Главная
> Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №31. Статья №2.
Фронтальные и контейнерные мусоровозы:
обзор рынка
|
|
БУНКЕРОВОЗЫ:
КО-440-А, МКС-6000, МКС-3101, КО-452, МАС-10/14/15, МКС-16,
МСКС, МЛ-1, сменные бункеры
|
|
МУСОРОВОЗЫ С ФРОНТАЛЬНОЙ ЗАГРУЗКОЙ |
последние
годы на российском рынке появилась техника, мало знакомая отечественным
коммунальным службам. Например, мусоровозы с фронтальной загрузкой.
На западе такие машины используют с конца 1980-х годов. Идея создания
мусоровоза с фронтальной загрузкой родилась при попытке объединить
преимущества погрузчика и транспортного мусоровоза.
Принципиальное устройство большегрузного
кузовного мусоровоза FAUN Frontpress 515 с фронтальной загрузкой:
|
|
|
При больших габаритах транспортного мусоровоза с кантователем,
расположенным спереди, требуется большая площадь для маневра. Такие
большегрузные машины удобно использовать при опорожнении евроконтейнеров
вместимостью 2,0...5,0 м3, которые пока только
появляются в Москве.Следует обратить внимание и на большую вместимость
таких мусоровозов (26...30 м 3).
Целесообразнее использовать такие машины при опорожнении типовых
закрытых контейнеров большой вместимости, установленных в тупиках
между зданиями (что характерно для городской застройки Западной
Европы, Японии и США).
Загрузка контейнера с отходами производится кантователем через люк
в верхней части кузова. Кузов разгружается либо самосвальным способом
с одновременной подачей прессующей плиты назад, либо только прессующей
плитой. Все операции по загрузке-разгрузке водитель выполняет не
выходя из кабины.
Все мусоровозы с фронтальной загрузкой оборудуют прессующей камерой
или загрузочным бункером, из которого мусор попадает непосредственно
в кузов под действием толкающей плиты. Некоторые компании выпускают
мусоровозы со съемными контейнерами-накопителями, что позволяет
сократить издержки на вынужденный простой при разгрузке.
В России мусоровозы с фронтальной загрузкой не выпускают.
Принципиальная схема работы кузовных и контейнерных
мусоровозов с фронтальной загрузкой из евроконтейнеров (на примере
Georg Shuttle):
Транспортное положение стрелы кантователя
|
Приведение стрелы кантователя в рабочее
положение
|
Подъезд к контейнеру.
Стрела кантователя в рабочем положении
|
Захват и блокирование фиксатором крышки
контейнера в закрытом положении
|
|
|
|
|
Фиксация крышки контейнера и подъем стрелой
кантователя на загрузочную площадку
|
Контейнер на загрузочной площадке. Подготовка
контейнера к разгрузке
|
Открытие крышки фиксатором и разгрузка
контейнера в загрузочный бункер
|
Перемещение мусора толкающей плитой из
загрузочного бункера в кузов
|
|
|
|
|
КОНТЕЙНЕРНЫЕ И БУНКЕРНЫЕ МУСОРОВОЗЫ |
Название "контейнерные мусоровозы" для коммунальных
машин, работающих со стандартными контейнерами, в принципе некорректно.
Существует несколько типов таких автомобилей:
- машины для перевозки нескольких контейнеров-накопителей (баков);
- мусоровозы с кантователем или гидроманипулятором для загрузки
мусора в специальный контейнер закрытого типа;
- металловозы с гидроманипулятором для погрузки грейфером скрапа
и крупного мусора;
- самосвалы с портальным механизмом (так называемые самосвалы-бункеровозы)
для перевозки съемного контейнера;
- специализированные автомобили и прицепы с подъемно-транспортным
механизмом типа Multilift для перевозки сменных контейнеров и специализированных
кузовов.
Мусоровозы для перевозки нескольких контейнеров - накопителей использовали
в коммунальном хозяйстве до середины 1990-х годов пока их не вытеснили
мусоровозы с боковой разгрузкой. Самая распространенная модель
М-30 на шасси ГАЗ-53А с краном грузоподъемностью 500
кг перевозила одновременно 8 мусоросборочных баков вместимостью
каждый 0,75 м3.
Разгрузка производилась опрокидыванием одной из грузовых платформ,
на которой 4 бака были закреплены специальными упорами.
Подобные машины (КМ-3 с кабиной от УАЗ-451), но только
на шасси ГАЗ-51, выпускал один из московских заводов.
Существовал и вариант на базе ЗИЛ-130. В комплект поставки
входили 32 контейнера для мусора или 24 контейнера
для пищевых отходов. Сейчас подобные машины на базе ЗИЛ-5301БО
(ЗИЛ-ММЗ 80121) выпускает только Мытищинский машиностроительный
завод, ныне "Метровагонмаш".
Второй тип коммунальных машин, работающих с контейнерами, - мусоровозы
с наклонной рамой.
