Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21 С-Петербург (812) 703-16-17 |
||||
|
Самая распространенная схема коммунального трактора – бульдозерный отвал (плуг) и задняя цилиндрическая подметальная щетка, в рабочем положении опирающаяся на два колеса с пневматическими шинами. Щетка используется, как правило, круглогодично: зимой для подчистки снежных следов за отвалом, летом для смета грязи и пыли. Передача момента на вал щетки осуществляется механически цепной передачей от карданного вала от заднего ВОМ или гидравлически от гидросистемы трактора. Отвал бывает нескольких видов: поворотный с металлическими или резиновыми ножами (плужный), неповоротный с металлическими ножами (бульдозерный), адаптивный (с компенсатором угла положения ножей), зачистной (совковый или погрузочный), сегментный (с регулируемыми в плане крыльями). Отвал для увеличения зоны очистки может быть снабжен уширителями. Отвал с металлическими ножами применяют на легких планировочных
работах, а также при очистке дорог от слежавшегося снега. Для уборки снега под ограждениями на тракторы типа МТЗ, ЛТЗ и ЗТМ устанавливают гидрофицированный отвал, который управляется из кабины водителя. Отвал закреплен на подрамнике трактора в передней части. Безопасное движение вдоль ограждения обеспечивается благодаря качающейся конструкции. Вместо плуга или отвала для сдвигания снега и его погрузки в грузовые транспортные средства может быть установлено погрузочное оборудование, куда входит гидросистема привода и передачи силового потока, стрела параллелограммного типа и ковш. Вместо ковша может быть установлено бульдозерное или плужно-роторное
оборудование. С 2005 г. белорусская компания «СДДТ-Евромаш»
монтирует на ДЗ-133 турбинный снегоочиститель с плужно-роторным
рабочим органом ЕМ-800. Помимо плужно-роторных рабочих органов
применяют шнекороторные, фрезерно-роторные и фрезерно-плужные. Фрезерное оборудование применяют для размельчения и удаления
слежавшегося снега, ледяной крошки и обледенелых образований. Фрезерный орган, как и шнекороторный, обычно крепится в передней части, хотя на некоторых моделях он монтируется сзади. Шнекороторное оборудование на тракторах тягового класса 1,4 применяют редко. Прицепное оборудование для тракторов класса 0,6...1,4Для распределения твердых реагентов и инертных противогололедных
материалов используют навесные бункера и прицепные пескоразбрасыватели,
вместимость которых зависит от типа трактора. В состав специального
оборудования прицепов-пескоразбрасывателей входят кузов, транспортер,
разбрасывающее устройство, гидросистема и электрооборудование. Запас
кузова прицепа для распределения противогололедных материалов составляет
от 1,0 м3 до 2,5 м3.
