Главная
> Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №23. Статья №3.
Масло экономит топливо.
|
|
-
ЭО-2621 - 205 000 руб.;
ЭО-2626
- Т-130/170;
ДТ-75; ЮМЗ-6 ; МТЗ-82 ; Т - 25/30.
- ТО-18;
ТО-28; ТО-49; ДЗ-133.
|
Расходы на топливо – одна из наибольших составляющих стоимости
перевозок. О том, что для их уменьшения надо содержать парк в исправном
состоянии, знает каждый. Без этого говорить вообще не о чем. Однако
научно-технический прогресс открывает и новые возможности. Одна
из них – энергосберегающие масла.
Снижение расхода топлива сегодня актуально не только в связи с
его высокой ценой. Важно и то, что одновременно с экономией денег
уменьшается выброс в атмосферу продуктов сгорания, в составе которых
есть и токсичные вещества. Экономические и экологические проблемы
автомобилей решаются совместными усилиями производителей техники
и нефтепереработчиков. Последние внесли свой вклад созданием и поставкой
на рынок энергосберегающих моторных и трансмиссионных
масел. Снижение трения и износа важнейшая функция всякого смазочного
масла.
ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МАСЛА? |
Наибольшие потери энергии на преодоление трения в поршневых двигателях
имеют место в трех группах:
- цилиндр – поршень,
- коренные и шатунные подшипники коленчатого вала,
- механизм газораспределения. Условия трения и смазки в этих узлах
различны.
При движении поршня с малой скоростью вблизи верхней мертвой точки
между поршневыми кольцами и стенкой цилиндра не образуется масляная
пленка. Остаются лишь граничные слои. При этом сила трения не зависит
от вязкости масла. На большей части хода поршня, где его скорость
велика, имеет место гидродинамический режим смазки и сила трения
зависит в основном от вязкости масла. Тот же режим смазки в подшипниках
коленчатого вала, и потери на трение здесь также определяются вязкостью
масла. В механизме газораспределения наиболее тяжело нагруженные
детали работают в режиме эласто-гидродинамической смазки. Здесь
потери на трение связаны со свойствами масла при очень высоком давлении.
1. Энергосберегающие масла отличаются меньшей вязкостью.
Она, конечно, снижена в разумных пределах, но и этого достаточно,
чтобы уменьшить потери на трение при гидродинамическом режиме смазки.
Однако это еще не все.
2. Энергосберегающие масла содержат загущающие присадки.
Поэтому их вязкость зависит не только от температуры, но и от скорости
перемещения слоев масла в масляной пленке. При быстром движении
вязкость масла временно снижается, а при замедлении снова возрастает.
Время падения и возрастания вязкости очень мало и происходит практически
синхронно с изменением скорости движения поршня или частоты вращения
коленчатого вала. Величина временного снижения вязкости больше при
низкой температуре масла, т.е. когда его вязкость избыточна.
3. Другое отличие энергосберегающих масел – наличие в
их составе присадок - модификаторов трения. Действие этих присадок
проявляется при граничном режиме смазки. Они образуют на поверхностях
трущихся деталей своеобразный мягкий «ворс», легко деформирующийся
в направлении движения. При этом коэффициент трения значительно
снижается.
КАК УЗНАТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРЕДЛАГАЕМОЕ МАСЛО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИМ? |
В маркировке таких масел, сертифицированных согласно классификации
API (Американский институт нефти), после указания класса вязкости
по SАЕ и категории по условиям применения ставят две буквы ЕС
(Energy Conserving), например, SАЕ5W-30, API SL/CG-4(EC).
В европейской классификации моторных масел энергосберегающие масла
выделены в отдельные категории, обозначаемые А1-02, А5-02, В1-02
и В5-02. Две первые – масла для бензиновых двигателей,
две вторые – масла для дизелей легковых автомобилей.
Все масла, обозначаемые GF-I, GF-2 и GF-3
по международной классификации ILSAC, разработанной совместно американскими
и японскими автопроизводителями, относятся к энергосберегающим.
Наличие у масла энергосберегающих свойств устанавливают путем их
испытаний в двигателях по специальным стандартным методам в сравнении
с эталонными маслами. Масло признается энергосберегающим, если при
работе на нем достигается заданное уменьшение расхода топлива. Например,
масла категорий A1-02, A5-02, В1-02 и В5-02 в сравнении с эталонным
маслом должны обеспечить уменьшение расхода топлива не менее, чем
на 2,5%.
КАКОВА РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ? |
В исправном автомобиле применение энергосберегающего масла снижает
расход топлива на 3 – 5,5% при коротких поездках в городе и на 2
– 3% при движении по автодорогам на большие расстояния. Это среднегодовые
значения. Зимой экономия топлива несколько больше указанных среднегодовых
значений.
Если одновременно в агрегатах трансмиссии использовать энергосберегающее
трансмиссионное масло, можно снизить расход топлива еще на 1,5 –
2,0%.
НАСКОЛЬКО ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ
МАСЛА? |
На этот вопрос хотелось бы ответить, что все только ими и должны
пользоваться. Но в действительности при оценке целесообразности
приходится учитывать не только качества масла, но и множество других
факторов: марочный состав и средний возраст парка, характер и места
его работы, наконец, локальные цены на топливо и масла. И потому
выбор каждый делает сам. Мы же в этой статье постарались, чтобы
он был осознанным и взвешенным.
По материалам специализированного журнала
"Основные Средства", № №6/2003
|