АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
   
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
линии жизни протектора
 
Архив статей рассылки

Выпуск №74
(16 мая 2007г.)

Тема номера:
Индустриальные шины

1. Монтаж индустриальных шин

2.Угол зрения на углы установки колеса

3.Линии жизни протектора




Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №74. Статья №3.



Линии жизни
ПРОТЕКТОРА







ОАО "Михневский РМЗ"
СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ЛИЗИНГОВЫЕ СХЕМЫ ПРОДАЖ
Баровая машина
Трубоукладчик
Фреза дорожная
Баровые машины на базе МТЗ-80/82, ДТ-75, Т-170
Зимние и летние цепи
Трубоукладчики и ремонтно-строительные машины на базе ДТ-75, Т-170, Т-150К
Дорожные фрезы МДФ и ФДН на базе МТЗ-80/82
Водоотливные установки
Мобильные сварочные установки
Подметально-уборочные машины
Водоотливные установки на базе ДТ-75, МТЗ-80/82
Мобильные сварочные установки на базе МТЗ-80/82 и ДТ-75
Подметально- уборочные машины на базе МТЗ-80/82


начале весеннего сезона рассмотрим особенности рисунков протектора. Вспомним о зимнем рисунке. Умышленно. Он разнообразнее. Переход от сложного к простому и позволит оценить, хорош ли был используемый рисунок протектора, что лучше подобрать к сезону летнему, если замена шин необходима.

Шины летние, как правило, специального обозначения не имеют. В осенне-зимний период принято устанавливать на автомобиль шины всесезонные (надпись на боковине All Season) или зимние, М + S (Mud and Snow - грязь и снег). Несмотря на то, что по расчлененности протектора они часто бывают похожи, по свойствам протектора различия существенные.

При разработке протектора каждой модели шин всегда присутствует конфликт целей.

На сухих дорогах с хорошим покрытием желательно, чтобы шина как можно большей площадью соприкасалась с дорогой. Этим улучшаются её характеристики по сопротивлению качения, расходу топлива, тормозному пути. На загрязненных дорогах надо, чтобы протектор быстро выдавливал из пятна контакта жидкие или рыхлые наслоения, прессовал их, создавая тем самым отталкивающую основу для шины. Это достигается созданием на протекторе различных канавок и грунтозацепов. Однако они ухудшают характеристики качения шины, увеличивают расход топлива.

Разница между хорошей и плохой шиной по расходу топлива достигает порой 10%. Это при нормативном давлении. При существующем отношении к контролю за давлением воздуха в шинах потери по расходу топлива даже озвучивать страшно.


Шина, открой личико

Шина XDE2+
Шина XDE2+ для любого сезона
По маркировке Michelin:
X - радиальная,
D - ведущая ось,
E - для дорог общего пользования.
По нашим понятиям - протектор универсальный, устанавливается иногда и на переднюю ось
Шины с наваренным  протектором
Шины с наваренным по современным технологиям протектором (на рынке часто предлагают именно зимний рисунок) по внешнему виду почти не отличаются от шин новых
Шины с восстановленным протектором
Шины с восстановленным протектором на боковине имеют надпись RETREAD. Стоимость таких шин должна быть заметно меньше, чем новых, хотя их ресурс соизмерим с ресурсом новых
Немного о технической терминологии. Основные элементы протектора - это беговые дорожки, продольные и поперечные канавки различной формы и протяженности, грунтозацепы, иногда их называют блоками, щелевидные разрезы грунтозацепов и дорожек протектора,  очень тонкие щелевидные разрезы, которые принято называть ламелями.

Дорожка протектора

Дорожка протектора - это непрерывное резиновое кольцо (пояс), через которое шина взаимодействует с дорогой, или совокупность грунтозацепов, которые своим последовательным расположением по окружности шины образуют прерывистое кольцо.

Грунтозацепы

Грунтозацепы - отдельные фрагменты протектора. Могут быть любой формы - от ромбов и прямоугольников до различных многогранников с острыми ступенчатыми кромками. Ровные края грунтозацепов увеличивают шум при движении, вызывают в шине вибрацию. Грунтозацепы сложной формы каждым своим уголком улучшают сцепление с дорогой, но ухудшают характеристики качения. Если от шины не требуется особых свойств по проходимости, то предпочтительнее протекторы с грунтозацепами скругленных форм, частично перекрывающие себя при образовании беговой дорожки. При движении нагрузка от одного грунтозацепа плавно передается другому.

Поперечные (радиальные) канавки

Поперечные канавки предназначены для отвода загрязнений от центра к краям пятна контакта. Чем канавки шире, тем лучше отвод, но характеристики качения ухудшаются. Лучше, когда эти канавки расширяются от центра протектора к плечевой зоне. Кромки поперечных канавок улучшают сцепные характеристики.

