|
При проведении работ в городе необходимо обеспечить безопасные
условия их проведения на достаточно длительный период, что влечет
за собой согласование с различными дорожными службами. В то время как на сегодняшний день в передовой зарубежной практике
95% объема работ по прокладке и реконструкции подземных инженерных
коммуникаций производится бестраншейными методами, что позволяет
снизить затраты на проведение ремонта трубопроводов на 10-40% (в
зависимости от их диаметра). Как результат - помимо существенных убытков и ухудшения экологической
обстановки - социальные проблемы: огромные автомобильные пробки,
многочисленные неудобства для пассажиров, пешеходов, водителей.
Выводы напрашиваются сами: технологии бестраншейной прокладки, получившие
в последние десятилетия широкое распространение в зарубежной и отечественной
практике, гораздо эффективнее в современных условиях, чем традиционные
открытые методы. Отмечая сложность и актуальность проблемы прокладки и замены трубопроводов
городского хозяйства можно сослаться на мнение председателя Международного
общества по бестраншейным технологиям и директора Центра по бестраншейным
технологиям Технологического университета в Рустоне Рея Стерлинга:
"Несмотря на то, что мы
склонны к тщательному планированию поверхностей наших городов, мы
исторически игнорируем подземное пространство. Возможно, всего лишь
горстка городов в мире может похвастаться строгим планированием
подземной части города. Из-за этого исторически отсутствующего планирования
подземной части города мы платим очень высокую цену за то, что мы
вынуждены делать там сейчас.
Согласно докладу Рея Стерлинга, 3,5 млн. миль подземных коммуникаций коммунального хозяйства, газовые, электрические, водо-канализационные и телекоммуникационные линии находятся в ведении муниципальных органов США. Это очень старая инфраструктура. С начала XX века она нерегулярно и редко подвергалась ремонтным и восстановительным работам. В течение многих лет инженеры предупреждали: значительная часть подземных коммуникаций изжила себя; но невнимание к этим предупреждениям приводило к "захватывающим" авариям: от прорывов водопроводной магистрали до крушений мостов. Очевидно, полагают американские специалисты, вся система строительства инженерных коммуникаций сегодня должна быть изменена. "Если вы хотите, чтобы строение и та часть города, которая обслуживает это строение, были и в надежном состоянии, и с современным сервисом, хорошо работающим транспортом и с красивой окружающей средой, вы должны думать, как планировать и размещать всевозможные инженерные коммуникации под землей". Иллюстрируют они свою мысль следующим образом: чем больше вы вскрываете
дорог и улиц для ремонта, перестройки, модернизации подземных коммуникаций
и т.д., тем хуже будет работа наземного транспорта и качество дорог.
Довольно скоро новая дорога, запланированная на 50 лет эксплуатации,
будет настолько разрыта и деформирована, что ее придется полностью
переделывать уже через 15 лет.
Концепция проста: То же самое можно сказать и о современном коммунальном хозяйстве
в городских хозяйствах России. Таблица 1.
Основная доля затрат в структуре себестоимости работ по открытой перекладке сетей приходится на земляные работы и транспортные перевозки, которые в большей части связаны с транспортировкой грунта. !!! Земляные работы при применении
бестраншейной технологии, практически исключены. Таким образом, реальная себестоимость прокладки или замены 1 м трубопровода бестраншейным способом ниже по сравнению с его прокладкой открытым способом. В таблице 2 приведена расчетная стоимость ремонта аварийных участков канализационной сети открытым методом и фактическая стоимость ремонта при применении одного из бестраншейных методов в городе Санкт-Петербурге. Таблица 2.
Важно отметить, что никто до настоящего момента не учитывал в расчетах косвенные финансовые потери, т.е. убытки граждан, предприятий и организаций, вызванные ведением работ по замене трубопроводов открытым способом, например отмену или изменение маршрутов городского пассажирского транспорта и др. Еще оин из интереснейших проектов - введенная в эксплуатацию подводная волоконно-оптическая линия связи, связавшая страны черноморского региона: Россию, Украину, Турцию, Румынию, Грузию и Болгарию. Строительство линии (международное название BSFOCS - Black Sea Fiber Optic Cable System) было задумано еще в 1993 году. Однако привлечь достаточный объем инвестиций его участники смогли лишь шесть лет спустя, а завершить реализацию проекта удалось лишь 1 сентября 2001 года. В состав консорциума вошли национальные операторы связи Греции, Кипра, Болгарии, Украины, Армении и других стран. Генподрядчиками по строительству были американская фирмы TSSL и французская компания "Alcatel Submarine". Общая протяженность подводного кабеля составила более 1200 км. В центре западной части Черного моря на глубине около 1400 м была установлена разветвительная муфта, с помощью которой реализована конфигурация типа "звезда", соединяющей береговые станции в пунктах Джубга (Россия), Каролина-Бугаз (Украина) и Святой Константин (Болгария). Прокладка и заглубление однобронного подводного волокно-оптического кабеля типа "SAL" (вес в воздухе 2,0 т/км, в воде - 1,4 т/км, диаметр 30 мм) осуществлялось в два технологических этапа. Первый этап - бурение скважины методом ГНБ, в которую затягивались две полиэтиленовые трубы диаметром 63 мм с барабанов, установленных на палубе большого гидрографического катера. Второй этап - протаскивание в одну из полиэтиленовых труб (вторая - резервная) подводного кабеля со стороны моря на берег.
