Главная > Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №3. Статья №2.
Российский рынок автобетоносмесителей
|
АО "Михневский РМЗ"
СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ЛИЗИНГОВЫЕ СХЕМЫ ПРОДАЖ |
|
|
|
Баровые машины на базе
МТЗ-80/82, ДТ-75, Т-170
Зимние и летние цепи |
Трубоукладчики и ремонтно-строительные
машины на базе ДТ-75, Т-170, Т-150К |
Дорожные фрезы МДФ и
ФДН на базе МТЗ-80/82 |
|
|
|
Водоотливные установки
на базе ДТ-75, МТЗ-80/82 |
Мобильные сварочные установки
на базе МТЗ-80/82 и ДТ-75 |
Подметально- уборочные
машины на базе МТЗ-80/82 |
За прошедшее пятилетие ситуация на российском рынке автобетоносмесителей
заметно изменилась. Изменения произошли, сразу по нескольким направлениям:
во-первых, существенно увеличился выпуск автобетоносмесителей на отечественных
заводах, во-вторых, вырос ввоз зарубежной техники, и, в-третьих, произошло
смещение спроса в сторону более вместительных машин.
Завод
|
Объем выпуска, шт.
|
Продано в РФ в 2004 г., шт.
|
Экспорт в 2004 г.,
шт.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
Бецема |
68
|
52
|
52
|
0
|
КОМЗ-Экпорт |
1125
|
1522
|
1024
|
498
|
ПМЗ |
1700
|
1700
|
200
|
1500
|
ТЗА |
594
|
879
|
762
|
117
|
Всего: |
3487
|
4153
|
2038
|
2115
|
Примечание. В объемах
выпуска и продаж учтены как автобетоносмесители, так и комплекты
смесительных установок, поставляемые преимущественно за рубеж. |
Пять лет назад ежегодное суммарное производство автобетоносмесителей
на предприятиях - основных поставщиках на российский рынок, КОМЗ-Экспорт
и Туйма-зинском заводе автобетоновозов (ТЗА), составляло
менее 1000 единиц.
На Пушкинском машиностроительном заводе (ПМЗ) объем производства
был весьма существенным, но основная масса техники - комплекты бетоносмесительных
установок без шасси - поставлялась зарубежному партнеру - фирме
"SCHWING Stetter". Для отечественных потребителей ПМЗ
выдавал не более 200 автобетоносмесителей в год. Строительный бум
в России, наблюдаемый в последние годы, положительно сказался на
деятельности отечественных заводов - изготовителей автобетоносмесителей.
Общий рост темпов и объемов строительства привел к увеличению производства
бетона. Повышение доли монолитного строительства также внесло весомую
лепту в увеличение потребностей в бетонотранспортной технике.
|
|
Выпуск
автобетоносмесителей
в РФ в 2003 г. |
Выпуск
автобетоносмесителей
в РФ в 2004 г. |
В 2004 году КОМЗ-Экспорт изготовил 1522 автобетоносмесителя,
включая комплекты навесного оборудования для поставки за рубеж, где
завод имеет совместные предприятия. Годом раньше было сделано на 35%
единиц техники меньше. Для сравнения: в 1999 году изготовлено 134
машины, в 2000-м - 310. Положительная динамика налицо.
Для Туймазинского завода минувший год также отмечен увеличением
выпуска автобетоносмесителей почти наполовину от уровня 2003 года,
до 879 штук.
Пушкинский завод, как уже говорилось, в основном ориентирован
на зарубежный рынок. За последние пять лет ежегодно порядка 1500 комплектов
бетоносмесительных установок отправлялось за рубеж и лишь 200 комплектных
машин - в Россию.
Помимо того, что наращивают "обороты" патриархи "автобетоносмесителестроения",
в последнее время к ним присоединились новички. Правда, Красногорский
завод цементного машиностроения, ныне - ЗАО "Бецема",
нельзя назвать новичком - "за плечами" 60-летний опыт производства
спецавтотранспорта для перевозки сыпучих продуктов и технологического
оборудования для цементной промышленности. Однако на рынке автобетоносмесителей
он пока новичок. В 2003 году предприятие представило свою первую модель
автобетоносмесителя. Бецема делает первые шаги в этом направлении,
но у нее уже есть успехи. Более полусотни машин в год можно считать
хорошим показателем, при условии того, что отечественный рынок поделен
в основном между Каменским и Туймазинским заводами.
