АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
 
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
Рассылка - Российский рынок автобетоносмесителей.
 
Архив статей рассылки

Выпуск № 3
(7 декабря 2005г.)

Тема номера:
Автобетоносмесители

1. Из истории:
Советский автобетоносмеситель с иностранным акцентом


2. Российский рынок автобетоносмесителей

Продолжение темы о лизинге
3. Расчет
платежей при лизинге строительной техники




Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru



Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №3. Статья №2.



Российский рынок автобетоносмесителей




АО "Михневский РМЗ"
СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ЛИЗИНГОВЫЕ СХЕМЫ ПРОДАЖ
Баровая машина
Трубоукладчик
Фреза дорожная
Баровые машины на базе МТЗ-80/82, ДТ-75, Т-170
Зимние и летние цепи
Трубоукладчики и ремонтно-строительные машины на базе ДТ-75, Т-170, Т-150К
Дорожные фрезы МДФ и ФДН на базе МТЗ-80/82
Водоотливные установки
Мобильные сварочные установки
Подметально-уборочные машины
Водоотливные установки на базе ДТ-75, МТЗ-80/82
Мобильные сварочные установки на базе МТЗ-80/82 и ДТ-75
Подметально- уборочные машины на базе МТЗ-80/82

За прошедшее пятилетие ситуация на российском рынке автобетоносмесителей заметно изменилась. Изменения произошли, сразу по нескольким направлениям: во-первых, существенно увеличился выпуск автобетоносмесителей на отечественных заводах, во-вторых, вырос ввоз зарубежной техники, и, в-третьих, произошло смещение спроса в сторону более вместительных машин.

Завод
Объем выпуска, шт.
Продано в РФ в 2004 г., шт.
Экспорт в 2004 г.,
шт.
2003 г.
2004 г.
Бецема
68
52
52
0
КОМЗ-Экпорт
1125
1522
1024
498
ПМЗ
1700
1700
200
1500
ТЗА
594
879
762
117
Всего:
3487
4153
2038
2115
Примечание. В объемах выпуска и продаж учтены как автобетоносмесители, так и комплекты смесительных установок, поставляемые преимущественно за рубеж.
Пять лет назад ежегодное суммарное производство автобетоносмесителей на предприятиях - основных поставщиках на российский рынок, КОМЗ-Экспорт и Туйма-зинском заводе автобетоновозов (ТЗА), составляло менее 1000 единиц.
На Пушкинском машиностроительном заводе (ПМЗ) объем производства был весьма существенным, но основная масса техники - комплекты бетоносмесительных установок без шасси - поставлялась зарубежному партнеру - фирме "SCHWING Stetter". Для отечественных потребителей ПМЗ выдавал не более 200 автобетоносмесителей в год. Строительный бум в России, наблюдаемый в последние годы, положительно сказался на деятельности отечественных заводов - изготовителей автобетоносмесителей.
Общий рост темпов и объемов строительства привел к увеличению производства бетона. Повышение доли монолитного строительства также внесло весомую лепту в увеличение потребностей в бетонотранспортной технике.



Выпуск
автобетоносмесителей
в РФ в 2003 г.
Выпуск
автобетоносмесителей
в РФ в 2004 г.
В 2004 году КОМЗ-Экспорт изготовил 1522 автобетоносмесителя, включая комплекты навесного оборудования для поставки за рубеж, где завод имеет совместные предприятия. Годом раньше было сделано на 35% единиц техники меньше. Для сравнения: в 1999 году изготовлено 134 машины, в 2000-м - 310. Положительная динамика налицо.
Для Туймазинского завода минувший год также отмечен увеличением выпуска автобетоносмесителей почти наполовину от уровня 2003 года, до 879 штук.
Пушкинский завод, как уже говорилось, в основном ориентирован на зарубежный рынок. За последние пять лет ежегодно порядка 1500 комплектов бетоносмесительных установок отправлялось за рубеж и лишь 200 комплектных машин - в Россию.

