Главная
> Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №17. Статья №1.
Как снизить
платежи
финансового лизинга
строительной и грузоподъемной
техники.
|
|
"Михневский РМЗ" совместно с лизинговой компанией
"Ренессанс Лизинг" предлагает своим клиентам программы
приобретения спецтехники в
лизинг.
ВНИМАНИЕ!
Мы предлагаем лизинговые программы без залога и обеспечения!
Мы работаем со всеми регионами России: от Калининграда
до Камчатки!
Исключительные условия лизинга: выберете ту программу
, которая Вам подходит.
Оперативное обслуживание: заявка рассматривается в
течение 3 дней (против 2 недель в общей практике)!
|
Первые лизинговые компании в современной
России появились в самом начале 90-х годов прошлого века.
Законодательная база для данного вида деятельности начала
формироваться позднее - в 1998 году, когда был принят Федеральный
закон "0 финансовой аренде (лизинге)".
|
За этот период различные отечественные средства массовой информации
смогли убедить население страны в двух диаметрально противоположных
мнениях. С одной стороны, для бывшей Страны Советов, лизинг
- это грабительское эксплуататорское явление, когда один (лизингополучатель)
с сошкой, а минимум четыре (лизингодатель, банк-кредитор, страховая
компания и налоговая служба) - с ложкой. С другой стороны, для страны,
возрождающейся из пепла перестройки, лизинг - это единственный
путь, способный вывести страну со свалки разворованных, раскуроченных,
изношенных физически и морально средств производства к новым - блестящим,
надёжным и высокопроизводительным.
Выберем "золотую середину".
Лизинг - это разновидность арендных
отношений, которые при отсутствии начального капитала позволяют приобретать
машины и оборудование для организации новых и совершенствования существующих
производственных процессов и за счёт средств, полученных от реализации
продукции, рассчитываться с участниками лизингового процесса, устанавливая
плату несколько выше. Вначале попробуем разобраться, что это за процесс.
"Минуточку, за чей счёт этот банкет?" - восклицает герой
Юрия Яковлева в популярном фильме "Иван Васильевич меняет профессию".
Рассмотрим, откуда берутся средства на новые машины и оборудование.
В. А. Горемыкин [1] и М.И. Лещенко [2] считают, что источником средств
для выполнения лизинговых операций (лизинговых платежей) является
лизингополучатель (предприятие или арендатор), но это не совсем так.
"Сяду на пенёк - съем пирожок", - рассуждал вслух наивный
медведь, но не по годам хитрая Маша советовала ему обратное. Допустим,
некий искусный кулинар устал от безденежья и, начитавшись литературы
по лизингу [1, 2 и др.], почувствовал выгоду этого дела и решил открыть
свой бизнес. С помощью сына-акселерата он составил бизнес-план и пошёл
в одну из ныне многочисленных лизинговых компаний. Там прониклись
его стремлением жить хорошо и составили лизинговый договор, в одном
из пунктов которого уполномочили будущего лизингополучателя выбрать
любую чудо-машину по выпечке самых вкусных, безопасных и относительно
дешёвых пирожков. После того, как выбор был сделан, лизинговая компания
заключила договор купли-продажи с производителем таких чудо-машин.
Те поставили её свежеиспечённому лизингополучателю, и работа закипела.
День ото дня пирожки получались всё вкуснее и вкуснее. Покупатели
голосовали за них рублем. Все были веселы, сыты и счастливы. А теперь
вопрос: кто же является источником финансирования лизинговых операций?
Правильно - потребитель конечной продукции лизингополучателя,
от умения, старания, напора и энергии которого зависит, потянется
к нему народ или нет. Но в строительстве всё обстоит несколько сложнее.
Кто же является источником финансирования лизинговых операций в строительстве,
учитывая то, что речь порой идёт о миллионах долларов? Это могут позволить
себе только богатые компании. Но среди них редко встретишь меценатов
и альтруистов. Естественно, каждый инвестор рассчитывает на получение
прибыли от своих инвестиций. А поскольку вклады в строительство
долгосрочные, то благодаря разумной инвестиционной политике инвестор
рассчитывает обеспечить светлое будущее не только себе, но и своим
потомкам. Относительно быстро капитал оборачивается в жилищном строительстве.