В тяговых классах 2,0 и 3,0 колесных тракторов наблюдается явный «провал». Если не считать прицепные уборочные комплексы для аэродромов, получается, что специализированное снегоуборочное оборудование для этих тракторов производят всего четыре отечественных предприятия. Связано это в первую очередь с тем, что основные модели – ЛТЗ-155, ХТЗ-150К и его модификации – наиболее распространены в сельском хозяйстве, где проблема зимнего содержания дорог решается другими средствами: близлежащие магистрали содержат автодорожные службы, имеющие необходимую спецтехнику, а местные дороги вполне можно расчищать гусеничным бульдозером или автогрейдером. ООО «Башсельмаш-Агро» выпускает шнекороторные снегоочистители СШР для ЛТЗ-155, ХТЗ Т-152К, ХТЗ Т-150К (его также выпускает орловское ЗАО «Трактормаш» под индексом ОрТЗ-150К-Я-02), которые навешиваются сзади. Для ЛТЗ-155 Мценский завод «КОММАШ» предлагает потребителям фрезерно-роторный рабочий орган КО-835, а также «жар-птицу» – прицепную тепловую машину ТМ-59Г для удаления гололедных образований на аэродромах. Это единственная тепловая машина, агрегатируемая с трактором. Реактивный двигатель Р25-300 смонтирован на одноосной тележке и прицеплен к передней части трактора Т-150К, в задней части которого смонтирован топливный бак. Третье предприятие Орский завод «Сармат» выпускает фрезерно-плужный снегоочиститель модели 4679 (о нем – ниже). Представленная в 2003 г. универсальная машина САРЭКС УБМ является в своем роде уникальной, поскольку базовый 6-тонный трактор изначально проектировали для работы с навесным землеройным, дорожно-строительным оборудованием и выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортных работ. В оснащение входят бульдозерный отвал, фрезерно-роторный снегоочиститель, передняя дорожная щетка и фреза для уборки снега за ограждениями. Пока ни одно предприятие, выпускающее оборудование, не анонсировало снегоуборочное оборудование для оснащения других колесных тракторов тяговых классов 2,0...3,0, появившихся на рынке в последние годы: ВгТЗ ВК-170, КамАЗ КТ-240, «Кировец» серии 3000 АТМ, УВЗ РТ-М-160, «Тошкент» Т-100К и «Днiпро» ЮМЗ-10280.
Модификации «Кировцев» поколения «700-й» серии оснащают
навесным оборудованием широкого спектра: Удобство эксплуатации машин с бульдозерным и погрузочным оборудованием, базирующихся на колесных тракторах тяжелого класса, сегодня не подлежит сомнению, поскольку ее можно эксплуатировать круглый год. Так, например, универсальная лесодорожная машина ЛД-30 используется как для выполнения комплекса работ в промышленном и гражданском строительстве в лесных условиях, так и в качестве грейдера при патрульной очистке технологических дорог. Однако высокопроизводительные «Кировцы» целесообразно применять на больших объемах работ, в том числе на расчистке снежных завалов на горных трассах. Например, фрезерно-роторное оборудование применяют на уборке снега толщиной до 1,5 м. Захват питателя – порядка 3,1 м. Для выполнения комплекса работ по очистке снежных заносов целесообразно применять универсальные дорожные машины УДМ-1 и УДМ-2, в комплектацию которых входит погрузочный ковш на 2,5 и 3,4 м3, а также бульдозерный или грейдерный отвал шириной до 3,36 м. Единственной альтернативой «Кировцам» долгое время была машина КО-817 «Тайфун» на шасси тягача «Русич» КЗКТ-538ДС. Но более высокая производительность – 30 т/мин, нежели у «Кировца» (20 т/мин при погрузке), тем не менее не могла компенсировать высокую стоимость ее покупки и содержания. В этом плане у «Кировца» в отечественных условиях нет реального конкурента на рынке (МоАЗ-49011 не в счет, поскольку для него не предусмотрена такая же номенклатура оборудования). А такие недостатки «Кировца», как механическая коробка передач (трудно плавно наращивать мощность), подчас воспринимаются как благо, поскольку машина давно изучена и опыт ее ремонта и эксплуатации предостаточный.
