Главная
> Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №26. Статья №2.
Мусоровозы с задней загрузкой: обзор
рынка
|
|
|
МУСОРОВОЗЫ С БОКОВОЙ ЗАГРУЗКОЙ:
КО-440-3/440-2, КО-413, КО-449, КО-440-4, КО-431, МКМ-2, МКМ-35,
МКМ-45, МКМ-6001, КО-440-5 и др.
МУСОРОВОЗЫ С ЗАДНЕЙ ЗАГРУЗКОЙ:
КО-440, КО-442, КО-440-1, МКГ, МКЗ-35, МКЗ-6000/6003, КО-427
и др.
|
|
БУНКЕРОВОЗЫ:
КО-440-А, МКС-6000, МКС-3101, КО-452, МАС-10/14/15, МКС-16,
МСКС, МЛ-1, сменные бункеры
|
МУСОРОВОЗЫ С РУЧНОЙ ЗАДНЕЙ ЗАГРУЗКОЙ
Принципиальное устройство большегрузного
кузовного мусоровоза FAUN Europress с задней ручной загрузкой:
|
|
|
Принципиальное устройство большегрузного
кузовного мусоровоза Haller x2
с задней ручной загрузкой:
|
|
|
Принципиальное устройство большегрузного
кузовного мусоровоза FAUN Rotopress 205 с кузовом ротерного
типа:
|
|
|
Еще 20 лет назад мусоровозы с задней ручной загрузкой были самыми
распространенными.
Кроме уже упомянутого самосвального варианта мусоровоза на базе
ГАЗ-93, в столичные коммунальные службы в 1950-х годах поступили
малыми партиями мусоровозы МС-2 на шасси ЗИС-150 производства
Экспериментального механического завода Мосгорисполкома.
Мусор из накопительного бункера подавался в кузов вместимостью 10
м3 скребковым транспортером. Поскольку механические приводы,
в частности цепи и валы, быстро изнашивались, каждую неделю требовался
технический осмотр.
К тому времени промышленность освоила выпуск надежных гидравлических
приводов, которые служили дольше и в эксплуатации были менее
капризны.
Весьма показательный пример - первые массовые 3,7-тонные мусоровозы
МС-4 и 93М (на шасси ГАЗ-51А и ГАЗ-51Д), которые выпускали
в общей сложности более 15 лет.
С 1967 года на вооружение жэков и ЖКХ поступили мусоровозы 53М
(ГАЗ-53А) грузоподъемностью 4,36 т. На надрамнике этих автомобилей
монтировался металлический кузов с шарнирно закрепленной задней
стенкой. На стенке смонтирован приемный бункер. Загрузка в бункер
велась вручную. В бункере мусор перемещался внутрь кузова толкающей
плитой. Цикл работы толкающей плиты полуавтоматический. После рабочего
хода уплотнения плита возвращалась в исходное положение. При разгрузке
кузов наклонялся назад с помощью гидроцилиндра. Задняя стенка при
этом открывалась вверх одновременно с подъемом кузова.
Главными недостатками этих машин, несмотря на удобство использования
в городах, были очень небольшой загрузочный бункер - 0,42 м3
и малая вместимость кузова (7,0 м3). Кузов мусоровозов
53М заполнялся доверху при обслуживании 100-квартирного дома.
Сейчас коммунальные и эксплуатационные предприятия отдают предпочтение
мусоровозам на шасси ЗИЛ, МАЗ и КамАЗ с кузовами вместимостью не
менее 10,0 м3.
В 1990-е годы в России мусоровозы с ручной загрузкой получили второе
рождение. По примеру развитых стран отечественные заводы начали
малыми партиями выпускать большие и средние мусоровозы (эксплуатация
мусоровозов малого класса нерентабельна, но их применение до сих
пор оправданно только при уборке урн, малогабаритных контейнеров
вместимостью до 100 л, коробок и мешков с мусором).
Большинство фирм предлагает машины с механизированной погрузкой,
которые в основном являются лишь модификациями мусоровозов с задней
ручной загрузкой. Компания FAUN не оснащает опрокидывателями
единственную модель производственной программы - Citypress. Подобные
модели выпускают и отечественные заводы. В отличие от мусоровозов
С-4 и 53М вместо загрузочного бункера на них становлен загрузочный
ковш, являющийся частью заднего борта. Кроме того, эти мусоровозы
могут работать в паре с малыми мусоровозами РАРЗ и Мценского завода
"КОММАШ" на базе ЗИЛ-5301БО.
