АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
 
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
Рассылка: Минский тракторный: становление лидера отрасли
 
Архив статей рассылки

Выпуск № 44
(4 октября 2006г.)

Тема номера:
Лизинг

1. Лизинг в строительной индустрии страны в 2005 году: структура рынка, рейтинг лизинговых компаний, их адреса в сети Интернет

А также:
2. Минский тракторный: становление лидера отрасли

3. Производители строительной и дорожной техники
Швейцарии





Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №44. Статья №2.





Минский тракторный: становление лидера отрасли





АО "Михневский РМЗ"
СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ЛИЗИНГОВЫЕ СХЕМЫ ПРОДАЖ
Баровые машины
Трубоукладчики
Дорожные фрезы  МДФ
Баровые машины на базе МТЗ-80/82, ДТ-75, Т-170
Зимние и летние цепи
Трубоукладчики и ремонтно-строительные машины на базе ДТ-75, Т-170, Т-150К
Дорожные фрезы МДФ и ФДН на базе МТЗ-80/82
Водоотливные установки
Мобильные сварочные установки
Подметально-уборочные машины
Водоотливные установки на базе ДТ-75, МТЗ-80/82
Мобильные сварочные установки на базе МТЗ-80/82 и ДТ-75
Подметально- уборочные машины на базе МТЗ-80/82

Официальной датой рождения Минского тракторного завода считается 26 мая 1946 г., когда было подписано постановление Сомина №1142. Проектируемое предприятие должно было освоить выпуск сельскохозяйственных тракторов КД-35 ("Кировец" дизельный), производство которых передавалось сюда из Липецка. Суточная расчетная мощность завода составляла тогда 50 с.-х. тракторов, и в процессе возведения новых корпусов производство планировалось наращивать в несколько этапов.

В послевоенном разрушенном Минске был острый дефицит крытых помещений, и между наркоматами шла битва за каждое уцелевшее после бомбежек здание. Строители жили в палаточном лагере, а первые тракторы были выпущены фактически под открытым небом , в наспех приспособленных мастерских, поскольку весь 1947 г. продолжался монтаж оборудования корпуса сборочного цеха. Несложный даже по тем временам КД-35 выпускали в Минске всего два года: с 1946-го по 1948 г. было собрано около 2500 тракторов, после чего завод перешел на выпуск пусковых карбюраторных двигателей ПД-10, а с начала 1950г. начал изготавливать дизели Д-35, которые отправляли в Липецк.

Гусеничные тракторы МТЗ
КД-35
Т-50В
Т-54В Т-54С
КД-35 (1946-1947гг.)
Т-50В (1959г.)
Т-54В (1964г.)
Т-54С (1964г.)
КТ-12 КТ-12А ТДТ-40 ТДТ-60
КТ-12 (1951-1954гг.)
КТ-12А (1955г.)
ТДТ-40 (1956г.)
ТДТ-60 (1956г.)
К выпуску тракторов завод вернулся лишь в 1950-х. 15 августа 1951 г. из сборочного цеха вышел первый в мире трелевочный газогенераторный трактор КТ-12, разработанный на Кировском заводе, но его серийное производство началось лишь в 1953 г. В дальнейшем, после модернизации, трактор получил индекс КТ-12А. Использование газогенератора оправдывало себя лишь на заготовке древесины при трелевке нераскряжеваиного леса от места валки к верхнему складу, где больше всего древесных отходов, служащих топливом для газогенератора. На КТ-12А в передней части был установлен автомобильный 36-сильный двигатель Урал-ЗИС-3 52Т, изготовленный на базе карбюраторного ЗИС-5М. Он отличался более высокой степенью сжатия, конструкцией впускного и выпускного коллекторов, что обусловлено его приспособленностью для работы на генераторном газе, получаемом от сжигания древесных чурок. Газогенератор Т2Г с "циклоном" и фильтром тонкой очистки газа располагался за кабиной. Траки гусениц были литые из стали с плавающими незакрепленными пальцами.