Заполнение кузова происходит так же как на кузовных мусоровозах
с боковой загрузкой. Разница в том, что на мусороперерабатывающем
заводе кузов снимают и заменяют порожним. Таков же принцип работы
мусоровозов с фронтальной загрузкой (FAUN Toppress, Georg Shuttle).
Это техническое решение позволяет перевозить контейнер с токсичными
и химическими отходами, строительным мусором, производственными
отходами, отработанным твердым топливом, шлаком и т. д. железнодорожным,
речным или морским транспортом на большие расстояния к месту утилизации.
Металловозы, оснащенные гидроманипулятором с грейферным захватом
или краном, помимо перечисленного выше, способны перевозить крупногабаритные
предметы, кузова автомобилей. Разгрузка осуществляется самосвальным
способом или грейфером.
Самосвалы с портальным механизмом загрузки-выгрузки (самосвалы
- бункеровозы) благодаря универсальности сейчас широко распространены.
Первые такие машины появились в СССР во второй половине 1970-х,
и выпуск их носил больше экспериментальный характер. Их используют
для сбора и вывоза крупногабаритного бытового и строительного мусора,
промышленных отходов (стружка, пустая порода). Машины работают со
сменными контейнерами открытого и закрытого типа разной вместимости
и назначения, перевозят малогабаритную строительную технику на специальных
платформах, без применения каких-либо дополнительных подъемных механизмов.
Контейнер с помощью портала снимают с рамы и устанавливают на ровную
площадку под загрузку. Загрузка контейнера проводится вручную или
погрузочными средствами. В состав специального оборудования самосвала
входят контейнер, рама, портал, аутригеры, гидравлическая система.
Выгрузка мусора самосвальная. В России такие машины выпускают шесть
заводов. В качестве базового шасси многие производители используют
ЗИЛ-433362, хотя встречаются самосвалы на базе других моделей
ЗИЛ (ЗИЛ-ММЗ) и МАЗ (РАРЗ, НПК "КОММАШ").
В коммунальном хозяйстве используются и автомобили с подъемно-транспортным
механизмом типа Multilift для перевозки крупных мусоросборочных
контейнеров и специализированных кузовов. Основным достоинством
автомобилей со сменными кузовами и контейнерами является то, что
на одном автомобиле можно перевозить кузова самого разного назначения.
На Западе их эксплуатируют с 1960-х годов в сельском хозяйстве и
строительстве. Использование кузовов типа Multilift сокращает время
всего цикла погрузки, транспортировки и разгрузки кузова самое малое
вдвое, поскольку кузов загружают в отсутствие автомобиля, который
в это время перевозит другие кузова с грузом. Наличие только в одном
автохозяйстве двух-трех автомобилей с подъемно-транспортным механизмом
типа Multilift позволяет сократить простои в 3...4 раза и снизить
издержки в 2,5...3 раза.
Перегрузка мусора из малого мусоровоза
в большой:
|
Перегрузка мусора на мусороперегрузочной
станции из кузовного мусоровоза в транспортный мусоровоз с
механизмом Multiflit для контейнеров:
|
|
|
Перегрузка мусора на мусороперегрузочной
станции из кузовного мусоровоза в транспортный мусоровоз-полуприцеп:
|
Принципиальное устройство большегрузного
кузовного мусоровоза FAUN Sidepress W616 со сменным контейнером-накопителем:
|
|
|
|
Интересен опыт эксплуатации машин со сменными кузовами типа Multilift
в Санкт-Петербурге, где 80% ТБО вывозят машинами со сменными кузовами.
Экспериментальный ремонтно-механический завод "Спецтранс"
изготовляет коммунальную технику для вывоза отходов. Для удобства
сбора мусора во дворах устанавливают накопительные закрытые контейнеры
вместимостью 4, 6, 8 и 12 м3. Машины, оснащенные тросовым
или крюковым механизмом, доставляют контейнеры либо непосредственно
на мусороперерабатывающий завод, либо перегружают в большие накопительные
контейнеры открытого типа на 18, 20, 27, 33 и 40 м3.
Контейнеры разной вместимости применяют для сбора и бытовых, и
промышленных отходов. Работа мусоровоза идет в двух режимах. В первом
погрузочно-разгрузочныи механизм цепляет крюком за скобу контейнера,
поднимает его и устанавливает на надрамник машины, а также перемещает
контейнер обратно на площадку. Чтобы не повредить дорожное полотно,
контейнеры оборудованы опорными роликами. Во втором режиме погрузочно-разгрузочныи
механизм обеспечивает разгрузку контейнера самосвальным способом.
Мусоровозы такого типа появились в России в конце 1980-х годов.
Они предназначены для двухэтапной транспортировки ТБО с мусоросборочных
или мусороперегрузочных станций на мусороперерабатывающий завод.
К числу транспортных мусоровозов относят машины, перевозящие большие
съемные накопительные контейнеры. Контейнеры транспортируют на машинах,
на двух- и трехосных прицепах, оборудованных подъемно-транспортными
механизмами типа Multilift.
Кузовные мусоровозы изготовлены на шасси двух- и трехосных полуприцепов.