Тут можно рассчитывать на его возврат с прибылью через полтора-два
года в зависимости от темпов возведения жилья, владельцами которого
станут счастливые новосёлы. В данном случае они являются окончательными
потребителями строительной продукции. Более длительные сроки требуются
для возврата инвестиций в промышленное строительство, когда требуется
построить не только здания и сооружения, но и смонтировать оборудование,
а затем наладить производство товаров, пользующихся спросом. В этом
случае потребителями строительной продукции являются коммерческие
структуры.
На рис. 1 приведена схема лизинговых операций в строительстве,
составленная авторами статьи. Итак, источником поступления значительных
средств в строительство является инвестор, который, вполне естественно,
ожидает возврата своих инвестиций с дивидендами от будущих потребителей
строительной продукции (физических или юридических лиц). В качестве
инвесторов могут выступать государственные или коммерческие структуры,
в том числе иностранные.
|
Рис.1 Схема лизинговых операций в строительстве
Увеличить >>
|
На рис. 1 показана ситуация, при которой строительное предприятие
выиграло тендер или получило подряд на проведение строительных работ,
но не имеет в своём машинном парке необходимого оборудования для выполнения
завершённого цикла работ и не располагает средствами для его приобретения
(в том числе в кредит). В этом случае строительное предприятие подбирает
необходимое оборудование у его производителя или поставщика (этап
1), заключает соответствующий договор с лизингодателем (этап
2), оговаривая порядок выплаты лизинговых платежей и страхования
приобретаемого имущества. Лизингодатель берёт кредит в банке (помимо
банковских кредитов, лизинговые компании в качестве источников финансирования
лизинговых сделок также используют коммерческие кредиты, собственные
средства, выпуск векселей, облигаций и др.) (этап 3), равный
стоимости выбранного оборудования (Со) с учётом НДС (НДСо).
Затем заключается договор купли-продажи между производителем (продавцом)
оборудования и лизингодателем. Лизингодатель оплачивает строительное
оборудование (этап 4), а производитель (продавец) поставляет
его лизингополучателю (этап 5). После периодических поступлений
от инвестора средств за выполненную работу с учётом лизинговых платежей
(этап 6) лизингополучатель направляет их лизингодателю, но
не выше того минимума, который выплатил инвестор. Согласно действующему
законодательству и лизинговому договору, оборудование в большинстве
случаев остаётся на балансе лизингодателя. Поэтому лизингополучатель
выплачивает лизингодателю соответствующие платежи (этап 7)
оговорёнными частями в согласованные сроки, рассчитанные по официально
утверждённой методике.
Периодичность оплаты обычно оговаривается в договоре лизинга. Таким
периодом может быть неделя, месяц, квартал, полугодие, год и др.
В отдельных случаях предусматриваются отсрочки платежей или их неравномерное
распределение в течение срока действия лизингового договора.
Далее лизингодатель распределяет платежи между участниками лизинговых
операций. Амортизационные отчисления и плата за кредит (AOj + ПKj),
полученные от лизингополучателя в j-й период, направляются в банк
(этап 8) в счёт погашения кредита, годовой страховой взнос
(СТГ) - в страховую компанию (этап 9) в счёт погашения страхового
платежа, а налоги на добавленную стоимость и на имущество (HДCj
+ HИj) - в налоговую службу (этап 10).
Лизинговая компания оставляет у себя комиссионное вознаграждение
(КВj) и плату за дополнительные услуги (ДУj), если последние предусмотрены
договором лизинга. Лизингодатель может застраховать риск неуплаты
лизинговых платежей (в качестве дополнительного способа обеспечения
сделки лизинговая компания также может использовать: авансовую форму
оплаты, залог, поручительство третьих лиц, гарантию об обратном
выкупе производителем, банковскую гарантию и др. (Прим. ред.)) (этап
11).
При этом налоговая служба, руководствуясь принципами бюджетной эффективности,
стремится к максимизации налоговых поступлений. Таким образом, возникает
триединая задача: минимизировать стоимость выполняемых механизированных
работ и величину лизинговых платежей, но максимизировать бюджетную
эффективность.
Возникает вопрос: можно ли управлять объёмами платежей при
лизинге строительной и грузоподъёмной техники?
Системой можно управлять, если у неё есть хотя бы два варианта поведения
или, скажем, степени свободы. Рассмотрим, сколько таких степеней
у лизинговой сделки.