Технические характеристики гусеничных тракторов МТЗ

Тип трактора
КД-35
КТ-12
КТ-12А
ТДТ-40
ТДТ-60
Т-50В
Т-54В
Т-54С
Год выпуска
1946-1949
1951-1954
1955
1956
1956
1959
1964
1964
Тяговый класс, т
2
3
3
2
3
2
2
2
Масса трактора, кг
3700
6060
6150
6500
11000
3570
3215
3400
Габаритные размеры, мм
3080х1430х
1420
4500х1900х
2415
4500х1884х
2423
4500х1830х
2430
5505х2370х
2700
3595х1050-1250х2250
3400х1050-1250х2210
3550х1550х
2210
База, мм
1650
3370
3370
2040
2720
1585
1520
1700
Клиренс, мм
275
540
440
540
550
220
270
420
Колея, мм
1090
1480
1480
1200-1800
1480
850, 950
800
1335
Удельное давление на грунт, кгс/см2
0,5
0,39
0,44
0,45
0,417
0,4-1,07
0,39
0,5
Ширина траков, мм
280
280-340
340
340
460
200, 300
200
200
Двигатель
Д-35
ЗИС-21А+ХТЗ-Т2Г
УралЗИС-352Т+ХТЗ-Т2Г
Д-48Т или Д-40Т
Д-60Т
АСМД-7В
Д-50Г
Д-50Г
Рабочий объем цилиндров, см3
4084
5555
5555
4500
7460
5400
4750
4750
Номинальная мощность, л.с.
35 при 1400 мин-1
45 при 2300 мин-1
36 при 1800 мин-1
48 при 1600 мин-1
60 при 1500 мин-1
50 при 1500 мин-1
55 при 1600 мин-1
55 при 1600 мин-1
Число передач вперед/ назад
5/1
5/1
5/1
5/1
5/1
10/2
9/2
9/2

Сформированный на МТЗ конструкторский отдел в период с 1948-го по 1953 г. самостоятельно спроектировал два типа первых в Советском Союзе тракторов средней мощности на пневматических шинах низкого давления. Первый трактор - МТЗ-1 предназначался для обработки высокостебельных культур, имел высокий (до 640 мм) агротехнический просвет и сближенную ошиновку передних колес. Второй - универсальный трактор МТЗ-2 с регулируемой колеей передних колес предназначался для пропашных работ. 14 октября 1953 г. начался серийный выпуск МТЗ-2, ставшего родоначальником большого семейства тракторов "Беларусь". Обе модели были оборудованы ходоуменьшителем, блокировкой дифференциала и навесной системой НС-37.

Ранние колесные тракторы МТЗ
МТЗ-1
МТЗ-5
МТЗ-5К МТЗ-5ЛС
МТЗ-1
(1954-1957гг.)
МТЗ-5
(1956г.)
МТЗ-5К
(1957-1961гг.)
МТЗ-5ЛС полугусеничный (1961-1962гг.)
МТЗ-7М МТЗ-2 МТЗ-5МС
МТЗ-7М
(1958-1960гг.)
МТЗ-5МС
(1961-1962гг.)
МТЗ-7Л МТЗ-7МС
МТЗ-7Л
(1958-1960гг.)
МТЗ-2
(1953-1958гг.)
МТЗ-7МС
(1961-1962гг.)

В ознаменование 50-летия выпуска первого советского трактора в течение месяца на выпускаемые МТЗ-2 наклеивали специальные стакеры, а в 1971 г., в честь 25-летнего юбилея с момента основания Минского тракторного завода, первенец МТЗ-2 был водружен на постамент перед центральной проходной завода. Кроме Минского тракторного, выпускавшего МТЗ-2 до 1958 г., его производство с 1954 г. велось также на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.

Параллельно с началом производства колесных тракторов на заводе в 1954 г. разработана конструкция трелевочного трактора ТДТ-40 для вывозки хлыстов с лесосеки. С мая 1956 г. началось его серийное производство. ТДТ-40 также широко использовали на лесосплаве, для различных транспортных работ в условиях бездорожья. Одновременно с этим начался выпуск трелевочных тракторов ТДТ-60, производство которых в том же месяце передали на Алтайский завод (ныне "Алттрак"), и были построены опытные образцы дизеля Д-50.

До 1957 г. колесные тракторы МТЗ комплектовали вихрекамерным дизелем Д-36, а с 1958 г. начали устанавливать Д-40К спусковым двигателем ПД-10М.

После первой значительной модернизации трактор стали выпускать под маркой МТЗ-5 (его первые образцы были готовы уже в январе 1956 г.), а после установки на нем раздельно-агрегатной гидравлической навесной системы - МТЗ-5К. Новая 10-ступенчатая коробка передач позволяла отказаться от демультипликатора. На 40-сильном двигателе вместо фильтра тонкой очистки АСФО установлена реактивная центрифуга; была увеличена до 50 л вместимость трансмиссии и до 22,5 л вместимость гидравлической системы, установлены широкие передние колеса 5,50-16". МТЗ-5 стал первым отечественным трактором, выпускавшимся в большом числе модификаций: МТЗ-5Л (с 1958 г.), модификация МТЗ-5ЛС с электростартером, модернизированный в 1961-м МТЗ-5М и его версия МТЗ-5МС с электростартером.

Технические характеристики ранних колесных тракторов МТЗ тягового класса 1,4 >>


Завод выпускал и тракторы МТЗ-5ЛС на полугусеничном ходу (гусеничная лента, надеваемая на заднее колесо с "ленивцем" спереди) и МТЗ-5К на арочных шинах для работы на переувлажненных почвах. В ряд модификаций МТЗ-5 с 1958 г. входили и полноприводные МТЗ-7Л, МТЗ-7М, МТЗ-7ЛС и МТЗ-7МС с передним ведущим мостом, в котором использованы узлы ГАЗ-63. Такое решение было вынужденным - высокий кожух моста с картером под дифференциал снижал агротехнический просвет, и впоследствии был разработан собственный ведущий мост.