Выпускают такие мусоровозы два завода - Ряжский авторемонтный и
Осиповичский завод "КОММАШ" (Белоруссия). Осиповичский
завод освоил выпуск двухосного прицепного мусоровоза к трактору.
Загрузка осуществляется, как правило, насыпным способом, разгрузка
- либо самосвальным способом с одновременным выталкиванием мусора
толкающей плитой, либо только толкающей плитой, либо, что применяется
редко, специальным автомобилеопрокидывателем (подобно тем, что используют
на элеваторах). Приводы систем уплотнения мусора и разгрузки кузова
могут располагаться как на самом прицепе или полуприцепе, так и
в кабине тягача.
На мусоропрессовочных станциях в качестве транспортных мусоровозов
используют крупнотоннажные грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы,
в которые брикетированный мусор загружают фронтальным погрузчиком.
Технические характеристики представленных мусоровозов:
Модель
|
Удельная мощность,
л.с./т
|
Вместимость кузова,
м3
|
Масса снаряженная,
кг
|
Масса перевозимого
мусора, кг
|
Коэффициент использования
массы
|
КУЗОВНЫЕ МУСОРОВОЗЫ
С РУЧНОЙ ЗАГРУЗКОЙ И КОВШОМ-САМОПОГРУЗЧИКОМ
|
Малые
|
Комсервис КО-438-02 |
15,45
|
6,5
|
4650
|
2300
|
0,67
|
Могилевтрансмаш КО-441М |
15,45
|
6,5
|
4740
|
2300
|
0,67
|
Арзамас КОММАШ КО-440 |
15,21
|
7,5
|
4800
|
3220
|
0,60
|
Арзамас КОММАШ КО-440-1 |
15,96
|
7,5
|
4530
|
3300
|
0,58
|
РАРЗ МКГ |
15,92
|
8,2
|
4750
|
3100
|
0,61
|
Средние
|
РАРЗ МКЗ |
13,64
|
9,8
|
6000
|
5000
|
0,55
|
РАРЗ МКЗ-20 |
13,45
|
13,5
|
8200
|
6300
|
0,57
|
САМОСВАЛЫ И МУСОРОВОЗЫ
С ПОРТАЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ ДЛЯ СМЕННЫХ КУЗОВОВ
|
Малые
|
ЗИЛ ММЗ-80121 |
17
|
4
|
4400
|
2000
|
0,69
|
Спецтранс
ГАЗ МСК-4 |
17,12
|
4
|
4000
|
3300
|
0,55
|
Спецтранс ГАЗ МСК-Т |
19,84
|
4,0...6,0
|
3000
|
3300
|
0,48
|
Средние
|
Спецтранс
ЗИЛ МСК-6 |
13,8
|
6
|
4745
|
6125
|
0,44
|
Спецтранс ЗИЛ МСК-ТП |
13,8
|
6,0...12,0
|
4745
|
6125
|
0,44
|
Мценск КОММАШ КО-452 |
11,24
|
15
|
9150
|
6870
|
0,57
|
Большие
|
Спецтранс ЗИЛ МСК-Т |
10,45
|
13,0...27,0
|
7000
|
10700
|
0,40
|
Спецтранс КамАЗ МСК-10
Multiflit |
11,71
|
13,0...27,0
|
10000
|
10500
|
0,49
|
Спецтранс
МАЗ МСК-Т 16 Multiflit |
9,81
|
13,0...27,0
|
12000
|
14500
|
0,45
|
ЗМЗ
Урал 4320-1912-30 Multiflit |
10,32
|
16,3
|
15100
|
8150
|
0,65
|
МУСОРОВОЗЫ СО СМЕННЫМИ
КУЗОВАМИ-НАКОПИТЕЛЯМИ КОНТЕЙНЕРНОГО ТИПА
|
Средние
|
РАРЗ-МКС-1 |
13,64
|
7,5...10,0
|
5500
|
5500
|
0,50
|
КОММАШ КМ-42001 |
12,29
|
4,5
|
7210
|
5000
|
0,59
|
Мценск КОММАШ КО-450-04 |
13,64
|
7,8
|
6870
|
4130
|
0,62
|
Арзамас КОММАШ КО-440А |
13,64
|
8
|
6200
|
4800
|
0,56
|
Торфмаш БСУ-8 |
13,64
|
9,5
|
6000
|
5000
|
0,55
|
Большие
|
РАРЗ-МКС-3 |
10,11
|
7,5...10,0
|
9300
|
8500
|
0,52
|
КОММАШ КМ-43001 |
10,23
|
4,5...10,0
|
7600
|
10000
|
0,43
|
ЗИЛ ММЗ-49521 |
12,29
|
8,0...12,0
|
7210
|
5000
|
0,59
|
ЗИЛ ММЗ-49522 |
16,52
|
8,0...12,0
|
6500
|
4700
|
0,58
|
ЗИЛ ММЗ-49525 |
13,45
|
8,0...12,0
|
9000
|
5500
|
0,62
|
По материалам справочника "Коммунальная и
дорожная техника"
Издатель: ЗАО "РИА РОССБИЗНЕС"
|