Главная
> Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №39. Статья №3.
Особенности сертификации зарубежных кранов и подъемников
|
ОАО "Михневский
РМЗ" предлагает:
|
различных производителей
грузоподъемностью от 14 до 50 тонн:
|
|
|
УГЛИЧ
|
МАШЕКА
|
ГАЛИЧАНИН
|
|
|
Описание, технические характеристики,
фото
Подробнее >>
|
ИВАНОВЕЦ
|
КЛИНЦЫ
|
|
В последние годы в связи со строительным бумом во многих районах России и появлением у предприятий средств для проведения реконструкции появилась возможность приобретения у промышленных и строительных предприятий и фирм новой или бывшей в употреблении зарубежной техники, в том числе грузоподъемных кранов и подъемников.
Закупка этих кранов и подъемников связана с определенными сложностями
при их оформлении на таможне и регистрации в органах Ростехнадзора.
Особенность в том, что для ввоза на территорию России новой грузоподъемной
техники на нее требуется "сертификат соответствия", выдаваемый
органами бывшего Госстандарта (новое название - Федеральное агентство
по техническому регулированию и метрологии - Ростехрегулирование).
Сертификат соответствия выдается, как правило, предприятию-изготовителю
по его заявке на единичную машину, партию или на серийное производство
машин. В первых случаях сертификат выдается на срок до ввода машины
в эксплуатацию или на весь срок службы машины, в случае серийного
производства - на срок от года до трех. Сертификат определяет соответствие
машины требованиям соответствующих стандартов, в том числе стандартов
безопасности труда, и возможность допуска ее на территорию России.
Сертификаты на новую технику предъявляются при растаможке машин. На
бывшую в эксплуатации вне территории России зарубежную технику представление
сертификатов не требуется.
Сертификацию техники осуществляют органы по сертификации, на основании
документов, представляемых испытательными лабораториями. При этом
для сертификации кранов и подъемников и органы по сертификации и испытательные
лаборатории должны быть аттестованы Госстандартом, согласованы с Ростехнадзором
и иметь в этой области экспертов не только Госстандарта, но и Ростехнадзора.
При получении фирмой-производителем сертификата на серийное производство
подается заявка в орган по сертификации, на основании чего его эксперты
или эксперты лаборатории производят оценку производства машин, а также
их испытание с участием инженеров-испытателей лаборатории.
При оценке производства рассматриваются вопросы:
проектирования кранов на предприятии,
подготовка производства и входной контроль,
подготовка металла, технология и качество раскроя металла и
сварочных работ,
неразрушающий контроль сварных швов,
организация сборки,
испытание и контроль качества отдельных узлов, в том числе
гидрооборудования,
применение современных приборов безопасности и устройств управления,
ведение документации.
На основания изучения этих вопросов испытательной лабораторией оформляется
акт, обычно на двух языках, с которым знакомят руководство фирмы-изготовителя.
Испытание техники проводится по программе, которая заранее разрабатывается
испытательной лабораторией на основании описания машины, представленного
фирмой. В случае, если в заявке указано несколько типоразмеров выпускаемых
фирмой серийно машин аналогичной конструкции, проводится по полной
программе испытание одного-двух типоразмеров, для остальных испытания
могут проводится по сокращенной программе по усмотрению экспертов
испытательной лаборатории.
При подаче заявки на партию должны указываться заводские номера машин,
которые будут ввозиться в Россию. Оценка производства в этом случае
не является обязательной, требуется проведение испытаний головной
машины из партии.
Сертификация одиночной машины, выпускаемой серийно для других
стран, может проводиться без испытаний по документации, представляемой
фирмой-изготовителем. В этом случае фирма должна представить копию
сертификата качества по ИСО 9001:2000 и декларацию соответствия на
машину. Декларация соответствия устанавливает, что кран изготовлен
согласно европейских или других стандартов и соответствует их требованиям.
Задача экспертов - установить, насколько реализация этих требований
соответствует требованиям стандартов России.
В случае изготовления за рубежом по заказам предприятий кранов по
индивидуальным проектам (мостовых, в том числе металлургических, портальных,
козловых и т.п.), как правило, сертификация производится с выездом
на фирму-изготовитель экспертов испытательной лаборатории. Перед этим
предварительно проводится экспертиза проекта крана в соответствии
с требованиями закона "О промышленной безопасности опасных производственных
объектов" с целью установления его соответствия требованиям стандартов
и правил России.
Сертификат может выписываться и на другую организацию - продавца или
посредника при наличии у него доверенности от фирмы-производителя.
Для регистрации зарубежной
техники в органах Ростехнадзора требуется "Разрешение
на применение", которое выдается центральным аппаратом Ростехнадзора
на основании заявления и представления соответствующей технической
документации. Порядок выдачи разрешений определен Положением
о порядке выдачи разрешений на применение технических устройств
на опасных производственных объектах (РД 03-485-02). В качестве
заявителя может выступать фирма-изготовитель, дилер или организация,
приобретающая кран. Заявление представляется по форме, установленной
инструкцией РД 03-10-2004.
|
В качестве приложения к заявлению представляются документы, показывающие
возможность эксплуатации машины на территории России. К их числу
относятся паспорт на кран и руководство по эксплуатации на русском
языке, сертификат соответствия (на новую технику), результаты испытаний
машины и другие документы.
Как правило, представляется также заключение экспертизы промышленной
безопасности о возможности применения технического устройства. Для
ранее эксплуатировавшихся за рубежом машин это заключение обязательно.
Срок получения разрешения на применение при положительном заключении
специалистов центрального аппарата Ростехнадзора определен Инструкцией
РД 03-10-2004 в два месяца.
Экспертиза промышленной безопасности выполняется экспертными организациями,
имеющими соответствующие лицензии и опыт проведения такой экспертизы.
Поскольку эта работа достаточно трудоемкая и предполагает наличие
экспертов достаточно высокого уровня, предприятиям целесообразно
поручать эту работу экспертным организациям, имеющим опыт работы
по экспертизе грузоподъемной техники зарубежного производства. Таких
организаций в России насчитывается около полутора десятков от Санкт-Петербурга
до Хабаровска. Оптимальный вариант, когда экспертная организация
может выполнять всю работу по сертификации и подготовке документов
для получения разрешения на применение.
Недостаточные знания европейских и российских
стандартов при приобретении зарубежной техники порождают нарушения
при ее последующей эксплуатации. Например, в условиях умеренного
климата зарубежная техника рассчитана на температуру не ниже -20°С
(в России этот показатель вставляет -40°С). Эксплуатация таких кранов
в условиях более низких температур может привести к повреждению
металлоконструкций. При выборе крана необходимо обращать внимание
и на приборы, обеспечивающие безопасную и надежную работу. Не все
приборы безопасности, которыми оснащены зарубежные краны, отвечают
российским требованиям. Например, в таких приборах может отсутствовать
функции координатной защиты и защиты от опасного напряжения.
По материалам всероссийского журнала о грузоподъемной
технике "Все Краны" № 03/03 май 2006
"Особенности сертификации зарубежных кранов и подъемников",
О.А. БАРДЫШЕВ, д.т.н., профессор, директор ЗАО "СТЭК" по экспертной
и учебной работе
|