Главная
> Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №18. Статья №2.
Лизинг строит
регионы.
|
|
"Михневский РМЗ" совместно с лизинговой компанией
"Ренессанс Лизинг" предлагает своим клиентам программы
приобретения спецтехники в
лизинг.
В
наличии на стоянке:
А-333В (ТО-18Б3), А-342В (ТО-28В)
ЭО-2621/2202, ЭО 2626/2101
1993г.вып.
в отличном техническом состоянии |
Лизинг активно шагает из
центра на Восток России, эксперты говорят, что сейчас происходит
формирование регионального рынка. В ближайшие два года заметный
рост лизинговым компаниям обеспечит именно провинция.
|
По данным Российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг», последние
три года объем лизинговых сделок в России увеличивается на 40% ежегодно,
что почти в 4 раза больше темпов роста инвестиций в основной капитал.
Такая динамика была очевидна и предсказуема: промышленные предприятия
остро нуждались в обновлении изношенных фондов при такой же острой
нехватке средств на это.
Правовое обеспечение лизинговой деятельности и отмена лицензирования
привели к увеличению и числа компаний, и количества сделок.
Жесткая конкуренция позитивно сказалась на качестве лизинговых услуг.
Все это дало мощный импульс развитию рынка. Так, если в 2002 году
группа компаний «Балтийский лизинг» заключила договоров лизинга на
сумму в $22 млн, то в 2004 году уже на $72 млн, то есть объем заключенных
договоров увеличился более чем в три раза. Не всякая отрасль может
похвастаться такими показателями роста, однако и в этом году лизинг
сохраняет высокие темпы развития. Компания «Альфа-Лизинг» планирует
прирост бизнеса в 2005 году более чем на 70%, в «Стоун-XXI» по итогам
9 месяцев 2005 года уже зафиксировали рост около 80%.
Сегодня более четверти сделок относятся к лизингу грузового и пассажирского
транспорта, 30% — сервисного, машиностроительного и телекоммуникационного
оборудования. Лизинг в сфере недвижимости из-за длительных сроков
амортизации недвижимого имущества и проблем с переходом прав собственности
пока не получил развития. Не востребован пока лизинг и в сфере российского
ЖКХ.
По лизинговой схеме многие компании обновляют парк судов, вагонов,
лайнеров, даже для приобретения военной техники все чаще используется
лизинг. Однако наиболее серьезный прирост лизингового рынка, по прогнозам
экспертов, обеспечат предприятия среднего и малого бизнеса.
Большинство лизинговых сделок, по данным «РБК. Исследования
рынков», приходится на Приволжский федеральный округ и Москву ($991
млн и $1042 млн соответственно). Объем лизинговых сделок, осуществляемых
на территории Петербурга и Центрального федерального округа, примерно
равен и составляет $655 и $630 млн соответственно.
По мнению первого заместителя генерального директора компании ООО
«Ренессанс-Лизинг» Андрея Тилицина, сегодня в большинстве регионов
ситуация такая же, как в Москве около 5 лет назад: «Лизинговые
компании повернулись к регионам, где как такового лизингового рынка
на сегодня нет. Одна-две компании на город-миллионник — это катастрофически
мало и несерьезно. Столичные компании, приходящие в регион, фактически
создают там рынок и устанавливают свои правила игры». Востребованность
московских технологий и денег подтверждается в региональных филиалах
компаний.
Самыми динамичными направлениями лизинга являются автотранспорт, оборудование
для сферы металлообработки и машиностроения и строительная техника.
Северо-Запад России — яркий пример интенсивного развития лизинга.
«Ренессанс-Лизинг», открыв филиал в Петербурге в марте 2005
года, на сегодняшний момент уже имеет более 150 договоров, причем
85% из них оформлены на строительную спецтехнику. А Русско-германская
лизинговая компания («РГ-лизинг») вообще вывела строительную
и строительно-дорожную технику в отдельное направление бизнеса. Петербургская
компания «Балтийский лизинг» в 2002 году заключила лизинговых
договоров на строительную технику на сумму $3 млн. В 2004 году этот
показатель возрос до $12,5 млн.