Красногорский завод не единственный, кто посягнул на место, облюбованное
другими производителями несколькими десятилетиями ранее. Мценский
завод коммунального машиностроения недавно тоже изготовил автобетоносмеситель.
Однако 4,5-кубовый АБС-246 на шасси КамАЗ-55111 пока что не вышел
из стадии опытного образца.
А вот наши ближние соседи - Могилевский автозавод из Беларуси
и Бетонмаш из Украины - потеряли интерес к российскому рынку.
МоАЗ, освоивший выпуск автобетоносмесителей в 90-х годах, работает
в настоящее время преимущественно на местный рынок. Предприятие по-прежнему
выпускает ранее освоенные три модели - объемом 4 м3 на шасси МАЗ-5337,
а также 6 м3 на шасси МАЗ-63035 и на шасси полуприцепа. Техника в
основном продается через Минский автозавод, выступающий в роли заказчика.
МАЗ поставляет в Могилев свои шасси, а затем продает комплектные автобетоносмесители
через собственную сбытовую сеть. Второй канал выхода на белорусский
рынок - участие в государственной программе строительства жилья в
Республике Беларусь. В этом случае МоАЗ закупает на выделенные бюджетные
деньги шасси Минского автозавода и сам выступает в качестве продавца.
Славянский завод "Бетонмаш" в былые времена был единственным
производителем автобетоносмесителей на территории СССР. Сейчас предприятие
фактически свернуло выпуск бетонотранспортной техники и сосредоточилось
на изготовлении стационарных бетоносмесительных установок.
А что же иностранцы?
Тенденция увеличения поставок на российский рынок импортной строительной
техники имеет место быть и в секторе автобетоносмесителей. По итогам
2004 года доля "иностранцев" в общем объеме продаж в нашей стране
составила почти одну треть. Причем динамика роста продаж зарубежных
автобетоносмесителей становится угрожающей для отечественных компаний.
В 2004 году по сравнению с 2002 годом ввоз техники "из-за бугра"
повысился более чем в два раза. Местным производителям приходится
конкурировать с бэушными импортными машинами. Строители зачастую отдают
предпочтение 3-5-летней технике "оттуда", так как она и
по качеству, и по техническим характеристикам превосходит нашу. На
новые иномарки, стоящие в несколько раз дороже отечественных машин,
у наших потребителей денег просто нет, а потому из всего количества
ввезенных в РФ автобетоносмесителей доля новых составляет менее 5%.
|
|
Продажа
автобетоносмесителей
в РФ в 2004 г.
|
Распределение продаж автобетоносмесителей
в РФ в 2004 г.
|
За рассматриваемый пятилетний период наметилась устойчивая тенденция
повышения спроса на автобетоносмесители большей вместимости.
Сейчас 4-кубовый бетоносмеситель можно встретить в потоке автомобилей
лишь изредка - это уже экзотика. Постепенно исчезают и 5-кубовые
машины. Старые отправляют в металлолом, а новых с "бочкой" этого
объема, выпускается все меньше.
Пока еще весьма значительна доля автобетоносмесителей с барабаном
объемом 5 м3 в производственной программе ТЗА, в прошлом
году их выпущено 30%. Заметим, годом раньше их доля была почти в
полтора раза больше. Теперь акцент делается на технику с полезным
объемом барабана 6-7 м3. Так, 6-кубовых машин в прошлом году выпущено
42%, 7-кубовых- 22%. В общем объеме производственной программы количество
8-кубовых автобетоносмесителей невелико - 4,4%, отметим, что в 2003
году их доля равнялась 1%.
КОМЗ-Экспорт тяготеет к более тяжелой и вместительной технике.
Главными в программе завода являются автобетоносмесители объемом
7 м3. В прошлом году их доля составила 48%, в позапрошлом - 60%.
Одновременно с 21 до 11% снизилось количество 5-кубовых машин. Выпуск
9-кубовых машин вырос с 3% до 13%.
Из широкого спектра бетоносмесительных установок, выпускаемых
ПМЗ (от 4 до 15 м3), на российском рынке наибольший спрос имеет
техника с 6-ти, 7-ми и 8-кубовым барабаном.
Бецема при разработке модельного ряда учла рыночную тенденцию,
связанную с увеличением спроса на большие автобетоносмесители, и
сосредоточила усилия на производстве 7-, 8-, 9- и 10-кубовых машин.