В России постоянно развивается газотранспортная система. По сравнению
с 2003 годом прогнозируется, что объем коммерческих перевозок к
2007 году возрастет на 7,6 - 12,5%. Объем перекачки газа по магистральному
газопроводу возрастет к 2007 году на 8 - 13%. В системе нефтепроводного и нефтепродуктопроводного транспорта
за период 2003-2007 годов ожидается постепенное увеличение как объемов
транспортировки (7,5 - 12,7% и 11,2%), так и грузооборота (19,8
- 25,6% и 7,6 - 8%). Развитие современного городского хозяйства невозможно без нормального функционирования основных жизнеобеспечивающих систем - инженерных коммуникаций различного назначения. Существующие и прокладываемые подземные трубопроводы снабжают жилые дома, коммунальные и промышленные предприятия горячей и холодной водой, электроэнергией, газом и обеспечивают водоот-ведение бытовых и промышленных стоков, поверхностных и фильтрационных вод.
В настоящее время в городах России находится в эксплуатации свыше 300 тыс. км систем водоснабжения и водоотведения, отслуживших нормативный срок, из которых свыше 85,2 тыс. км находятся в аварийном состоянии и требуют немедленной замены. Эксплуатация изношенных трубопроводов ухудшает социальную и экологическую обстановку в городах Российской Федерации (ежегодно на каждые 100 км коммуникаций приходится 45 аварий), поскольку утечки приводят к подтоплению территорий, просадке дорожных покрытий, зданий и сооружений, загрязняют подземное пространство городов промышленными и бытовыми стоками. На территории России значительно подтоплены 809 городов и 478 поселков городского типа, что не в последнюю очередь вызвано утечками из водопроводных и канализационных сетей. Если не будут приняты срочные меры по планомерной реконструкции подземных коммуникаций, то в ближайшие годы вышеперечисленные проблемы будут представлять серьезную угрозу для населения многих крупных городов России. Для того, чтобы в течение 10 лет заменить аварийные сети, необходимо ежегодно реконструировать 15 - 17 тыс. км подземных коммуникаций. Выполнение этого объема работ традиционными (траншейными) методами требует значительных затрат, что совершенно нереально в текущей экономической ситуации. Кроме того, ведение работ траншейными методами в таких крупных городах, как Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и т.д., невозможно из-за большой глубины залегания трубопроводов (до 12 м), пересечений с другими подземными коммуникациями (электрическими и телефонными кабелями, газопроводами, линиями метрополитена и т.д.), из-за необходимости прекращения движения городского транспорта и разрушения дорожных покрытий. Столицу России, население которой превысило 11 млн. человек,
питают сети водоснабжения длиной около 10 000 км (из них
72% - стальные, 26% - чугунные, 1% - поливинилхлоридные, 0,4% -
железобетонные, 0,4% - асбестоце-ментные, 0,2% - полиэтиленовые
трубы). Москвич, по статистике, потребляет воды в 3-5 раз больше,
чем европеец. По оценкам Госкомстата утечки воды в различных городах
достигают 30% и более. Специалисты "Мосводоканала"
считают, что в столице этот показатель равен 12%. Зарастанию
внутренней поверхности подвержены 75% ныне действующих водопроводов,
из-за этого снижаются эксплуатационных характеристики, в 3 раза
увеличивается расход электроэнергии на перекачку и - самое неприятное
- питьевая вода подвергается вторичному загрязнению. Износ водопроводов
- главная причина их аварийности: ежегодно на каждые 100 км
сетей приходится 70 аварий (в Москве - 50). Бестраншейные технологии позволяют: Бестраншейные технологии характеризуются высоким уровнем механизации,
почти стационарным режимом работы и, в отличие от траншейного способа,
меньшим объемом ручных работ. Контакт с поверхностью грунта и асфальтобетонным
покрытием либо полностью исключен (при работе по методу "из
колодца в колодец"), либо происходит только на начальном и
конечном этапах работ. Кроме того, бестраншейная технология позволяет
отказаться от транспортных операций. Другими преимуществами являются
легкость пересечения уже существующих коммуникаций и возможность
отказа от водоотливных мероприятий. СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ Способы устранений повреждений делятся на три основные группы
(рис.1): Рисунок 1. Способы устранения повреждений трубопроводов
"Основы бестраншейных технологий" -
технический учебник-справочник |