Малые мусоровозы собирают ТБО из контейнеров, затем их перегружают
в большой мусоровоз, который доставляет отходы сразу на перерабатывающий
завод. После заполнения загрузочного ковша подающая плита вращательным
движением направляет отходы в мусоросборочный кузов, где прессующая
плита уплотняет их. Выталкивающая плита подпрессовывает мусор, чем
достигается высокая степень уплотнения - 5:1. По мере заполнения
кузова выталкивающая плита перемещается в переднюю часть. Выгрузка
выталкивающей плитой производится с поднятым задним бортом машины.
Задний загрузочный ковш, расположенный в нижней части заднего борта,
оборудован баком с шаровым краном для сбора жидких продуктов гниения.
МУСОРОВОЗЫ
С МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ЗАДНЕЙ ЗАГРУЗКОЙ
Мусоровозы этого типа на улицах российских городов появились
лишь в середине 1990-х годов, хотя на Западе их используют с конца
1950-х.
Крановая установка на самосвале с ручной
загрузкой (середина 1920-х годов):
|
|
Основное достоинство мусоровозов, оборудованных кантователями,
в том, что они могут работать с контейнерами нескольких типов вместимостью
от 35 л до 3,5 м3 (FAUN Europress, Rotopress), а некоторые
мусоровозы FAUN Variopress, Okovariopress) - даже с контейнерами
- бункерами открытого типа вместимостью 3,5...6,0 м3
(так называемыми мульдами), которые предназначены для самосвалов
- мусоровозов, оснащенных портальным механизмом.
Из выпускаемых в России малых мусоровозов только две модели (Мценского
завода) оборудованы универсальными кантователями, позволяющими перегружать
собранные из контейнеров ТБО в большие мусоровозы.
Применение гидрофицированного кантователя удорожает машину всего
лишь на 5...7%. Например, мусоровозы КО-427-02 с кантователями
стоят около $31 000, без кантователя - $29 000 (все мусоровозы -
на шасси КамАЗ-53213). В больших городах использование таких машин
позволяет ускорить процесс сбора мусора и снизить издержки на содержание
парка коммунальных машин.
Однако до тех пор, пока существует проблема вандализма и краж мусоросборочных
контейнеров, их применение затруднительно. С этой проблемой столкнулись
не только отечественные коммунальные службы, но и соответствующие
службы муниципалитетов городов Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной
Азии.
Мусоровозы, оснащенные кантователями, мало чем отличаются по конструкции
и способу погрузки - разгрузки от мусоровозов с ручной загрузкой,
но встречаются и вовсе экзотические решения, например у FAUN Rotopress,
который эксплуатируют некоторые автохозяйства Москвы.
На Rotopress кузов вращается, и принцип его работы очень напоминает
мясорубку. Загрузка в бункер конической формы осуществляется из
контейнеров с помощью кантователя или вручную. Вращаясь в загрузочном
бункере, мусор по шнеку заднего борта попадает в цилиндрический
кузов. Кузов начинает вращаться по часовой стрелке, а мусор по направляющим
винтовым ребрам (шнекам) лабиринтного уплотнителя постепенно перемещается
к передней стенке кузова. Поскольку в мусоре иногда присутствуют
крупные фракции, на конце загрузочного бункера смонтированы режущие
кромки, которые по мере вращения кузова выполняют роль измельчителя.
Измельченные отходы более "текучи" и равномерно распределяются
по всей длине кузова, поэтому, когда ТБО доставляют на мусороперегрузочную
станцию, они успевают пройти первую механическую обработку.
При выгрузке задний борт поднимается, кузов вращается в противоположную,
чем при загрузке, сторону, и мусор подается назад по направляющим
ребрам лабиринтного уплотнителя.
Еще одна особенность современных мусоровозов с задней загрузкой
- это электронное управление уплотнителем, который может работать
в трех режимах: ручном, полуавтоматическом и автоматическом.
Некоторые мусоровозы (например, FAUN Selectapress) оснащены не одним,
а двумя загрузочными бункерами и соответственно двумя мусоросборочными
кузовами, что позволяет загружать контейнеры различными видами отходов,
например стеклом и бумагой.
Этапы загрузки мусора в кузовные мусоровозы
НПК "КОММАШ":
|
|
|
|
|
|
Исходное положение
|
Открытие прессующей плиты
|
Опускание несущей плиты
|
Закрытие прессующей плиты
|
Подъем несущей плиты
|
МУСОРОВОЗЫ С ЗАДНИМ САМОПОГРУЗЧИКОМ
Данный тип мусоровозов используют преимущественно в небольших
городах и поселках городского типа, где нет возможности содержать
контейнеры для сбора ТБО.