"О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух ...",
- заметил в своё время А. С. Пушкин. Попробуем, опираясь на специальную
литературу [1, 2, 3], классифицировать существующие
лизинговые схемы, которые различаются по:
1. Типу лизинговых платежей (ЛП):
денежные,
компенсационные (т. е. продукцией и услугами лизингополучателя),
смешанные. Во всех приведённых примерах предпочтение отдается
денежной форме;
2. Методу начисления ЛП:
с "фиксированной общей суммой", когда общая сумма начисляется
равными долями в течение всего срока действия договора лизинга в
соответствии с согласованной сторонами периодичностью,
"с авансом", когда стороны согласовывают величину аванса,
уплачиваемого лизингополучателем при заключении договора, а остальная
часть общей суммы лизинговых платежей (за вычетом аванса) начисляется
равными долями в течение всего срока договора,
с отсрочкой платежа", когда по договорённости между сторонами
лизингодатель даёт возможность лизингополучателю не выплачивать
лизинговые платежи в период установки и наладки оборудования, установленный
договором, а затем платежи начисляются равными долями в течение
всего срока договора,
"с последующим выкупом имущества" (метод минимальных платежей),
когда в общую сумму платежей включается сумма амортизации лизингового
имущества за весь срок действия договора, плата за использование
лизингодателем заёмных средств, комиссионное вознаграждение и плата
за предусмотренные договором дополнительные услуги лизингодателя
(за вычетом остаточной стоимости выкупаемого
имущества);
3. Периодичности внесения ЛП:
еженедельно,
ежемесячно,
ежеквартально,
один раз в полугодие,
ежегодно;
4. Виду уплаты ЛП:
по дегрессивной шкале (равными долями),
по прогрессивной шкале (размер платежей увеличивается в течение
срока действия договора),
по регрессивной шкале (размер платежей уменьшается в течение
срока действия договора);
5. Методу начисления амортизационных отчислений:
линейный метод,
метод уменьшаемого остатка,
метод списания стоимости по сумме числа лет срока полезного
использования,
метод списания стоимости пропорционально объёму продукции;
6. Способу применения ускоренной амортизации:
без применения ускоренной амортизации,
с применением ускоренной амортизации.
Как видно из приведённой выше классификации, при заключении
лизингового договора возможны варианты. Поэтому на Кафедре сервиса
дорожно-строительных машин (СДСМ) МАДИ (ГТУ) была разработана математическая
модель расчёта лизинговых платежей для различных условий сделки
с учётом дисконтирования и на её основе составлена компьютерная
программа "Определение лизинговых платежей аренды строительной
техники" ("ОЛПАСТ"). Забегая вперед, скажем, что
полученные с её помощью данные обнадёживают, поэтому:
Если хочешь развиваться
вширь и ввысь -
К идеям лизинга
не медля обратись!
|
Рассмотрим несколько простейших вариантов начисления лизинговых
платежей.
Для удобства пользования таблицей и компактности исключим из рассмотрения
показатель дисконтирования, поскольку в примерах приведены одинаковые
исходные данные и действие происходит в один и тот же временной
период с едиными инфляционными ожиданиями.
В качестве критерия выберем процент удорожания суммы лизинговых
платежей (Пуд ) относительно стоимости имущества, который определяется
как отношение разности суммы лизинговых платежей и стоимости имущества
к стоимости имущества, умноженное на 100%.
Таблица. Лизинговые платежи при различных методах расчета.
№ примера
|
Характеристика примера
|
Единицы измерения
|
АО
|
ПК
|
KB
|
ДУ
|
НДС
|
НИ
|
ЛП
|
Пуд
|
1
|
Эталон |
тыс.
руб. |
1000
|
1000
|
600
|
4
|
468,72
|
100
|
3172,72
|
217,77
|
% |
31,51
|
31,51
|
18,91
|
0,13
|
14,77
|
3,17
|
100
|
-
|
2
|
Аванс
25% |
тыс.
руб. |
1000
|
750
|
600
|
4
|
423,72
|
100
|
2877,72
|
187,77
|
% |
34,74
|
26,06
|
20,85
|
0,14
|
14,73
|
3,49
|
100
|
-
|
3
|
Аванс
30% |
тыс.
