АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
 
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
Рассылка: Вехи истории. Вилочные погрузчики:этапы большого пути
 
Архив статей рассылки

Выпуск № 50
(15 ноября 2006г.)

Тема номера:
Гидромолот

1. Как навесить и подключить гидромолот на экскаватор?


А также:
Погрузчики

2. Зачем нужны газовые погрузчики
3. Вехи истории: вилочные погрузчики - этапы большого пути




Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №50. Статья №3.



ВЕХИ ИСТОРИИ:

вилочные погрузчики -
этапы большого пути




ОАО "Михневский РМЗ" предлагает
КИТАЙСКИЕ ПОГРУЗЧИКИ
PowerCat PC.10 Грузоподъемность - 1,8т
Емкость ковша - 1м3
Высота выгрузки - 2510мм
Двигатель - YC4108G
Мощность - 70 л.с
PowerCat PC.41 Грузоподъемность - 4т
Емкость ковша - 2.2м3
Длина рукояти - 2600мм
Двигатель - WD615.00G4
Мощность - 118 кВт
PowerCat PC.30 Грузоподъемность - 3т
Емкость ковша - 1,7м3
Высота выгрузки - 2850мм
Двигатель -TD226B6
Мощность - 124.7 л.с
PowerCat PC.50 Грузоподъемность - 5т
Емкость ковша - 3м3
Высота выгрузки - 3037мм
Двигатель - WD615.67G3
Мощность - 217л.с

8-800-550-07-58 , (499) 262-22-88 - многокан.

стория развития вилочного погрузчика приближается к вековому рубежу. В течение XX века расстановка сил на мировом рынке неоднократно менялась под воздействием экономических, политических и технологических факторов. Появлялись десятки, и даже сотни новых производителей. Однако лидерами становились те, кто наиболее активно предлагал передовые инженерные решения и машины, отличавшиеся от аналогов конкурентов большей производительностью, экономичностью эксплуатации и удобством управления.

В конечном итоге апробированные технологические инновации - по истечении срока действия патентов - подхватывались всеми производителями и плавно "перетекали" из одного бренда в другой. Однако некоторые усовершенствования всё же ассоциируются с конкретными именами и торговыми марками, которые оставили след в истории развития вилочного погрузчика.

В данной статье, не претендуя на всестороннее освещение столь обширной темы, как вклад конкретных фирм в технологическое развитие погрузчика, мы будем говорить о некоторых наиболее ярких страницах истории погрузчиков именно в техническом аспекте.


С ЧЕГО НАЧИНАЛИСЬ ПОГРУЗЧИКИ?

Поскольку многие компании-производители погрузчиков возникали в результате перепрофилирования основного бизнеса или создания дополнительного производства, технологический опыт предыдущей деятельности оказывал безусловное влияние на разработки. Большая часть идей была позаимствована из автомобилестроения, другие отрасли также сыграли немалую роль в генерировании передовых конструкторских решений.
Первые погрузчики

"Clark Equipment Co."
Юджин Брэдли Кларк начал свой бизнес с выпуска сверлильных станков и литейных форм, а затем - производства стальных колёс и осей для автомобильной промышленности. С его именем связывают создание прототипа первого промышленного погрузчика - условно рождением первого погрузчика принято считать создание в 1917 году рабочими американской компании "Clark Equipment Co." трёхколёсной платформенной тележки с бензиновым двигателем для перевозки песка и необработанного литья. Конечно, это был ещё не вилочный погрузчик.

На моделях Clark уже в 1921 году устанавливались гидравлические системы подъёма, а вскоре (1922-23 гг.) и наклон мачты стали осуществлять с помощью гидравлических цилиндров. В 1928 году компания приступила к производству знаменитой трансмиссии Кларка. Уже в это время на некоторых моделях устанавливался телескопический подъёмный механизм, что стало определённой вехой в развитии погрузчиков и было подхвачено другими производителями в 1930-е годы. Именно в это время гидравлические подъёмные механизмы на погрузочной технике заменили прежние лебёдочные, цепные устройства.

"Yale"
Создатель американской компании "Yale" Лайнус Йел-младший одним из первых (уже в 1875 году) начал производить оборудование для перемещения и транспортировки грузов. С его именем также связано появление первого электроприводного погрузчика в Европе. Разработанный компанией "Yale & Towne Manufacturing Co.", он по лицензии выпускался с 1923 года фирмой "Fenwick" во Франции.
В 1923 году компания "Yale & Towne" запустила в производство первый электропогрузчик, оборудованный подъёмными вилами и подъёмной мачтой, а подъёмное устройство было оснащено поворотным и шестерёночным механизмами. Также была начата установка на погрузчики наклонной мачты и вил.

