигатель до тех пор, пока давление в ресивере будет сохраняться выше установленного минимального уровня.
Благодаря использованию современных винтовых блоков винтовые компрессоры отличаются экономичностью. Надо отметить, что линейка этих серий винтовых компрессорных станций в последние годы заметно расширилась. К прежним моделям, характеризующимся малой производительностью, добавились модели самого востребованного у строителей сегмента - производительностью 5 м'/мин: установка ВК-70 оснащена дизельным двигателем Deutz, а установка ВК-69 - электродвигателем. Ходовая часть передвижных компрессорных станций сертифицирована Госстандартом России (СС № РОСС RU.MT22.B02746). Передвижные установки комплектуются регулируемым по высоте дышлом, а установки ВК-59 и ВК-70 дополнительно оснащены стояночным ручным тормозом.
Модель |
Рабочее давление (избыточное), мини-
мальное/
конечное, МПа |
Произво-
дитель-
ность,
м3/мин. |
Двигатель |
Тип компрес-
сорнного элемента |
Уровень звука (на расстоянии 7 м), дБ |
Диапазон рабочих темпе-
ратур, О С |
Масса сухой станции, кг |
модель, тип |
мощ-
ность, кВт |
расход топлива, макс./
мин.,кг/ч |
К24М |
0,6 |
0,5 |
электродв. |
4 |
- |
поршневой |
85 |
+5...+40 |
130 |
К5 |
1 |
0,63 |
электродв. |
5,5 |
- |
поршневой |
85 |
+5...+40 |
220 |
Кб |
1 |
1 |
электродв. |
11 |
- |
поршневой |
85 |
+5...+40 |
270 |
КБ8М |
0,65 |
0,55 |
бензин., УМЗ-341 |
5,8/7,5 |
2,5 |
поршневой |
95/98 |
+5...+40 |
260 |
КД9 |
0,8 |
0,63 |
дизель, ТМЗ-450Д |
8/10,5 |
2,3 |
поршневой |
95/100 |
+5...+40 |
380 |
К37 |
0,8 |
1,2 |
дизель, 25LD425/2 |
14/19 |
5,1 |
поршневой |
95/100 |
+5...+40 |
750 |
ВК-59 |
0,8 |
2,5 |
дизель, Д-120 |
22/30 |
6 |
винтовой |
95/105 |
+5...+40 |
1100 |
ВК-70 |
0,8 |
5 |
дизель,
Deutz F3M2011 |
36/48 |
7,2 |
винтовой |
95/98 |
+5...+40 |
1110 |
КТ-16 |
1 |
1,5 |
вал отбора мощности |
- |
- |
поршневой |
85/105 |
+5...+40 |
980 |
КТ-16Э |
1 |
1 |
электродв. |
11 |
- |
поршневой |
85 |
+5...+40 |
980 |
ВК-68 |
1 |
3 |
электродв. |
22 |
- |
винтовой |
85 |
+5...+40 |
750 |
ВК-69 |
1 |
5 |
электродв. |
37 |
- |
винтовой |
85 |
+5...+40 |
850 |
Компрессоры серии KB
Компрессорные установки серии KB имеют привод от дизельного двигателя и оснащены винтовым компрессором.
Существуют передвижные варианты исполнения на шасси (одно- и двухосном) или на санях.
Компрессорные установки КВ-25/10 (производительностью 25 м'/мин при давлении 1 МПа) и КВ-20/16 (производительностью 20 м'/мин при давлении 1,6 МПа) не имеют аналогов, производимых на территории РФ и стран СНГ. В стандартном исполнении компрессорные установки предназначены для эксплуатации при температуре от +1 °С до +35 °С. При установке предпускового подогревателя диапазон рабочих температур составляет от -35 °С до +35 °С. В качестве привода компрессора используются дизельные двигатели с водяной или воздушной системой охлаждения, зарубежного (Deutz) или отечественного производства (ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, Д-120, Д-245).
Компрессорные установки оборудованы системой непрерывного регулирования производительности, что гарантирует надежную и экономичную эксплуатацию. При увеличении расхода воздуха давление в маслоотделителе падает, и наоборот. Это изменение давления в маслоотделителе воспринимается впускным клапаном, который обеспечивает автоматическое регулирование производительности компрессорной установки. Обороты дизеля увеличиваются, тем самым увеличивается производительность.
Компрессорные установки полностью автоматизированы, имеют систему безопасности с автоматическим отключением при отклонении от нормальных рабочих параметров. Компрессорная установка снабжена индикатором засоренности воздушного фильтра. Дополнительно компрессорные установки могут быть укомплектованы фильтрами очистки сжатого воздуха от масла и пыли.