Колесные тракторы МТЗ 1960-х гг. >>


Технические характеристики колесных тракторов МТЗ-50, МТЗ-52 >>


В истории минских тракторостроителей не было и года, чтобы не произошло какое-либо знаменательное событие. В 1958-м завод выпустил 100-тысячный трактор, на всемирной выставке в Брюсселе трелевщику ТДТ-60 присудили Гран-при, а МТЗ-5 и МТЗ-7 удостоили почетных дипломов. Производство этих тракторов в Минске велось до 1962 г., тогда как Южный машиностроительный завод МТЗ-5 выпускал их еще целое десятилетие.

С 1961 г. вступил в строй Минский моторный завод, было налажено производство универсального колесного МТЗ-50 и чуть позже - полноприводного МТЗ-52. За разработку этих тракторов тягового класса 1,4, а также МТЗ-7 завод награжден Дипломом I степени ВДНХ. В январе 1962-го осуществлен безостановочный переход к серийному производству трактора переходной модификации МТЗ-50ПЛ с дизелем Д-40.

Базовый трактор МТЗ-50 комплектовали 54-сильным дизелем Д-50, который также устанавливали на все модификации этой модели.
В декабре 1964 г, началось производство сразу нескольких моделей тракторов: хлопководческого МТЗ-5ОХ с трехопорной ходовой частью, полноприводного МТЗ-52, который спустя два года на Лейпцигской Международной ярмарке получил Золотую медаль, и гусеничных машин - виноградникового Т-54В и свекловодческого Т-54С.

Минский тракторный завод становится центром и фактически отраслевым КБ по разработке колесных тракторов. Богатый научно-кадровый потенциал вкупе с широкомасштабными НИОКР позволил сократить цикл разработки новых тракторов до двух лет, и этот показатель удерживается до сих пор. В 1965 г. выпущены опытные скоростные тракторы МТЗ-60 (4x2) и МТЗ-62 (4x4) с дизелем Д-60 и кабиной с панорамным трехсекционным остеклением, которое применяли также на опытных моделях МТЗ-50 и МТЗ-52. Спустя четыре года серию "полтинников" подвергли рестайлингу, и модельный ряд стал выглядеть так: базовый МТЗ-5ОА, трехколесный МТЗ-50Х1, крутосклонный МТЗ-50АК, полноприводный МТЗ-52А, крутосклонный МТЗ-52АК, низкоклиренсный МТЗ-52АН. Завод выпускал и специализированные версии: хлопковый МТЗ-50Х2 и МТЗ-50У со сближенными, как у МТЗ-1, передними колесами, портальный МТЗ-5ОК, полугусеничные МТЗ-50АПГ и МТЗ-50ПГХ.

С началом выпуска тракторов МТЗ-50, -52 совпало интенсивное развитие экспорта как по объему, так и по географии поставок. В конце 1960-х марка "Беларусь" становится головным брендом и для некоторых других отечественных тракторов, поставляемых Трактороэкспортом за рубеж. Производство набирало обороты, и с конвейера в 1960-х ежегодно сходило примерно 90 000 тракторов. В 1972 г. завод выпустил миллионный трактор, которым стал МТЗ-52А. Его подарили Герою Социалистического Труда трактористке Минской области Надежде Ивановне Куницкой. Машина проработала в колхозе без капитального ремонта 10 лет, а затем именной трактор оставили труженице в личное пользование.

Свою первую правительственную награду завод получил 25 июля 1966 г. МТЗ был награжден орденом Ленина "За достигнутые успехи в работе, создание новых конструкций машин и внедрение передовой технологии".

13 октября 1970 г. завод отрапортовал о выполнении производственного задания VIII пятилетки, а 3 декабря тракторам МТЗ-50 и МТЗ-52Л присвоили государственный "Знак качества". Буквально вслед за этим, в конце января, коллектив завода был награжден орденом Октябрьской Революции. Формулировка "За большие успехи в выпуске тракторов, в использовании производственных мощностей и создании конструкций высокопроизводительных тракторов" подразумевала заочный кредит доверия коллективу предприятия. В том же 1971-м завод собрал опытный образец трактора МТЗ-80 с дизелем Д-240, который серийно начнут выпускать еще через три года. В последующем именно "80-я" серия станет визитной карточкой завода. Это самый массовый трактор в мире выпускают и сейчас в разных модификациях, в том числе полноприводный МТЗ-82. Само же поколение МТЗ-50, -52 продержалось в производстве до 1974 г.

В следующем номере рассылки читайте продолжение.



По материалам специализированного журнала "Основные Средства", № 8/2006,
"Минский тракторный. Становление лидера отрасли",
авторы: Ю. Петров, В. Гар.