Грузозахватные приспособления являются неотъемлемой частью механизмов подъема грузов. Благодаря своим функциональным качествам они нашли широкое применение в строительстве. Грузозахватные приспособления в общем случае являются вспомогательными устройствами грузоподъемных машин, с помощью которых захватывают груз, удерживают его при различных перемещениях и осуществляют разгрузку.
Для непосредственного захвата груза используют крюки, которые при необходимости дополняются другими приспособлениями. Выбор грузозахватного приспособления определяется свойствами, размерами, формой и массой перемещаемых грузов, а также характером производственного процесса.
Грузозахватные приспособления разделяют на две группы: съемные, навешиваемые на крюк крана, и съемные, закрепляемые на монтируемых конструкциях. Захваты выполняют механическими, электромагнитными и вакуумными.
Стропы относятся к наиболее распространенным грузозахватным приспособлениям. Они бывают канатными, цепными и текстильными.
Канатные стропы
Канатные стропы
имеют грузоподъемность до 130т. Их эксплуатация возможна при температуре от -60 до 100-150 °С (в зависимости от исполнения). Стропы изготовляют следующих типов: одно-, двух-, трех- и четырехветвевые; а также универсальные.
Универсальный строп - это канатная петля. Концы каната в ней соединены с помощью сплетки или сжимов. Универсальный облегченный строп выполнен в виде отрезка каната, на концах которого закреплены крюки, скобы, серьги или карабины. Шестиветвевой строп для железобетонных плит, панелей снабжен уравнительными блоками.
|
Для ускорения расстроповки перемещаемых конструкций стропы оснащают штырьевыми замками с дистанционным управлением. Их называют полуавтоматическими.
Принцип действия такого стропа заключается в следующем: строп 6 соединяют с вилкой 9 или навешивают на ролик 2, размещенный на запорном штыре 3. Штырь входит в стакан 4 и упирается в пружину 8. Строп подвешивают на крюк крана серьгой 1. Рабочий на перекрытии с помощью канатика 5 выдергивает штырь 3 замка и освобождает строп б вместе с монтируемой конструкцией 7 от крюка 11 крана или при ударе скобы 9 замка 12 о конструкцию 7. |
|
Полуавтоматическая стропа со штырьевым замком |
Полуавтоматическая стропа со штырьевым замком |
|
Многоветвевые стропы: а - двухветвевой, б - четырехветвевой |
Простые и уравновешивающие многоветвевые канатные стропы применяют при перемещении панелей, блоков, лестничных маршей, снабженных петлями или проушинами.
Одно-, двух-, трех- и четырехветвевые грузовые канатные стропы состоят из канатных ветвей 3 и подвески. Подвеска включает в себя скобу 1, в которой петли стропов предохранены от выпадения ограничителем и планкой, соединенными болтом. Канатная ветвь представляет собой отрезок каната, на концах которого образованы петли на коушах и чалочные крюки 4 с предохранительными замками.
Для подъема лестничного марша применяют строп с удлинителем.
При использовании многоветвевых стропов разной длины угол наклона между ветвями должен быть не более 90°. Петли стропов при навеске их на крюк крана сопрягаются кольцами или скобами. Двухветвевые стропы с распоркой предназначены для подъема строительных конструкций с различной массой в процессе их погрузки, выгрузки и монтажа.
Цепные стропы
Цепные стропы
предназначены для подъема и перемещения различных грузов в самом широком диапазоне температур: от -60 до 400 °С. Цепные стропы по сравнению с канатными обладают значительно большей долговечностью, ремонтопригодностью, безопасностью в работе, обеспечивают широту и удобство применения. Благодаря гибкой конструкции цепных стропов возможны любые способы строповки, их используют при наличии открытого огня, в кислой среде, с их помощью можно без специальной защиты перемещать грузы с острыми кромками. По желанию заказчика цепные стропы комплектуются ограничителями длины ветви.
Текстильные стропы
|
Текстильные стропы |
Текстильные стропы (круглопрядные и ленточные), выполненные из синтетических материалов, в последнее время получают все большее распространение при выполнении работ по перемещению самых различных грузов. Расширение сфер применения текстильных стропов обусловлено тем, что они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными канатными и цепными стропами, например легкостью, гибкостью, устойчивостью к агрессивным средам.