Большую популярность получили машины производства Ряжского авторемонтного
завода (РАРЗ). Грузчик или дворник загружает ковш вручную. После
этого ковш поднимается, и мусор переваливается в кузов со стороны
заднего борта. Загрузка на моделях КО-441, КО-440, КО-440-1 (Арзамас
КОММАШ) и КО-441М (Могилевтрансмаш) загрузочного ковша вместимостью
0,5...0,6 м3, установленного на портальном механизме,
также ручная, но выгрузка в кузов осуществляется сверху, через загрузочный
люк. Разгрузка проводится самосвальным способом при одновременном
выталкивании мусора прессующей плитой.
Недостаток моделей с верхней загрузкой тот же, что у мусоровозов
с боковой загрузкой: легкий мусор при опрокидывании ковша разлетается
даже при небольшом ветре.
Таблица 1. Сравнительные характеристики средних и больших
кузовных мусоровозов с задней ручной загрузкой:
Модель
|
Удельная мощность,
л.с./т
|
Вместимость кузова,
м3
|
Масса снаряженная,
кг
|
Масса перевозимого
мусора, кг
|
Коэффициент использования
массы
|
СРЕДНИЕ МУСОРОВОЗЫ
|
МАЗ-5337-104 |
11,29
|
10
|
10025
|
5925
|
0,63
|
МАЗ-5809 |
11,25
|
10
|
10000
|
6000
|
0,63
|
БОЛЬШИЕ МУСОРОВОЗЫ
|
Старт МСМ-10 |
10,45
|
16
|
12075
|
5625
|
0,68
|
АТЕКО КО-437 |
17,69
|
17
|
9300
|
5400
|
0,63
|
Мценск КОММАШ
КО-430 |
9,64
|
20
|
11080
|
8120
|
0,58
|
Таблица 2. Сравнительные характеристики кузовных мусоровозов
с механизированной задней загрузкой из контейнеров:
Модель
|
Удельная мощность,
л.с./т
|
Вместимость кузова,
м3
|
Масса снаряженная,
кг
|
Масса перевозимого
мусора, кг
|
Коэффициент использования
массы
|
СРЕДНИЕ МУСОРОВОЗЫ
|
Мценск КОММАШ КО-442А |
15,65
|
4,4
|
4600
|
2350
|
0,66
|
Мценск КОММАШ КО-413 |
18,18
|
4,8
|
4400
|
2475
|
0,64
|
АТЕКО КО-436 |
13,02
|
10
|
6220
|
5300
|
0,54
|
КОММАШ ММ-433102 |
13,47
|
10
|
9600
|
4880
|
0,66
|
РАРЗ МКЗ-10 |
13,64
|
10
|
6500
|
4500
|
0,59
|
КОММАШ КМ-13003 |
9,73
|
11
|
11000
|
7500
|
0,59
|
КОММАШ СМ-534332 |
13,45
|
13
|
8200
|
6300
|
0,57
|
РАРЗ-МКЗ-30 |
11,25
|
13,3
|
10200
|
5800
|
0,64
|
КОММАШ КМ-13004 |
11,26
|
14
|
10500
|
5480
|
0,66
|
КОММАШ КМ-13006 |
9,52
|
14
|
12675
|
7800
|
0,62
|
КОММАШ КМ-13005 |
9,62
|
14
|
12265
|
8000
|
0,61
|
БОЛЬШИЕ МУСОРОВОЗЫ
|
Осиповичи
КОММАШ МЗ-15 |
11,01
|
15,5
|
10000
|
6350
|
0,61
|
РАРЗ МКЗ-25 |
9,64
|
16
|
10260
|
8940
|
0,53
|
Мценск КОММАШ КО-427-31 |
9,17
|
16
|
11915
|
7710
|
0,61
|
Мценск КОММАШ КО-427-11 |
10,45
|
16
|
12070
|
5630
|
0,68
|
Мценск КОММАШ КО-427-02 |
11,71
|
16
|
12500
|
8000
|
0,61
|
Мценск КОММАШ КО-427-03 |
10
|
18
|
13200
|
10800
|
0,55
|
КОММАШ БМ-551603 |
13,36
|
18
|
15200
|
9500
|
0,62
|
КОММАШ БМ-53229 |
10
|
18
|
13000
|
11000
|
0,54
|
РАРЗ МКЗ-35 |
9,21
|
18
|
11800
|
7750
|
0,60
|
РАРЗ МКЗ-40 |
12,44
|
19
|
12200
|
7100
|
0,63
|
РАРЗ МКЗ-40 |
11,4
|
19,5
|
12442
|
10358
|
0,55
|
По материалам справочника "Коммунальная и
дорожная техника"
Издатель: ЗАО "РИА РОССБИЗНЕС"
|