Главная
> Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №22. Статья №2.
Прибор безопасности ОНК-160С
|
|
|
-строительный,
- передвижной на рельсовом ходу,
- с неповоротной башней,
- с верхним расположением противовеса,
- с балочной стрелой и противовесной консолью,
- 1980 г. выпуска.
- Г/п 25 т, высота подъема 46 м.
Подробнее >>
|
Предпосылки для создания прибора ОНК-160С
|
Производство наиболее распространенного в настоящее время прибора
безопасности ОНК-140 для стреловых (автомобильных, пневмоколесных,
гусеничных, на шасси автомобильного типа, на короткобазовом и вездеходном
шасси) кранов было освоено ОАО "Арзамаcский приборостроительный
завод" (ОАО "АПЗ") в 1997 г. Благодаря удачному
сочетанию стоимости, технических и эксплуатационных характеристик
прибор ОНК-140 быстро завоевал популярность и занял лидирующее положение
на рынке приборов безопасности для грузоподъемных кранов. В настоящий
момент освоено производство примерно 110 модификаций прибора для
двухсот моделей отечественных и зарубежных стрелковых кранов. И
сейчас ограничитель грузоподъемности (нагрузки) кранов ОНК-140 остается
вполне конкурентоспособным на российском рынке. Всего было изготовлено
и установлено на кранах свыше 40 тысяч указанных приборов.
Ситуация, когда определяющими качествами
для потребителей приборов безопасности были их цена и простота,
постепенно меняется.
|
Во-первых, с момента начала производства прибора ОНК-140 были введены
в действие новые "Правила устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00" и другие нормативно-технические
документы Ростехнадзора, требованиям которых прибор уже удовлетворяет
не в полной мере, в частности, это касается требований к регистраторам
параметров (РП) кранов.
Во-вторых, стали появляться краны, например, СТ-2 и СТ-3 (ОАО "Сокол",
г. Самара), КС-8973 (ОАО "Автокран", г. Иваново) и др.,
на которых применение ОНК-140 ограничено техническими возможностями
прибора.
В-третьих, изменилась структура рынка кранов, требующих оснащения
приборами безопасности. Дело в том, что номенклатура кранов постоянно
расширяется, а количество машин определенной модели сокращается. В
этих условиях с помощью прибора ОНК-140 (с его жесткой структурой
аппаратной части и отсутствием возможности перепрограммирования) достаточно
затруднительно быстро и гибко реагировать на заявки потребителей.
В-четвертых, предприятия-конкуренты постоянно совершенствуют свою
продукцию, следовательно, ОНК-140 может вскоре утратить свое лидерство
даже на отечественном рынке, не говоря уже о том, что со вступлением
России в ВТО не исключено появления у нас всемирно известных приборов
безопасности изготовителей типа "PAT GmbH" (модели МС
320, PRS 145, DS-160,DS-350, IFLEX5), "The Greer Company"
(аппаратура LALT 1151, LOND 985, BA590), "Rayco Wylie Systems"
(системы W3350R, WW650L, I3000), "Loadwise International Limited"
(приборы RCI/L серий 500 и 800), "Robway Crane Safety Systems
Pty LTD" (устройства RCI 1502, 1550, 3100, 4000IS), "Tadano-Faun"
(оборудование AML-L), "Liebherr" (аппаратура LICCON-Liebherr
Computed Controlling), "Load Systems International" (системы
типа LSI - LS202A2B, LSI401, LS420, LS2002), "Terex-Demag"
(приборы RCI 510) и др.
Появление всех этих факторов стало предпосылкой для создания ООО
НПП "ЭГО" и ОАО "АПЗ" прибора безопасности нового
поколения ОНК-160С для стрелковых кранов, приемочные испытания опытного
образца которого были успешно завершены в декабре 2005 года, а в
настоящее время получено разрешение УТЭН Ростехнадзора по Нижегородской
области на серийное изготовление различных модификаций данных приборов.
Основные особенности прибора ОНК-160С
|
Ограничитель нагрузки крана ОНК-160С является многофункциональным
прибором безопасности, который, в сочетании с подключаемыми к его
дискретным входам в качестве датчиков концевыми выключателями, полностью
выполняет все требования "Правил ПБ 10-382-00" к приборам
безопасности стреловых кранов, осуществляя функции ограничителя рабочих
движений, ограничителя грузоподъемности, устройства защиты от приближения
к проводам ЛЭП, регистратора параметров, устройства координатной защиты,
указателя грузоподъемности и креномера.