В ограниченных случаях используют технологические тракторные шасси тягового класса 0,6 и 1,0: «Владимирец» (ВТЗ-30СШ) и СШ-2540 производства харьковского ЗСШ (ВАТ «Завод самоходних шаси»). Зимняя комплектация для самоходных шасси «Владимирец» предполагает использование подметальной щетки с шириной захвата 1,5 м, которую монтируют в базе. А для уборки снега предлагается передний отвал. В качестве элемента, дополнительно расширяющего функции самоходных тракторных шасси в зимнее время, являются самопогрузчики ВТЗ-30СШ-СП с ковшом вместимостью 0,4 м3 и ЗСШ АПТ-1 на шасси СШ-25401 с навесным фронтальным самопогрузчиком ПМШ-0,25, оборудованным 0,25-кубовым ковшом. Разгрузка кузова всех самопогрузчиков самосвальная. Харьковский ЗСШ предлагает тротуароуборочную машину АУТ-1, оборудованную 1,9-метровым отвалом и 1,4-метровой подметальной щеткой. Также для уборки снега на тракторы Т-16М и СШ-1810 выпускается шнекороторное навесное оборудование, например, снегоочиститель СНФ-М48, позволявший убирать снег тощиной до 600 мм при движении задним ходом. Орский завод «Сармат» – единственный изготовитель снегоуборочного дорожного оборудования для сельскохозяйственного комбайна. На шасси универсального энергосредства «Сармат-4657», используемого для сельскохозяйственной косилки, в Орске изготавливают фрезерно-плужный снегоочиститель «Сармат-4679». Фрезерно-роторный рабочий орган смонтирован в плужном питателе и навешивается на переднюю часть универсального сельскохозяйственного энергосредства. Ось фрезы расположена продольно движению. Навеску «Сармат-4679» также можно монтировать на тракторы «Кировец», «Беларус», ЛТЗ и ХТЗ Т-150К. Уборка снега в этом случае будет проводиться при движении задним ходом. Кстати, подобный рабочий орган СНТ-2500 с фрезой, закрепленной соосно движению, выпускает и белорусское ПТ ООО «СДДТ-Евромаш». Агрегат крепится сзади трактора «Беларус-82», но уборка снега осуществляется уже при движении вперед, поскольку питатель повернут по ходу движения. Спереди на трактор можно смонтировать подгребающий отвал или погрузочный ковш, что снижает риск попадания посторонних предметов в питатель и его повреждения.
В российской реалии для прокладки дорог и расчистки завалов на горных перевалах используют бульдозерно-рыхлительные агрегаты на базе тракторов 3...30 тягового класса. В настоящее время на российском рынке присутствует всего два вида навесного оборудования, предназначенного исключительно для уборки снега и навешиваемого на гусеничные трактора. Это машины СШР-2,6 Г и ДЭ-220А. Двухвальное шнекороторное снегоочистительное оборудование предназначено для монтажа на тракторах типа ДТ-75 вместо бульдозерного отвала. Низкий диапазон рабочих скоростей от 0,33 до 4,88 км/ч (для 95-сильного двигателя Д-440-22) ограничивает производительность трактора (не более 400 т/ч). Привод рабочего органа и передвижение снегоочистителя осуществляются от базового двигателя трактора. Ширина захвата питателя составляет 2530 мм, хотя для одной из модификаций Башсельмаша ширина захвата незначительно увеличена, до 2,6 м. Оба снегоочистителя предназначены для очистки от снега грунтовых, автомобильных и тракторных дорог, для отбрасывания снежных валов, образованных другими снегоочистителями, и расчистки снежной целины по зимним трассам. Для ограничения дальности отбрасывания снега, когда это необходимо по условиям работы, на кожух ротора устанавливается съемная насадка, входящая в комплект поставки снегоочистителя. Специализированное снегоуборочное оборудование для гусеничных тракторов и бульдозеров более высокого тягового класса не выпускают. В Казахстане ГАО «Павлодартрактор» для гусеничных тракторов ДТ-75МЛ-РС2, ДТ-75Т-РС2 и Т-90П собственного производства выпускает двухсекционный снежный отвал с уширителями. Ширина его захвата 2,7 м. Однако основным средством борьбы со снегом в хозяйствах для тракторов ДТ-75 остается стандартная бульдозерная навеска. В лесной отрасли ряд моделей лесохозяйственных и трелевочных тракторов «Онежец» и «Алттрак» оснащают бульдозерными отвалами, главное предназначение которых – устройство волоков, погрузочных площадок, подъездных путей, содержание дорог, прокладка зимников, расчистка дорог от снега, обустройство мастерских участков и теплых стоянок, разработка рыхлых грунтов первой и второй категорий.
По материалам специализированного журнала |
|