Помимо того, что наращивают "обороты" патриархи "автобетоносмесителестроения", в последнее время к ним присоединились новички. Правда, Красногорский завод цементного машиностроения, ныне - ЗАО "Бецема", нельзя назвать новичком - "за плечами" 60-летний опыт производства спецавтотранспорта для перевозки сыпучих продуктов и технологического оборудования для цементной промышленности. Однако на рынке автобетоносмесителей он пока новичок. В 2003 году предприятие представило свою первую модель автобетоносмесителя. Бецема делает первые шаги в этом направлении, но у нее уже есть успехи. Более полусотни машин в год можно считать хорошим показателем, при условии того, что отечественный рынок поделен в основном между Каменским и Туймазинским заводами.
Красногорский завод не единственный, кто посягнул на место, облюбованное другими производителями несколькими десятилетиями ранее. Мценский завод коммунального машиностроения недавно тоже изготовил автобетоносмеситель. Однако 4,5-кубовый АБС-246 на шасси КамАЗ-55111 пока что не вышел из стадии опытного образца.

А вот наши ближние соседи - Могилевский автозавод из Беларуси и Бетонмаш из Украины - потеряли интерес к российскому рынку. МоАЗ, освоивший выпуск автобетоносмесителей в 90-х годах, работает в настоящее время преимущественно на местный рынок. Предприятие по-прежнему выпускает ранее освоенные три модели - объемом 4 м3 на шасси МАЗ-5337, а также 6 м3 на шасси МАЗ-63035 и на шасси полуприцепа. Техника в основном продается через Минский автозавод, выступающий в роли заказчика. МАЗ поставляет в Могилев свои шасси, а затем продает комплектные автобетоносмесители через собственную сбытовую сеть. Второй канал выхода на белорусский рынок - участие в государственной программе строительства жилья в Республике Беларусь. В этом случае МоАЗ закупает на выделенные бюджетные деньги шасси Минского автозавода и сам выступает в качестве продавца.

Славянский завод "Бетонмаш" в былые времена был единственным производителем автобетоносмесителей на территории СССР. Сейчас предприятие фактически свернуло выпуск бетонотранспортной техники и сосредоточилось на изготовлении стационарных бетоносмесительных установок.

А что же иностранцы?
Тенденция увеличения поставок на российский рынок импортной строительной техники имеет место быть и в секторе автобетоносмесителей. По итогам 2004 года доля "иностранцев" в общем объеме продаж в нашей стране составила почти одну треть. Причем динамика роста продаж зарубежных автобетоносмесителей становится угрожающей для отечественных компаний.

В 2004 году по сравнению с 2002 годом ввоз техники "из-за бугра" повысился более чем в два раза. Местным производителям приходится конкурировать с бэушными импортными машинами. Строители зачастую отдают предпочтение 3-5-летней технике "оттуда", так как она и по качеству, и по техническим характеристикам превосходит нашу. На новые иномарки, стоящие в несколько раз дороже отечественных машин, у наших потребителей денег просто нет, а потому из всего количества ввезенных в РФ автобетоносмесителей доля новых составляет менее 5%.

Продажа
автобетоносмесителей
в РФ в 2004 г.
Распределение продаж автобетоносмесителей
в РФ в 2004 г.

За рассматриваемый пятилетний период наметилась устойчивая тенденция повышения спроса на автобетоносмесители большей вместимости.
Сейчас 4-кубовый бетоносмеситель можно встретить в потоке автомобилей лишь изредка - это уже экзотика. Постепенно исчезают и 5-кубовые машины. Старые отправляют в металлолом, а новых с "бочкой" этого объема, выпускается все меньше.

Пока еще весьма значительна доля автобетоносмесителей с барабаном объемом 5 м3 в производственной программе ТЗА, в прошлом году их выпущено 30%. Заметим, годом раньше их доля была почти в полтора раза больше. Теперь акцент делается на технику с полезным объемом барабана 6-7 м3. Так, 6-кубовых машин в прошлом году выпущено 42%, 7-кубовых- 22%. В общем объеме производственной программы количество 8-кубовых автобетоносмесителей невелико - 4,4%, отметим, что в 2003 году их доля равнялась 1%.

КОМЗ-Экспорт тяготеет к более тяжелой и вместительной технике. Главными в программе завода являются автобетоносмесители объемом 7 м3. В прошлом году их доля составила 48%, в позапрошлом - 60%. Одновременно с 21 до 11% снизилось количество 5-кубовых машин. Выпуск 9-кубовых машин вырос с 3% до 13%.

Из широкого спектра бетоносмесительных установок, выпускаемых ПМЗ (от 4 до 15 м3), на российском рынке наибольший спрос имеет техника с 6-ти, 7-ми и 8-кубовым барабаном.

Бецема при разработке модельного ряда учла рыночную тенденцию, связанную с увеличением спроса на большие автобетоносмесители, и сосредоточила усилия на производстве 7-, 8-, 9- и 10-кубовых машин.