Встроенный в прибор регистратор параметров работы крана полностью
соответствует РД 10-399-01 и РД СМА -001-03 Ростехнадзора.
В отличие от своего предшественника - ограничителя ОНК-140 - прибор
ОНК-160С обеспечивает построение гибкой структуры безопасности крана.
Высокие технические характеристики и возможность перепрограммирования
позволяет обеспечить оснащение прибором практически любого известного
стрелкового крана (как гидравлического, так и с жесткой подвеской
стрелы), имея всего десяток базовых исполнений ОНК. Отличия исполнений
определяются в значительной степени принципом управления, а также
диапазонами дины стрелы и давлений в гидросистеме крана. Таким образом,
прибором ОНК-160С одного исполнения можно оснастить несколько десятков
моделей кранов. Причем, прибор может быть запрограммирован для работы
в составе конкретного крана как на ОАО "АПЗ", так и на заводе-изготовителе
крана, или непосредственно на месте его эксплуатации квалифицированным
специалистом с использованием библиотеки программ, поставляемой
на лазерном диске. Возможность перепрограммирования позволяет не
заменять прибор или какие-либо его составные части на другую аналогичную
аппаратуру при изменении, в частности, грузовой характеристики крана,
например, по результатам технического освидетельствования.
Подключая к базовому исполнению прибора множество различных элементов,
поставляемых в качестве опций, можно значительно расширить функциональные
возможности прибора. Например, использовать прибор в качестве анемометра,
ограничителя предельного груза на кранах, оснащенных люльками, контролировать
крен платформы, положение и давление в выносных опорах, параметры
силовой установки и гидропривода и т.д.
|
Блок-схема ограничения грузоподъемности
прибора ОНК-160С
Увеличить >>
|
Встроенный регистратор параметров работы крана содержит энергонезависимые
часы реального времени, а объем его памяти позволяет подробно зафиксировать
всю оперативную информацию за гарантийный срок службы крана. Причем
регистрируется не только работа крана с перегрузкой, но и работа
при недопустимых параметрах силовой установки (работа с перегретым
двигателем или при пониженном давлении масла), что позволяет выявлять
нарушения условий эксплуатации, как крановой установки, так и шасси.
Прибор ОНК-160С в комплексе с клапаном снижения скорости (КСС),
устанавливаемым в гидросистему крана вместо клапанов ГКР, ПКР и
т.п., позволяет реализовать функцию плавного снижения скорости
поворота и опускания стрелы крана при подходе к границе рабочей
зоны даже на кранах, не оснащенных пропорциональной системой управления
гидроприводом, повышая, таким образом, их надежность и безопасность
работы.
Накопленный опыт адаптации прибора ОНК-140 ко многим десяткам стреловых
кранов различных типов позволил развить математическую модель 1999
года "теоретического крана", положенную в основу разработки
программного обеспечения приборов ОНК-140. Это позволит адаптировать
приборы ОНК-160С к кранам с изменяемыми конфигурациями кранового
оборудования и режимами работы.
Для настройки ОНК на кране предусмотрено два режима: короткий и
углубленный. В большинстве случаев используется режим короткой настройки,
обеспечивающий минимальную трудоемкость проведения работ. Для кранов
с большими технологическими разбросами параметров предусмотрен режим
углубленной настройки, обеспечивающий необходимую точность работы
прибора безопасности даже при заметных отклонениях параметров крана
от проектных значений.
Основные конструктивные решения и технические параметры прибора ОНК-160С
|
Конструкция прибора ОНК-160С максимально унифицирована с другими приборами
семейства ОНК-160: приборами ОНК-160Б для башенных кранов и
ОНК-160М для кранов мостового типа. Максимально унифицированы
конструкции как датчиков, так и блоков. Связь составных частей прибора
осуществляется также с помощью высоконадежного двухпроводного последовательного
CAN интерфейса.
ОНК обеспечивает прием и обработку до двадцати четырех (в зависимости
от модификации ограничителя) дискретных сигналов напряжением 10
- 30В постоянного тока от электрооборудования крана, выдачу в систему
управления крана до восьми релейных сигналов управления (12/24 В,
1,5А постоянного тока) механизмами грузоподъемного оборудования,
а также непрерывный (во время работы ОНК) контроль и индикацию параметров
крана.