Эксперты прогнозируют, что в ближайший год-два будет зафиксирован
резкий рост сделок в восточных регионах России. Это объясняется высокой
потребностью в производственных фондах. В центральных регионах сегодня
покупают строительную технику в лизинг не для формирования парка,
а уже для его обновления. В Москве по сравнению с 2003 годом уже отмечено
снижение роста количества новых сделок по крупной строительной технике.
Региональный акцент - СПЕЦТЕХНИКА
|
«В столице бизнес очень часто оформляет в лизинг предметы роскоши,
в регионах берут средства производства», — отмечает Андрей Тилицин
из «Ренессанс-Лизинга». Если в Москве лизинговый портфель компании
часто «забит» легковым авто, то в регионах, в том числе и в Петербурге
— спецтехникой.
При этом регионы более сориентированы на отечественную технику — она
значительно дешевле, а функционально порой не уступает импортным аналогам.
|
"Михневский РМЗ" совместно с лизинговой
компанией "Ренессанс Лизинг" предлагает своим клиентам
.
|
|
В количественных показателях лизинга импортная техника уже проигрывает
российской.
«У нас охотно покупают отечественную технику — строительно-дорожную,
краны, бульдозеры, спецавтотранспорт. Большая часть такой техники
раньше поставлялась из Европы, но в связи с ростом курса евро, техника
становится достаточно дорогой и это в определенной степени сдерживает
приобретение европейской техники. Сейчас — и не только по строительно-дорожной
технике — идет переориентация на покупку оборудования, цена на которое
формируется в долларах — это японская, корейская, американская техника.
А также российская, которая имеет свою нишу», — отмечает коммерческий
директор компании «РГ-лизинг» Сергей Клишо. Специалисты рынка сходятся
во мнении, что «простое железо» в России все-таки делать умеют, отечественная
техника — популярный предмет лизинга.
Больше года один из лидеров отечественного краностроения — компания
«Уралкран» — активно работает с лизинговыми компаниями. И сегодня
уже более половины производимой продукции — строительные краны, грузозахватная
техника — реализуется посредством финансовой аренды, расширяется и
география поставок. «Раньше строители настороженно к этому относились,
сейчас они начинают понимать выгоду лизинговых схем, — говорит
директор по продажам Торгового дома «Уралкран» Андрей Терентьев. —
В настоящее время около 60% продукции ТД «Уралкран уходит по лизингу.
У нас штучный товар, кран стоит около 6 млн рублей. В основном оформляется
по одному крану. Лизингом пользуются строители, которые не имеют достаточных
оборотных средств, для того чтобы произвести единовременный платеж.
Таких компаний в регионах много».
Полученное по лизингу оборудование не облагается налогом на имущество,
кроме того, платежи по лизингу можно относить на себестоимость.
А возможность применения в отношении объекта лизинга ускоренной амортизации
позволяет предприятию максимально быстро восстановить через себестоимость
инвестиционные затраты. Сегодня некоторые лизинговые компании берут
на себя не только финансовое обеспечение, но и доставку, установку,
наладку оборудования и даже обучение персонала. Поэтому зачастую российский
компании — производители оборудования, которым также выгоден лизинг,
обеспечивающий реальный сбыт, не заключают прямых договоров с какой-либо
лизинговой компанией — покупатель выбирает сам. «Мы работаем с
лизинговыми компаниями по всей стране, — подчеркивает директор
по продажам ТД «Уралкран» Андрей Терентьев. — В настоящий момент
мы имеем отлаженные рабочие отношения с лизинговыми структурами Москвы,
Екатеринбурга, Петербурга. Это право покупателя — решать с какой компанией
и на каких условиях работать».
В России будет появляться все больше «продвинутых» пользователей
лизинга, четко понимающих: по истечении наиболее продуктивного срока
эксплуатации техники (порядка пяти лет) от нее лучше избавляться,
чтобы избежать лишних хлопот. А в условиях, когда каждые три-четыре
года появляется оборудование большей производительности, высокой
функциональности, заботы о реализации техники, бывшей в эксплуатации,
которые перекладываются на лизинговую компанию, значительно облегчают
жизнь компаниям-потребителям.