Продольные канавки

Продольные канавки собирают загрязнения от поперечных, повышают стойкость шины к аквапланированию на мокрой дороге. Их края повышают сопротивляемость шины боковому заносу, что наиболее ценно для управляемых колес автомобиля. Но чем больше продольных канавок, особенно прямолинейной формы, тем больше сокращаются сцепные характеристики шины. У зигзагообразных продольных канавок эти свойства проявляются в меньшей степени, но отвод воды будет меньше из-за повышенного гидравлического сопротивления.
Для зимних шин желательно, чтобы все канавки немного сужались книзу. Это облегчает самоочищение протектора от снега и грязи. Когда на дороге лежит рыхлый снег, то по задним шинам впереди идущих автомобилей, когда они притормаживают перед светофором, можно увидеть, что некоторые протекторы выходят из пятна контакта почти очищенными, другие - с налипшей снежной лентой. Значит, в пятне контакта эти шины будут работать по-разному.

Щелевые прорези (ламели)

Ламели своими краями улучшают сцепление шины с дорогой. Создателем ламелей считается компания «Michelin». Сейчас практически все заводы делают свои шины с ламелями. Большое количество ламелей позволяет улучшить сцепление шин на участках дороги, покрытых водой, в поворотах. Первоначально ламели были одиночными и ровными. Затем Y-образными. Для нового высокого грунтозацепа достаточно одного разреза (ножка Y). По мере износа протектора на грунтозацепе проявятся две ламели. Затем выяснилось, что рассечение грунтозацепа ровными прорезями создает дополнительное нежелательное трение между частями грунтозацепа. Был сделан резкий поворот к зигзагообразным ламелям. Недавно Michelin представила так называемую каплеобразную ламель, позволяющую сохранить сцепные свойства шины при частичном износе протектора.


Кто в команде лучший?

Создание рисунка протектора - это сложнейший труд разработчиков. Абсолютную истину о шине могут дать только ее реальные испытания или специальные ездовые тесты, проведенные независимыми организациями. Остается полагаться на чужой, но лучше на свой опыт и знания.

Наиболее распространенные типы рисунка протектора
рисунок протектора  для передних колес рисунок протектора рисунок протектора для ведущей оси Зимний ламелизированный протектор
Рисунок протектора для передней оси автомобиля. Отвод воды происходит в основном по продольным канавкам

Более простой протектор, отвод для воды удовлетворительный, но торможение на скользкой дороге может оказаться проблематичным Рисунок протектора для ведущей оси - сплошные блоки и поперечные водоотводящие канавки


Зимний ламелизированный протектор




Проследим свойства типовых рисунков протектора - от наиболее рельефного (зимнего) до гладкого (летнего) на примере «линейки» шин одного производителя . Свойства резиновых смесей не учитываются. Если каким-то производителем резиновая смесь сделана не совсем удачно, то никакие супермодные рисунки шину не улучшат.

Все плюсы и минусы по каждому протектору изложить невозможно - будет много повторов. Отмечаются наиболее характерные черты протектора, причем только по внешним признакам. У какого-либо похожего рисунка другого производителя, но с особым рецептурным составом резиновой смеси, свойства могут оказаться противоположными.

Рисунки протектора приведены как для тяжелых, так и для малотоннажных автомобилей. При рассмотрении зимних рисунков протектора будут ссылки на шипы противоскольжения, но без подробностей об их эксплуатации.

рисунок протектора для дорожной и строительной техникиШ1 Агрессивный рисунок протектора для строительной или дорожной техники в условиях пересеченной местности, для плохих дорог, для дорог в распутицу или с неутрамбованным снегом.

По широким поперечным канавкам часть загрязнений легко выдавливается из пятна контакта. Остальное «месиво» прессуется, и грунтозацепы получают хорошую отталкивающую основу. На жестких неровных или замерзших грунтах при больших нагрузках (крутящий или тормозной момент) грунтозацепы не разорвутся, так как они сплошные, без прорезей.

Ошиповка возможна, но будет эффективна на ровных заснеженных покрытиях. В тяжелых дорожных условиях шипы будут быстро вырваны из гнезд посадки. Площадь непосредственного контакта резины протектора с дорогой снижена из-за значительного его расчленения широкими дренажными канавками. Применение таких шин сопровождается повышенным уровнем шума при движении и расходом топлива.

протектор для зимних шинШ2 Свойства протектора схожи с предыдущей шиной. Хорошее сцепление на заснеженных, загрязненных дорогах. Отсутствие ламелей позволяет использовать шины без опасения разрыва грунтозацепов на дорогах средней тяжести. Но резкое торможение на очищенных дорогах может создать определенные неожиданности.

Ошиповка возможна. Для этого есть заводские отверстия (что всегда предпочтительней). Но количество шипов предусмотрено небольшое. В пятне контакта будет примерно 8 шипов, поэтому эффект от них может быть переменчивым.

Для очень тяжелых дорожных условий грунтозацепы по краям протектора недостаточно массивны в продольном измерении.

протектор для грузовых автомобилей и автобусов для зимних дорогШ3 Рисунок протектора для грузовых автомобилей и автобусов для зимних дорог с хорошим покрытием.

Расчлененность грунтозацепов центральной дорожки улучшает сцепные свойства шины на очищенных дорогах.

Ошиповка возможна.


Журнал "Коммерческий транспорт" №2/2007,
"Линии жизни протектора",
автор статьи В. Янчевский