В 1933 году "Yale & Towne" укрупняется благодаря приобретению фирм "Walker Vehicle Со." и "Automatic Transportation Co.". Последняя к тому времени была известна в качестве первопроходца в области электрических буксирных тягачей, погрузчиков с платформой, электропогрузчиков во взрывозащитной версии и грузоподъёмников для работы в тяжёлых условиях. Кроме того, она внедрила такие новшества, как задний мост с чугунной подвеской и рулевым управлением. Эти нововведения стали использоваться и в собственных моделях компании. В то же время компания "Yale & Towne" первой применила электромоторы с силиконовой изоляцией класса Н для работы в режиме высоких температур.

"Ransomes & Rapier"
В 1920-е годы британская компания "Ransomes & Rapier" начала производить электрические погрузчики, которые считались "роллс-ройсами" в своей отрасли, - их строила дочерняя фирма "Ransomes, Sims & Jeffries", известная своими "сидячими" газонокосилками и небольшими сельскохозяйственными тракторами.

Первые погрузчики
"Giildner Mo-torengesellschaft"/ "Linde Air Products Company"
Прежде чем д-р Карл фон Линде объединился с Хуго Гюльднером и д-ром Георгом фон Крауссом и создал в 1904 году в Мюнхене "Giildner Mo-torengesellschaft", а в Кливленде (шт. Огайо, США) - "Linde Air Products Company", он занимался производством холодильных установок. Опыт производства электромоторов был использован и в производстве транспортировщиков модели Giildner A20, которые появились на рынке в 1938 году.

"STILL"
Другая известная ныне компания - "STILL"- также начиналась с небольшой мастерской по ремонту электродвигателей, основанной в 1920 году Хансом Штилем в Гамбурге.

"Hyster"
В 1932 году начинает производство четырёхколёсных перевозчиков с лебёдками, способными поднимать с земли тяжёлые стволы деревьев, продуцент лесовозов "Willamette Ersted Company" (США). В 1934 году эта компания меняет своё имя на "Hyster". Этимология этого названия вроде бы восходит к кличу лесорубов, которые при заготовке леса кричали оператору: "Hoist'er!" ("Вира! Поднимай!").

"Towmo-tor Co."
В 1933 году в США "Towmo-tor Co." (впоследствии - "Caterpillar Inc.") начинает производство погрузчика с приводом на передние колёса, известного как модель L, а в 1937 году запускает модель CL. Она оснащается приводом на передние колёса, четырёхколёсной рамой с дифференциалом и гидравлическими механизмами подъёма и рулевой системы. Такой погрузчик выпускался с опцией высокоскоростной передней и реверсивной зубчатой передачи. Вскоре эти характеристики стали стандартными для всей промышленности, производящей погрузчики.

В 1937 году первый электропогрузчик появляется в Японии (это машина Nichiyu производства компании "Nippon YusokiCo., Ltd.").

К началу XXI века количество производителей погрузчиков исчисляется уже сотнями!

Однако в десятку лидеров на протяжении целого ряда лет входят "Toyota", "Linde", "Jungheinrich", "Nacco Industries", "Crown","Mitsubishi", "Caterpillar", "Komatsu", "TCM", "Nissan" и "Nippon Yusoki Co., Ltd."(бренд - Nichiyu).
Компании-лидеры выделяются историческими традициями производства, непрерывным совершенствованием производственных технологий и выпускаемой продукции, гибким маркетингом (от ценовой политики до оригинальных "придумок" в продвижении продукции), готовностью сотрудничать с партнёрами с высоким творческим потенциалом и умением вовремя приобретать пакеты акций прогрессивных производителей.

Это хорошо заметно на примере концерна "Linde AG", занимающего вторую строчку в мировой табели о рангах. В 1973 году он приобрёл 100% акций гамбургской компании "SE Fahrwerkzeuge GmbH" ("Still Esslingen") и переименовал её в "STILL GmbH", а в 1985 году выпустил серию моделей Н20 и Н35 г/п 2-3,5т с дизайном от "Porsche", позволившую по-новому взглянуть на внешний вид и эргономичность погрузчика.
В 1977 году концерн "Linde" приобрёл американскую компанию "Baker Material Handling Corporation", известную как пионер по применению в конструкции погрузчика кремниевого (SCR) выпрямителя тока. В 2000 году было объявлено о создании альянса "Linde" с "Komatsu Forklift Ltd. из Токио - одним из крупнейших производителей вилочных погрузчиков в Японии. Концерн "Linde" тогда приобрёл 10% акций "Komatsu Forklift Ltd.", а в 2003 году увеличил свою долю в этой компании до 35%. Благодаря такому сотрудничеству и, в частности, экспорту своих погрузчиков в Азию, концерн "Linde" успешно преодолел спад объёмов продаж погрузчиков на европейском рынке в начале XXI века.


ХРОНОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВОНЫ ХХ ВЕКА

Вторая мировая война положила начало массовому производству погрузчиков в мире: достаточно напомнить, что только с конвейера компании "Clark" сходили около 2000 машин в месяц (в довоенный период - 50-75). Компания "Clark" поставила 90% всех погрузчиков, задействованных в военной экономике США во время Второй мировой войны. Очень популярным был также компактный и манёвренный погрузчик компании "Hyster": модель 3-8 Handy Andy образца 1940 года побила многие рекорды. В 1943 году немецкая фирма "Steinbock" разработала и изготовила первый в Германии электропогрузчик (их массовое производство началось только в 1949 году).
Начиная с этого времени едва ли не каждый год в истории вилочного погрузчика был отмечен каким-либо знаковым событием.

1945 год - конструкторы "Komatsu Ltd.", известного японского производителя техники для строительной и горнодобывающей отраслей, а также гидравлических прессов, приступили к разработке погрузчика с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).


1946 год - "Still" (Германия) выпускает известную модель электрической тележки ЕК2000 г/п до 2 т с подвеской переднего колеса и рулевым управлением посредством джойстика, а британская компания "Ransomes & Rapier" (приобретённая в 1961 году "Hyster"), отвечая на запросы бурно развивающейся нефтехимической промышленности, одной из первых выпускает погрузчики во взрывозащищённом исполнении.

1948 год - "Jungheinrich" (Германия) начинает производство погрузчика Ameise (Муравей) с платформой на электрической тяге. Был найден и удачный маркетинговый ход: на логотипе Ameise на фоне двух стрел был изображён муравей, способный поднимать и перетаскивать тяжёлые грузы и являющийся синонимом слова "трудяга". Вертикальная и горизонтальная стрелы символизировали возможные направления движения груза. Надо сказать, что с тех пор имя собственное Ameise стало нарицательным: теперь немцы так называют любой микротягач.

1949 год - выпущена модель EGS 1000 - самый удачный трёхколёсный электропогрузчик компании "Still". В нём воплощена оригинальная (и позднее запатентованная) идея: передние колёса погрузчика соединены с мачтой, что делает колёсную базу модели длиннее и при отклонении мачты назад придаёт дополнительную устойчивость. При втягивании колёсной базы погрузчик становится короче, что повышает его манёвренность в узких пространствах. Японская же компания "ТСМ" по лицензии "Clark Equipment Co." выпускает первый в этой стране вилочный погрузчик с ДВС.

..Вторая мировая война положила начало массовому производству погрузчиков в мире.

Начиная с этого времени едва ли не каждый год в истории вилочного погрузчика был отмечен каким-либо знаковым событием...

1950 год - модель 18/33 британской компании "Ransomes & Rapier" оснащается самой современной на тот момент системой безопасности, позволяющей поддерживать направление разворота при движении погрузчика вперёд или назад.

1953 год - "Jungheinrich" выпускает первый четырёхколёсный электропогрузчик Ameise 55.

1954год - впервые в мире"Linde" выпускает электрокар Hydrocar с гидростатическим приводом, а четыре года спустя дизельные вилочные погрузчики с гидростатическим приводом запускаются в массовое производство.

1955год - увидела свет легендарная модель Piccolift компании "Steinbock" (ФРГ)- сверхкомпактный 3-опорный вилочный электропогрузчик с приводом на задние колёса, поставлявшийся даже в США. Эти машины и сегодня, полвека спустя, можно увидеть работающими на заводских площадках.

1956 год - к производству вилочных погрузчиков с ДВС приступает японская автомобилестроительная компания "Toyota", впоследствии создавшая "Систему активной безопасности", в которой реализована блокировка качательного движения заднего моста при помощи датчиков, например, высоты подъёма, нагрузки, ходовой скорости и поворотного угла. При достижении критического значения по компьютеру передаётся команда блокировки цилиндра. Это удачный пример применения электроники в погрузчиках с ДВС для обеспечения безопасности и предупреждения аварийных ситуаций. Сенсорный датчик, с помощью которого измеряется поперечное ускорение, очень напоминает используемый в системах спутниковой навигации для определения движения автомобиля вправо или влево.

1959 год - первая поставка японских вилочных погрузчиков с ДВС в Европу компаниями "Komatsu Forklift Co., Ltd." и "ТСМ"; начало освоения компаниями из Японии европейского рынка погрузчиков.

1964 год - компания "Baker Material Handling Corporation" (США) применяет в конструкции электропогрузчика кремниевый (SCR) выпрямитель тока, что позволило увеличить энергетическую мощность и упростить управление. "Tow-motor" (США) устанавливает на погрузчиках четырёхсекционную мачту, а новшество американской фирмы "Hyster" (США) - знаменитая педаль Monotrol, позволившая оператору переключать скорости с передней на заднюю одним касанием, - завоёвывает рынок.