руб. |
1000
|
700
|
600
|
4
|
414,72
|
100
|
2818,72
|
181,87
|
% |
35,48
|
24,83
|
21,29
|
0,19
|
14,71
|
3,55
|
100
|
-
|
4
|
Аванс
50% |
тыс. руб. |
1000
|
500
|
600
|
4
|
378,72
|
100
|
2582,72
|
158,27
|
% |
38,72
|
19,36
|
23,23
|
0,16
|
14,66
|
3,87
|
100
|
-
|
5
|
Аванс
75% |
тыс. руб. |
1000
|
250
|
600
|
4
|
333,72
|
100
|
2287,72
|
128,77
|
% |
43,71
|
10,93
|
26,23
|
0,17
|
14,59
|
4,37
|
100
|
-
|
6
|
Отсрочка
— один год |
тыс. руб. |
1000
|
1200
|
600
|
4
|
504,72
|
100
|
3408,72
|
240,87
|
% |
32,27
|
35,2
|
17,6
|
0,12
|
14,81
|
2,93
|
100
|
|
7
|
Ку
= 2 |
тыс.
руб. |
1000
|
500
|
300
|
4
|
324,72
|
50
|
2178,72
|
117,87
|
% |
45,9
|
22,95
|
13,77
|
0,18
|
14,9
|
2,3
|
100
|
-
|
8
|
Ку
= 2, аванс 25% |
тыс.
руб. |
1000
|
375
|
300
|
4
|
302,22
|
50
|
2031,22
|
103,12
|
% |
49,23
|
18,46
|
14,77
|
0,2
|
14,88
|
2,46
|
100
|
-
|
9
|
Ку=
2, аванс 50% |
тыс.
руб. |
1000
|
250
|
300
|
4
|
279,72
|
50
|
1883,72
|
88,37
|
% |
53,09
|
13,27
|
15,93
|
0,21
|
14,85
|
2,65
|
100
|
-
|
10
|
Ку
= 2, аванс 75% |
тыс.
руб. |
1000
|
125
|
300
|
4
|
257,22
|
50
|
1736,22
|
73,62
|
% |
57,6
|
7,2
|
17,28
|
0,23
|
14,1
|
2,88
|
100
|
-
|
11
|
Ку
= 2, отсрочка — один год |
тыс.
руб. |
1000
|
700
|
300
|
4
|
360,72
|
50
|
2414,72
|
141,47
|
% |
41,41
|
28,99
|
12,42
|
0,17
|
14,94
|
2,07
|
100
|
-
|
12
|
Ку
= 3, ежемесячно |
тыс.
руб. |
1000
|
333,3
|
200
|
4
|
23,06
|
33,3
|
1593,72
|
59,37
|
% |
62,75
|
20,92
|
12,55
|
0,25
|
1,49
|
2,09
|
100
|
-
|
Пример 1 (эталонный).
В финансовый лизинг берётся строительное и грузоподъёмное оборудование
стоимостью 1 млн. руб.
Срок лизингового договора - 10 лет.
Норма амортизации - 10%.
Коэффициент ускоренной амортизации (Ку) - 1.
Ставка по кредиту - 20%.
Сумма кредита - 1 млн. руб.
Комиссионное вознаграждение лизингодателю - 12% в год.
Дополнительные услуги лизингодателя - 4 тыс. руб. за срок действия
договора.
Налог на добавленную стоимость - 18%.
Налог на имущество - 2% годовых.
Количество платежей - 1 раз в год.
Способ уплаты лизинговых платежей - по регрессивной шкале.
Результаты расчётов в абсолютном и процентном выражении приведены
в таблице, где приняты следующие сокращения [3]:
АО - величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю;
ПК - плата за используемые кредитные ресурсы;
KB - комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление
имущества по договору лизинга;
ДУ - плата лизингодателю за дополнительные услуги;
НДС - налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем
по услугам лизинга;
НИ - налог на имущество, уплачиваемый лизингополучателем за используемое
имущество;
ЛП - общая сумма лизинговых платежей за срок действия договора лизинга.
Пример 2. Оставим все условия
лизингового договора аналогичными примеру 1, но предусмотрим внесение
аванса в размере 25% от стоимости имущества. Как видно из таблицы,
процент удорожания (Пуд) сократился благодаря снижению платы за кредит
и некоторому снижению НДС в денежном выражении, поскольку плата за
кредит входит в налогооблагаемую базу по услугам лизинга:
НДС=(АО+ПК+КВ+ДУ)Пндс/100,
где Пндс - процентная ставка налога на добавленную стоимость.
Плата за кредит сокращается из-за внесения авансового платежа, а
все остальные платежи остаются прежними, поскольку уплачиваются
с полной стоимости лизингового имущества, обусловленного договором
купли-продажи или договором лизинга.