Особенности национального ЛИЗИНГА
|
По вполне объективным причинам сегодняшний рынок использует не весь
потенциал роста. По мнению экспертов, многие лизинговые компании,
находясь в полной зависимости от банков-учредителей, оказываются финансово
слабыми, не способными вырабатывать самостоятельную стратегию, а малейшая
нестабильность банка сказывается на лизинговой компании. До сих
пор помимо залога предмета лизинга часто требуется дополнительное
ликвидное обеспечение и/или поручительство третьих лиц. Именно
это и мешает активно включиться в лизинговый процесс малому бизнесу.
Существуют проблемы и со вторичным рынком оборудования.
Отсутствие «длинных» денег сказывается при заключении контрактов
на лизинг дорогого оборудования и недвижимости. Понятно, что лизинговые
компании, аффилированные с западными банками, которым доступны долгосрочные
и относительно дешевые финансовые ресурсы, обладают неоспоримым
конкурентным преимуществом. Объем сделок Российско-германской лизинговой
компании за последнее время увеличился в разы: если в начале 2004
года лизинговый портфель составлял порядка $200-300 млн, то на сегодня
его объем достиг $1 млрд. Столь резкий подъем обеспечили несколько
крупных сделок, которые компания готовила достаточно долгое время.
Такая динамика не является показателем развития российского рынка,
объективно признают в компании. «Для успешных лизинговых компаний
в России хороший показатель роста — это 20-30% в год», — отмечает
коммерческий директор «РГ-лизинг» Сергей Клишо. В «Балтийском лизинге»
говорят, что вполне реальны темпы роста и в 30-35%.
Мировой опыт показывает, что доля лизинга в инвестициях в оборудование
составляет 15-20%, а в некоторых странах — США, Великобритании,
Ирландии — этот показатель выше 30%. В России эти цифры пока очень
малы. Однако уже следующий год может создать по-столичному жесткую
конкуренцию лизинг-предложения и в регионах и резкий рост объема
российского рынка лизинга.
Уходящий год стал годом стремительного развития финансового лизинга,
объем которого, по предварительной оценке, вырос более чем на 40 процентов.
Правда, отмечалось на четвертой всероссийской научно-практической
конференции "Лизинг-2005: универсальность и доступность",
организованной рейтинговым агентством "Эксперт РА", доля
лизинга в ВВП по-прежнему не столь велика - около 1 процента, а в
инвестициях в основные средства она не превышает 5,7 процента. Тем
не менее на 1 октября 2005 года объем текущих сделок составил 12,5
миллиарда долларов, тогда как в прошлом он не превышал 6 миллиардов.
От внимания специалистов (нынче рейтинговый анализ был как никогда
глубок) не ускользнула и такая деталь. Объем лизинговых платежей достиг
в нынешнем году 2,8 миллиарда долларов, подняв доходы лизинговых компаний
более чем на 0,5 миллиарда долларов. Однако реальный прирост объема
профинансированных средств за то же время составил 44 процента, а
лизинговых платежей - 40 процентов, что ниже показателей предыдущих
лет, обычно превышавших 50- процентную отметку. Впрочем, в результате
дискуссии эксперты и руководители лизинговых компаний все же сошлись
во мнении, что серьезного повода для беспокойства здесь нет, поскольку
снижение носит объективный характер и скорее всего связано с "взрослением"
рынка и сопутствующим ему изменением структуры, удлинением сроков
лизинговых сделок и графиков платежей.