1965 год - вслед за четырёхколёсным электропогрузчиком Eurolift (1961 г.) - "старшим" братом Piccolift - компания "Steinbock" (ФРГ) выпускает дизельный погрузчик Synchrolift со специальными подъёмными каретками для строительных работ.

1967год - "Steinbock"(ФРГ) создаёт самую современную в то время испытательную платформу tip and tilt ("перекоса и наклона"), на которой проводились испытания погрузчика на передний или боковой наклон.

1968 год - "Jungheinrich"(ФРГ) представляет штабелёры ЕТХ г/п для работы на высоких (до 12м) складах с узкими (от 1,4м) проходами.

1970 год - "Nippon Yusoki Co., Ltd." (Япония) выпустила Mujincar - первый в мире робокар (автоматизированную электротележку, работающую без оператора) и впервые в мире внедрила тиристорное управление без контакторов.

1971 год - "Nippon Yusoki Co., Ltd." (Япония) разработала первый двухфазный прерыватель и электродвигатель без угольных щёток.

1976 год - "Steinbock"(ФРГ) выпускает на рынок погрузчик Depotlift для работы в узких проходах, а на заводе "Komatsu Forklift Co., Ltd." в г.Тотиги (Япония) создан первый в мире автоматизированный вилочный погрузчик. Со временем эта компания станет крупнейшим производителем СНТ для автоматизированных систем хранения и поиска AS/RS1 на базе оборудования японской фирмы "Daifuku".

1977год -"Still" (ФРГ) запускает в производство "прозрачную" мачту, а также электрическую рулевую систему с электронным управлением для погрузчиков и ричтраков.

1980 год - модель Eurosprint компании "Steinbock" (ФРГ) стала первым "тихим" дизельным погрузчиком - уровень создаваемого шума оказался ниже 80дБ.

Начало 1980-х годов - компания "Still" (ФРГ) разработала систему рекуперации энергии при торможении электроприводного погрузчика: высвобождаемая при торможении энергия возвращается в АКБ. Это даёт рекуперацию энергии на уровне нескольких процентов. Более того, такая система придаёт погрузчику лучшее регенеративное тормозное усилие.

1982 год - "Steinbock" создаёт самый быстроходный в мире (свыше 50 км/ч) вилочный погрузчик повышенной проходимости для бундесвера. "Jungheinrich" изготавливает свой первый полноприводный 3-колёсный вилочный электропогрузчик в качестве альтернативы электропогрузчику с приводом только на задние колеса. В это же время "Jungheinrich" начинает производство системы автоматизированного складирования AS/RS.

1994 год - после банкротства группу "Boss", включая фирму "Steinbock", приобретает компания "Jungheinrich"(ФРГ).

1995 год - на рынке впервые появляется ричтрак Retrак производства "Jungheinrich"с центральным джойстиком Multi-Pilot, что стало вехой в создании компактных моделей.

1997 год - компания "Jungheinrich" (ФРГ) разработала первый ричтрак Retrak ETV-14 для операторов-инвалидов. Также была применена система "снижения кривой скорости" (повышение устойчивости машины благодаря ограничению максимальной скорости на линии угла поворота). Это удачный пример применения электроники в погрузчиках с ДВС для снижения аварийности и предупреждения о возникновении опасных ситуаций.

Современный погрузчик

Не будет преувеличением сказать, что конкуренция заставляет производителей бквально наступать друг другу на пятки, перехватывать идеи в стремлении создать погрузчик, воплощающий всё самое лучшее.

Часто прогрессивные конструкции одновременно внедряют несколько производителей. Сегодня особенно важны такие характеристики, как экономичность (снижение эксплуатационных рсходов), экологичность (сокращение вредных выбросов, внедрение компьютеризованной системы очистки выхлопов на ДВС, рост популярности электроприводной техники), эргономичность и безопасность (всё более удобным становится рабочее месте водителя, внедряются меры повышения безопасности, включая систему контроля присутствия оператора).

В начале XXI века вилочные погрузчики заметно совершенствуются не только функционально, но и эстетически. Конкуренция производителей всё в большей степени строится вокруг дизайна, стремления создать неповторимый и запоминающийся стиль.

В качестве примера можно привести такую новинку "Komatsu ForkliftCo., Ltd.", как серия погрузчиков с ДВС Leo-next (для мирового рынка - это 709-я серия, входящая в серию АХ50/ВХ50), получившая целый ряд наград за свой эксклюзивный агрессивный дизайн. Среди них премия JIDPO за лучший дизайн (октябрь 2002 г.), Гран-при за технический дизайн (JPN Industry News Paper, июль 2003 г.) и премия JIDA за дизайн музейной коллекции (апрель 2004 г.).




По материалам журнала
"Подъемно-транспортное оборудование" №4 (69) 2006г.

Статья публикуется с разрешения редакции журнала