Из автобетоносмесителей зарубежного производства наши строители
отдают предпочтение вместительным машинам, базирующимся на тяжелых
3-4-осных шасси. В России представлены все наиболее известные зарубежные
брэнды: европейские SCHWING Stetter, CIFA, L&T (промышленная
группа "IMER"), Liebherr, Reich, турецкий Elkon, корейская
Daewoo и ряд других.
Как уже говорилось, продать в России новый импортный автобетоносмеситель
непросто, а потому зарубежные компании, имеющие представительства
в РФ, ищут разные пути увеличения реализации продукции. Так, SCHWING
Stetter работает по следующей схеме: заказчик покупает шасси, на
ПМЗ для него изготавливается металлоконструкция смесительной установки,
а из Германии поставляется гидравлика, также монтируемая на Пушкинском
заводе. Естественно, что по сравнению с комплектным автобетоносмесителем,
ввезенным из Германии, такой компромиссный вариант с позиции цены
выглядит более предпочтительно. Тем более что есть возможность применения
недорогого отечественного шасси.
Liebherr предлагает установку оборудования на шасси не только западных,
но и отечественных производителей, в том числе и на полуприцепах.
Из всего модельного ряда автобетоносмесителей (6, 7, 8, 9, 10, 12
и 15 м3) наибольшим успехом пользуются модели с полезным объемом
барабана 8 м3.
|
Соотношение экспорта/ импорта автобетоносмесителей
в РФ в 2004 г.
|
Экспорт и импорт автобетоносмесителей.
Российским производителям нужно отдать должное: за пределами нашей
Родины они продают немалую часть выпускаемой техники, и не только
в ближнем зарубежье.
Так, доля экспорта в общем объеме производства ТЗА в 2004
году составила 13,3%. У КОМЗ-Экспорт этот показатель еще
больше - 32,7%, включая комплекты смесительных установок. Важно
отметить, что Каменский завод не только продает за границей
свои автобетоносмесители, но и имеет сборочные производства в ряде
стран. Пять лет функционирует совместное предприятие в Индии, машины
марки TIGARBO сходят с конвейера Кременчугского автозавода,
с нынешнего года осуществляется сборка миксеров в Объединенных Арабских
Эмиратах, на конец 2005 - начало 2006 года намечен пуск сборочного
предприятия в Турции, есть планы по Сирии.
Отношение экспорта и импорта автобетоносмесителей в России составляет
72 к 28%. Конечно, такой существенный перевес экспорта российской
техники происходит в первую очередь за счет ПМЗ, продукция
которого в подавляющем количестве уходит за границу.
Перспективы развития сектора автобетоносмесителей
Эксперты строительного рынка по-разному оценивают перспективы развития
сектора автобетоносмесителей в обозримом будущем. При отсутствии
внятной государственной политики в области строительства, в первую
очередь жилищного, ожидать дальнейшего резкого увеличения потребности
рынка в автобетоносмесителях вряд ли стоит. Нынешний строительный
бум в основном связан с бурным строительством в Москве, а также
постепенным перетеканием частных капиталов из столицы в регионы,
где сейчас тоже оживляется строительство. Вливание частного капитала
в строительную индустрию позволит строителям в большей степени отдавать
предпочтение импортной подержанной технике. В связи с этим отечественные
производители расширяют практику замены выработавшего ресурс импортного
навесного оборудования на свое.
Российские заводы также работают над улучшением технических параметров
и качества собственной продукции, расширяя применение импортных
комплектующих и осваивая модели тяжелых автобетоносмесителей с полезным
объемом 9 -12 м3, как на отечественных, так и на зарубежных шасси.
Заметим, что некоторые иностранные автопроизводители уже имеют в
России автосборочные заводы, благодаря чему цена на их шасси становится
более доступной. Намерены наши производители бетонотранспортной
техники развивать и сервисную сеть. В частности, ТЗА совместно с
КамАЗом намерен улучшить сервисное обеспечение собственной продукции.
Вероятнее всего, для этого будут использоваться сервисные предприятия
Камского автозавода. Как сдерживающий фактор в развитии производства
и продаж представители заводов отмечают недостаточно развитый лизинговый
рынок.
По материалам специализированного журнала "Строительная техника
и технологии".
С разрешения редакции использованы материалы статьи
"Ситуация улучшилась. Надолго ли?", В.Новоселов, № 2(36)2005
В следующем номере нашей рассылки мы познакомим
Вас, уважаемые читатели, со средствами по уходу за бетонным оборудованием,
а так же с приобъектными передвижными бетоносмесителями гравитационного
типа.
|