В состав комплекта поставки базовых исполнений прибора ОНК-160С,
несущих функций приборов безопасности, входят:
БОИ - блок отображения информации (со встроенным регистратором
параметров - РП);
ДА - датчик азимута (датчик угла поворота платформы крана);
ДВ - датчик вылета (со встроенным датчиком угла наклона стрелы
маятниковым и датчиком длины стрелы);
ДДЦ - датчик давления цифровой (два датчика, для измерения
давления в поршневой и штоковой полостях гидроцилиндра наклона стрелы);
КОС - контроллер оголовка стрелы (со встроенным модулем защиты
от опасного напряжения - МЗОН; функции антенны выполняет корпус
блока КОС);
КПЧ - контроллер поворотной части (со встроенным датчиком
крана - ДК).
Присоединительные размеры блоков и датчиков унифицированы с размерами
соответствующих составных частей приборов ОНК-140, поэтому доработки
существующих конструкций узлов встройки кранов при оснащении приборов
ОНК-160С практически не требуются.
Для расширения функциональных возможностей прибора предусмотрено
подключение дополнительных элементов, поставляемых отдельно:
ДУГ - датчик длины гуська;
ДВБК - датчик угла наклона гуська;
ДСВ - датчик скорости ветра;
ДУЦ - датчиков усилия цифровых различных типов;
КНЧ - контроллера неповоротной части;
ДО - датчик оборотов;
ДТ - датчиков температуры;
ДУ - датчиков уровня;
ДД - датчиков давления;
ИК - индикаторов крена;
СТИ-3 - считывателя телеметрической информации из РП.
Блок отображения информации, устанавливаемый в кабине машиниста
крана, компактнее и эргономичнее блока обработки данных прибора
ОНК-140. Все управление и настройка прибора осуществляется с помощью
клавиатуры мембранного типа. Отображение информации производится
на четырехстрочном двадцатиразрядном жидкокристаллическом дисплее
с расширенным температурным диапазоном. Считывание основной информации
из встроенного в БОИ регистратора параметров крана производится
по инфракрасному каналу IrDA через прозрачное окно в лицевой панели
прибора без вскрытия каких-либо лючков и крышек. При необходимости
считывания полного объема хранимой оперативной информации для ускорения
считывания используется USB-порт. БОИ - единственный блок ОНК, устанавливаемый
в кабине - подключается к контроллеру поворотной части (КПЧ) одним
кабелем с питающими и информационными жилами.
КПЧ содержит встроенный датчик крены платформы крана в двух плоскостях
и управляющие реле. К нему подключаются все датчики прибора и концевые
выключатели, в частности, хорошо себя зарекомендовавшие в эксплуатации
бесконтактные выключатели ВБ2.40.XX.12.1.1, устанавливаемые на кране
для контроля положения его механизмов и рукояток управления. На
основании этих сигналов прибор анализирует степень загрузки крана,
положение его механизмов относительно границ рабочих зон, наличие
вблизи крана проводов ЛЭП, корректность выбранной конфигурации оборудования
и режимов работы, а также контролирует действия, которые пытается
совершить машинист крана. В случае если крановщик предполагает произвести
недопустимые в данной ситуации операции, прибор блокирует выполнение
этих движений, включает аварийную световую и звуковую сигнализацию,
выводит на дисплей информацию о причинах остановки и подсказки по
выходу из опасной ситуации.
Прибор не только осуществляет сигнализацию
и блокировку движений в аварийных ситуациях, но и активно
помогает предотвратить их возникновение, выдавая на дисплей
информацию обо всех необходимых параметрах работы крана, включая
предупредительную световую и звуковую сигнализацию, снижая
скорость работы механизмов при приближении к ограничениям.
|
Использование контроллера неповоротной части с подключаемыми к нему
датчикам температуры, давления, уровня, частоты вращения позволит
отказаться от установки в кабине машиниста крана иных приборов,
кроме БОИ ОНК-160С, для контроля состояния опорного контура, силой
установки, привода.
Потенциальные возможности прибора ОНК-160С использованы пока далеко
не полностью. Технические характеристики прибора позволят решать
и новые задачи, которые в перспективе могут поставить краностроители.
По материалам журнала "Все краны"
№ 01 2006 "Многофункциональный прибор безопасности ОНК-160С
для стреловых кранов ", авторы М.И. Затравкин, Л.С. Каминский, И,А.
Пятницкий, И.Г. Федоров, А.П. Червяков.
|