Из автобетоносмесителей зарубежного производства наши строители отдают предпочтение вместительным машинам, базирующимся на тяжелых 3-4-осных шасси. В России представлены все наиболее известные зарубежные брэнды: европейские SCHWING Stetter, CIFA, L&T (промышленная группа "IMER"), Liebherr, Reich, турецкий Elkon, корейская Daewoo и ряд других.
Как уже говорилось, продать в России новый импортный автобетоносмеситель непросто, а потому зарубежные компании, имеющие представительства в РФ, ищут разные пути увеличения реализации продукции. Так, SCHWING Stetter работает по следующей схеме: заказчик покупает шасси, на ПМЗ для него изготавливается металлоконструкция смесительной установки, а из Германии поставляется гидравлика, также монтируемая на Пушкинском заводе. Естественно, что по сравнению с комплектным автобетоносмесителем, ввезенным из Германии, такой компромиссный вариант с позиции цены выглядит более предпочтительно. Тем более что есть возможность применения недорогого отечественного шасси.
Liebherr предлагает установку оборудования на шасси не только западных, но и отечественных производителей, в том числе и на полуприцепах. Из всего модельного ряда автобетоносмесителей (6, 7, 8, 9, 10, 12 и 15 м3) наибольшим успехом пользуются модели с полезным объемом барабана 8 м3.

Соотношение экспорта/ импорта автобетоносмесителей
в РФ в 2004 г.

Экспорт и импорт автобетоносмесителей.
Российским производителям нужно отдать должное: за пределами нашей Родины они продают немалую часть выпускаемой техники, и не только в ближнем зарубежье.
Так, доля экспорта в общем объеме производства ТЗА в 2004 году составила 13,3%. У КОМЗ-Экспорт этот показатель еще больше - 32,7%, включая комплекты смесительных установок. Важно отметить, что Каменский завод не только продает за границей свои автобетоносмесители, но и имеет сборочные производства в ряде стран. Пять лет функционирует совместное предприятие в Индии, машины марки TIGARBO сходят с конвейера Кременчугского автозавода, с нынешнего года осуществляется сборка миксеров в Объединенных Арабских Эмиратах, на конец 2005 - начало 2006 года намечен пуск сборочного предприятия в Турции, есть планы по Сирии.

Отношение экспорта и импорта автобетоносмесителей в России составляет 72 к 28%. Конечно, такой существенный перевес экспорта российской техники происходит в первую очередь за счет ПМЗ, продукция которого в подавляющем количестве уходит за границу.

Перспективы развития сектора автобетоносмесителей
Эксперты строительного рынка по-разному оценивают перспективы развития сектора автобетоносмесителей в обозримом будущем. При отсутствии внятной государственной политики в области строительства, в первую очередь жилищного, ожидать дальнейшего резкого увеличения потребности рынка в автобетоносмесителях вряд ли стоит. Нынешний строительный бум в основном связан с бурным строительством в Москве, а также постепенным перетеканием частных капиталов из столицы в регионы, где сейчас тоже оживляется строительство. Вливание частного капитала в строительную индустрию позволит строителям в большей степени отдавать предпочтение импортной подержанной технике. В связи с этим отечественные производители расширяют практику замены выработавшего ресурс импортного навесного оборудования на свое.
Российские заводы также работают над улучшением технических параметров и качества собственной продукции, расширяя применение импортных комплектующих и осваивая модели тяжелых автобетоносмесителей с полезным объемом 9 -12 м3, как на отечественных, так и на зарубежных шасси.
Заметим, что некоторые иностранные автопроизводители уже имеют в России автосборочные заводы, благодаря чему цена на их шасси становится более доступной. Намерены наши производители бетонотранспортной техники развивать и сервисную сеть. В частности, ТЗА совместно с КамАЗом намерен улучшить сервисное обеспечение собственной продукции. Вероятнее всего, для этого будут использоваться сервисные предприятия Камского автозавода. Как сдерживающий фактор в развитии производства и продаж представители заводов отмечают недостаточно развитый лизинговый рынок.




По материалам специализированного журнала "Строительная техника и технологии".

С разрешения редакции использованы материалы статьи
"Ситуация улучшилась. Надолго ли?", В.Новоселов, № 2(36)2005


В следующем номере нашей рассылки мы познакомим Вас, уважаемые читатели, со средствами по уходу за бетонным оборудованием, а так же с приобъектными передвижными бетоносмесителями гравитационного типа.