Модель |
Рабочее давление (избыточное), мини-
мальное/
конечное, МПа |
Произво-
дитель-
ность,
м3/мин. |
Двигатель |
Тип компрес-
сорнного элемента |
Уровень звука (на расстоянии 7 м), дБ |
Диапазон рабочих темпе-
ратур, О С |
Масса сухой станции, кг |
модель, тип |
мощ-
ность, кВт |
расход топлива, макс./
мин.,кг/ч |
КВ-3/8П |
0,7 |
3 |
дизель,
Deutz |
24,2 |
10,78 |
винтовой |
80 |
-15...+35 |
800 |
КВ-5/10П |
1 |
5 |
дизель,
Deutz |
35,3 |
10,78 |
винтовой |
80 |
-15...+35 |
800 |
КВ-8/16 |
1,6 |
8 |
дизель, ЯМЗ |
132 |
н.Д. |
винтовой |
80 |
-15...+35 |
2800 |
КВ-10/10П |
1 |
10 |
дизель, Д-245.12 |
90 |
н.Д. |
винтовой |
80 |
-15...+35 |
|
КВ-12/10П |
1,2 |
12 |
дизель,
Deutz |
103 |
н.д. |
винтовой |
80 |
-15...+35 |
1750 |
КВ-12/12П |
1,2 |
12 |
дизель, ЯМЗ |
132 |
214 |
винтовой |
80 |
+1...+35 |
2800 |
КВ-20/16П |
1,6 |
20 |
дизель,
Deutz, ЯМЗ |
243 |
н.Д. |
винтовой |
80 |
-15...+35 |
4200 |
КВ-25/10П |
1 |
25 |
дизель,
Deutz, ЯМЗ |
243 |
н.Д. |
винтовой |
80 |
-15...+35 |
4200 |
Не так давно разработаны передвижные винтовые компрессорные установки с приводом от электродвигателя на шасси: . Ранее передвижные компрессорные установки были только с приводом от дизельного двигателя. На ближайшую перспективу планируется выпуск электрической компрессорной установки ДЭН-200ШМ на шасси. Для привода дизельных компрессорных установок в настоящее время внедряются двигатели Yanmar.
Компрессоры серии ВВП, ПКСД
на сегодняшний день являются самыми распространенными на строительных объектах России. Секрет столь высокой популярности кроется в первую очередь в доступной цене и высокой ремонтопригодности техники, базирующейся на отечественных комплектующих. Завод по-прежнему выпускает поршневые компрессорные станции серий ПКСД с дизельным двигателем и ПКС - с электрическим. В настоящее время также освоено производство компрессорных станций серии ВВП с винтовым компрессорным элементом. Модельный ряд поршневых установок включает модели производительностью от 1,75 до 5,25 м3/мин, винтовых - от 4,5 до 15 м'/мин. Все модели выпускаются на одноосном шасси в трех вариантах: без тормозной системы и световой сигнализации; со световой сигнализацией; с тормозной системой и световой сигнализацией (в этом случае компрессорная станция является транспортным средством).
Модель |
Рабочее давление (избыточное), мини-
мальное/
конечное, МПа |
Произво-
дитель-
ность,
м3/мин. |
Двигатель |
Тип компрес-
сорнного элемента |
Уровень звука (на расстоянии 7 м), дБ |
Диапазон рабочих темпе-
ратур, О С |
Масса сухой станции, кг |
модель, тип |
мощ-
ность, кВт |
расход топлива, макс./
мин.,кг/ч |
ВВП-4,5/7 |
0,7 |
4,5 |
дизель, Д-144 |
44 |
6,3 |
винтовой |
80 |
-40...+40 |
1300 |
ВВП-6/7 |
0,7 |
6 |
дизель, Д-144 |
44 |
10,5 |
винтовой |
80 |
-40...+40 |
1400 |
ВВП-1О/7 |
0,7 |
10 |
дизель, Д-245 |
74 |
16,5 |
винтовой |
80 |
-40...+40 |
1600 |
ВВП-10/10 |
1 |
10 |
дизель, Д-245 |
86,2 |
17,5 |
винтовой |
80 |
-40...+40 |
1600 |
ВВП-15/10 |
1 |
15 |
дизель, Д-740 |
176 |
25 |
винтовой |
80 |
-40...+40 |
3450 |
ПКСД 1,75 |
0,7 |
1,75 |
дизель, Д-120 |
14 |
н.д. |
поршневой |
н.д. |
-35 ...+40 |
1015 |
ПКСД 3,5 |
0,7 |
3,5 |
дизель, Д-144 |
29 |
8,2 |
поршневой |
80 |
-35...+40 |
1300 |
ПКСД 5,25Д |
0,7 |
5,25 |
дизель, Д-242 |
36,8 |
8,2 |
поршневой |
80 |
-35 ...+40 |
1690 |
ПКС 3,5Д |
0,7 |
3,5 |
электроде., АИР180М4 |
30 |
- |
поршневой |
н.д. |
-35 ...+40 |
860 |
ПКС 5,25А |
0,7 |
5,25 |
электроде., 4АМН180М4 |
37 |
- |
поршневой |
н.д. |
-35 ...+40 |
1115 |
Мо материалам журнала "СТТ" № 1 2009
"Делать воздух из воздуха можно по-разному"
Автор Владимир Новоселов
|