Пример 3. Попробуем оставить
условия лизингового договора, как в примере 1, увеличив сумму внесения
аванса на 30%. Процент удорожания лизингового имущества сокращается,
но незначительно.
Пример 4. Условия лизингового
договора оставим прежними, но увеличим сумму аванса до 50%. Пуд
продолжает снижаться, но лизинговый платеж остаётся в 2,5 больше,
чем первоначальная стоимость лизингового имущества.
Пример 5. Доведём сумму аванса
до 75%. При этом лизинговый платёж сокращается, но остаётся примерно
в 2,28 раза больше стоимости имущества. При таком размере собственного
капитала стоит подумать, а не взять ли в надёжном банке ссуду под
залог собственного имущества и не выкупить ли последнее в собственность
по договору купли-продажи? Из этого вытекает правило № 1:
Если нужно уплатить аванс, -
Плати, но в разумных пределах,
Иначе упустишь свой шанс
И пострадает важное дело!
|
Разумные пределы аванса может определить вышеупомянутая компьютерная
программа "ОЛПАСТ".
Пример 6. Рассмотрим вариант с отсрочкой платежа на один год, который
предусмотрен законодательством о финансовой аренде (лизинге) и должен
быть упомянут в договоре лизинга. Все остальные условия для удобства
сравнения сохраним аналогичными примеру 1. При расчёте лизинговых
платежей в случае, когда выплата первого платежа откладывается,
лизингополучатель должен оплатить лизингодателю упущенную выгоду
с учётом начисления сложных процентов, методы расчёта которых изложены
в публикациях [1, 2, 4].
Эта сумма прибавляется к плате за кредит при первом лизинговом платеже
и увеличивает суммарные лизинговые выплаты, делая их больше, чем в
эталонном варианте (см. таблицу). Поэтому следует придерживаться
правила №2:
Бойся данайцев,
дары приносящих,
И лизингодателей,
отсрочку сулящих!
|
Пример 7. Рассмотрим вариант
применения ускоренной амортизации. Оставим условия лизинга аналогичными
примеру 1, но введём коэффициент ускоренной амортизации (Ку), равный
2. В данном случае амортизация лизингового имущества происходит вдвое
быстрее. Принцип применения сложных процентов приносит, в отличие
от предшествующих примеров, положительный эффект, вдвое снижаются
плата за кредит и комиссионное вознаграждение лизингодателю, и, следовательно,
налоги на добавленную стоимость и имущество. В результате образуется
самый малый процент удорожания лизингового имущества. Стоит высказать
предположение, что увеличение коэффициента Ку до предельного значения,
предусмотренного Налоговым кодексом (НК) и равного 3, принесёт новое
снижение лизинговых платежей. Поэтому можно сформулировать правило
№3:
Арендатор! НК гарантирует
коэффициент ускорения,
Применяй его по максимуму
и без промедления!
|
Пример 8. Пока примем пример 7 за новый эталон и постараемся уменьшить
лизинговые платежи и далее. Введём в пример 7 условие авансового
платежа в размере 25% от стоимости имущества. В результате расчёта
Пуд достиг рекордной величины снижения. Удорожание имущества составило
103,12% за счёт снижения платы за кредит и НДС.
Пример 9. Продолжим эксперимент и к примеру 8 добавим условие увеличения
аванса до 50%. При таком размере аванса мы перешагнули черту удвоенной
стоимости лизингового имущества и благодаря уменьшению платы за
кредит и сокращению НДС снизили удорожание до 88,37%.
Пример 10. Воодушевлённые таким достижением, попробуем достигнуть
новых успехов и довести авансовый платёж до 75%. Процент удорожания
уменьшился до 73,62%, но где нам взять такие свободные средства?
Впору обратиться к правилу № 1.
Пример 11. Прочитав правило №1, посмотрим, чем нам грозит отсрочка
внесения лизингового платежа на 1 год при коэффициенте Ку=2. Все
остальные условия соответствуют примеру 1. Отсрочка на год отбросила
величину лизинговых платежей на отметку 141,47% вследствие увеличения
платы за кредит и НДС. Это, конечно, меньше, чем в примере 6, где
лизинговый договор заключался на 10 лет без коэффициента ускоренной
амортизации, но утешает мало. Стоит обратиться к правилу №2.