В целом же все говорит за то, что отрасль переходит на новую орбиту
своего развития. Закончился период становления, усиливается конкуренция,
появляются сильные западные игроки. В этих условиях лизинговые компании
стали действовать более осмотрительно. Большинство из них впервые
сформулировали для себя среднесрочную стратегию. В итоге в нынешнем
году многие компании увеличили объем деятельности на традиционных
для себя рынках и вышли на новые сектора. В частности, стали активнее
работать с малым и средним бизнесом (с ним заключено 80 процентов
новых договоров), расширили свое присутствие в регионах. Если еще
совсем недавно лизинговые компании обживали преимущественно Москву
и Санкт-Петербург, то сейчас на эти мегаполисы приходится лишь треть
всех сделок.
Наиболее заметно в последнее время появление лизинга в области
технической инфраструктуры. Сравним: в 2004 году объем сделок с железнодорожным
оборудованием составлял 387 миллионов долларов, а в 2005-м уже достиг
1,9 миллиарда. Доля транзакций в этой отрасли на сегодняшний день
составляет 16 процентов, в автотранспорте - 14,5 процента, в авиатранспорте
- 14, в телекоммуникационном оборудовании - 13, в сельскохозяйственной
технике - 10 процентов.
Одновременно на рынке происходит заметная поляризация - крупные компании
становятся еще крупнее; мелкие решают, сохранять им бизнес, объединяться
с более крупной компанией либо продавать свой портфель. Идет заметный
процесс поглощения компаний. Как заметил заместитель генерального
директора одной из фирм Дмитрий Шабалин, многие лизинговые компании
пока не обладают достаточными средствами, чтобы участвовать в реализации
крупных проектов. Им еще предстоит их заработать.
Не обошлось и без нареканий на существующее законодательство. Адвокат
Ахмат Глашев привел в качестве примера массу судебных разбирательств,
возникших из-за различного толкования положений некоторых законов.
По его мнению, Закон "О лизинге" несколько устарел и
требует поправок. В налоговом и гражданском законодательствах
отсутствует четкое определение понятий "лизинг", "договор
лизинга". А это напрямую влияет на судебную практику. Особенно
часто возникают недоразумения между лизинговыми компаниями и налоговыми
органами из-за разного толкования налогообложения на имущество лизингополучателя
и на текущую оплату за него.
Управляющий директор Сергей Килейников, отметив отдельные "шероховатости"
в законодательстве, подчеркнул, что в конечном счете оно установило
такие нормы поведения на рынке, которые не мешают его развитию. Благодаря
этому западный капитал уже не боится идти в этот сектор экономики
России. Пример тому - активность в лизинговом секторе западных банков,
которые поняли, что у нас выгодно иметь дело не только с гигантскими
нефтяными корпорациями, с металлургическими предприятиями. В России
существует и вполне здоровый средний бизнес, в который выгодно вкладывать
деньги.
Генеральный представитель одной из фирм Иван Курилко критически отозвался
о банках, которые предпочитают выдавать кредиты только на короткий
срок. Вся деятельность лизинговых компаний, напротив, ориентирована
на долгосрочное взаимодействие с кредитными учреждениями, поставщиками
технического оборудования и его получателями.
Одна из проблем, связанных с этим противоречием, - требование предоставить
надежный залог под кредиты. "Лизинговые компании, как правило,
не обладают собственными активами, и наивно требовать от них равноценных
залогов за предоставляемые кредиты", - заметил Курилко. Они
все-таки остаются посредниками между участниками сделки. Банки не
всегда понимают это. Более того, некоторые банки пытаются создавать
свои собственные лизинговые компании. При этом требуют от них очень
высокой эффективности. А это только повышает риски и, соответственно,
не приносит ожидаемой доходности.
Некоторые участники конференции считают, что сейчас интересы тех,
кто финансирует лизинговые операции, защищены хуже, чем интересы
банков как прямого кредитора.
И еще один интересный нюанс: некоторые лизинговые компании начали
создавать у себя собственные программы автоматизированного управления
и на конференции предлагали коллегам приобрести их. Таким образом,
создается новая электронная инфраструктура по обслуживанию этого
рынка. Самим компаниям это важно для ускорения подготовки материалов
для договоров, а участникам сделки - для объективной оценки партнеров.
По материалам лизингового портала www. Лизинг Info
|