Пример 12. Прочитав правило №2,
попытаемся исправить положение и, руководствуясь правилом №3, увеличим
коэффициент ускоренной амортизации до 3, а выплачивать лизинговые
платежи будем ежемесячно. В результате мы достигли рекордной величины
увеличения стоимости лизингового имущества всего на 59,37%. Это произошло
благодаря снижению платы за кредит, комиссионного вознаграждения,
налога на имущество и рекордного сокращения НДС в сравнении с эталоном
(пример 7). Всё это - результат применения эффекта сложных процентов,
который, в отличие от случая отсрочки платежа, играет в пользу арендатора.
Отсюда вытекает правило №4:
Вноси платёж почаще,
помалу -
Минимизируй ущерб капиталу!
|
В этой статье мы на элементарных примерах попытались показать,
как можно управлять платежами при финансовом лизинге в интересах арендатора
строительной техники, инвестора и конечного потребителя строительной
продукции. Естественно, мы не могли учесть всех факторов, влияющих
на лизинговые платежи и их размеры.
Проанализируем, как изменяются процент удорожания лизингового имущества
(Пуд), объёмы налога на добавленную стоимость и налога на имущество
с увеличением Ку, амортизационных отчислений. Эти закономерности представлены
на рис. 2 и выполнены для условий, изложенных в примерах 1
и 12.
Анализ графиков позволяет сказать, что с увеличением Ку с 1 до 3,
Пуд уменьшается со 180 до 60% при снижении в три раза налога на имущество
и двукратного сокращения платы по НДС. В свою очередь, процент НДС
(рис. 3)также влияет на Пуд. На графике приведена закономерность
изменения Пуд в зависимости от ставки НДС для условий, рассмотренных
в примере 7. Из графика видно, что отсутствие налога обеспечивает
процент удорожания 85%, а его величина на 30% увеличивает Пуд до 140%
при линейном росте. В 2004 году ставка НДС была снижена с 20 до 18%.
В ряде СМИ появились также сообщения о том, что возможно его дальнейшее
уменьшение до 16%. Судя по графику, это приведёт к снижению Пуд на
6-8%.
В данной публикации мы затронули лишь малую толику факторов, влияющих
на оптимизацию лизинговых платежей, и представили интересы
только лизингополучателя, инвестора и потребителя. Совсем не были
учтены интересы лизингодателя, кредитующего банка, налоговых органов
и страховых компаний, также вскользь было упомянуты производители
техники и продавцы. От этих структур зависит целая группа факторов,
а именно: цена оборудования, процентная ставка по кредиту, вознаграждение
и дополнительные услуги лизингодателя. От государства зависит налоговая
политика, а от страховых компаний - уровень страховых выплат. Это
- направления дальнейших исследований экономистов, теоретиков и
практиков лизинговых и страховых компаний, банков, государственных
служащих и их советников. Впереди - создание многофакторной математической
модели оптимизации лизингового платежа и развития формы лизинговых
отношений.
Неоспоримо одно: снижение лизинговых платежей привлекает дополнительных
клиентов в лизинговые компании, а это увеличивает их прибыль
и конкурентоспособность.
В статье не был затронут ещё один аспект - искусство составления
лизинговых договоров. Это - особая тема для разговора. Но даже приведённые
в этой статье материалы позволяют сформулировать правило №5:
Чтобы потом не кричать
"Лови вора!",
Выверяй каждую букву
лизингового договора.
|
Библиография
Горемыкин В. А. Основы технологии лизинговых операций: Учебное пособие.
- М.: Ось-89, 2000. - 512с.
Лещенко М.И. Основы лизинга: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика.
- 2000. - 336 с.
Методические рекомендации по расчёту лизинговых платежей. Утверждены
Министерством экономики РФ 16 апреля 1996 года//Лизинговые отношения
в России. Правовые основы, налогообложение, бухгалтерский учёт.
- М.: Библиотечка Российской газеты". - 2000. - 158с. - Вып.
4.
Прилуцкий Л.Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика.
- М.: Ось-8, 1997. - 272с.
По материалам информационно-аналитического журнала "Подъемно-транспортное оборудование"
"Как снизить платежи финансового лизинга строительной и грузоподъемной техники"
Кафедра сервиса дорожно-строительных машин (СДСМ) МАДИ ГТУ), г.Москва
А.В. Рубайлов, профессор
В.А. Шаменко, инженер
|