Стропы изготавливаются из высококачественных полиэфирных химических волокон, которые кроме прочности и высокой устойчивости к истиранию, имеют целый комплекс уникальных свойств:
-
допустимая рабочая температура от -80 до 100 °С;
- стойкость к воздействию нефти, органических и неорганических растворителей, большинства кислот, щелочных растворов, морской воды, плесени;
- высокое электрическое сопротивление;
- относительное удлинение при максимальной нагрузке составляет не более 4% от первоначального размера;
- нечувствительность к влаге (впитываемость не более 4% при температуре +20 °С).
Эксплуатация текстильных стропов позволяет защитить перемещаемый груз от механических повреждений. Кроме того, текстильные стропы значительно безопаснее в работе по сравнению с канатными за счет отсутствия торчащих металлических проволочек каната и благодаря тому что продольно расположенные основные несущие волокна при разрыве разрушаются в направлении приложения усилия. Для защиты текстильные стропы комплектуются дополнительными защитными рукавами и предохранительными накладками.
Ленточные стропы изготавливаются из термофиксированной ленты. Термофиксация позволяет получить плотную структуру несущей ленты и препятствует проникновению в нее в процессе эксплуатации инородных тел, что увеличивает срок службы стропов. Лента с одной стороны имеет тканую основу с дополнительной защитой от истирания, с другой - полиуретановый слой для предохранения от острых кромок. Часто полиуретановый слой снабжается дренажными канавками для мокрых и маслянистых поверхностей, а еще один слой имеет стальные пластины, создающие гибкую армированную поверхность. Кромки ленты укреплены от износа Hi-Tech-волокнами, предотвращающими разрыв ленты. Грузоподъемность ленточных стропов достигает 100т.
Круглопрядные стропы имеют форму кольца, состоящего из несущего сердечника и защитного кожуха, который не только позволяет защитить внутренние волокна сердечника от повреждения, но и сохраняет их в параллельном положении. Высокая устойчивость к истиранию и хорошие теплоизоляционные свойства защитного рукава устраняют тепловой эффект трения, возникающий в месте затяжки петли стропа при подъеме груза. Форма в виде замкнутой петли гарантирует длительный срок службы стропа, поскольку равномерность износа происходит из-за изменения постоянного места контакта стропа с грузом и крюком крана.
При организации и выполнении погрузо-разгрузочных и монтажных работ изделий нестандартной, сложной и пространственной конфигурации, длинномерных грузов не всегда возможно применение различных видов стропов. В этих случаях используются траверсы, которые являются промежуточным элементом между грузовым крюком и грузом. Целесообразность использования траверс при перемещении и монтаже обусловлена габаритами и размерами груза и высотой подъема грузоподъемного механизма.
|
Траверсы:
а) балочная, б) ферменная;
1 - крюк, 2 - балка, 3 - балансирный строп, 4 - чалочный крюк, 5 - ферма |
Траверсы изготовляют балочными и ферменными, сварной или сборной металлоконструкции. Грузы присоединяют к траверсе в нескольких местах с помощью подвешенных к ней стропов. Канатные стропы для захвата грузов оканчиваются крюками или штырьевыми замками. Траверсы, в которых балансирные стропы огибают ролики, закрепленные на балке (ферме), называют балансирными. Их используют при подъеме грузов, у которых точки захвата расположены на разных уровнях. С помощью траверс перемещают крупноразмерные, в том числе длинномерные конструкции, две-три стеновые панели, перегородки. При этом уменьшается высота подвеса груза, снижаются сжимающие усилия в поднимаемом элементе, растягивающие усилия в стропах, изгибающие - в монтажных петлях.
Уравновешивающиеся балансирные траверсы применяют для подъема тяжеловесных элементов двумя кранами, когда необходимо распределить нагрузку соответственно их грузоподъемности. Особо габаритные, пространственные конструкции поднимают системой траверс, подвешенных через блоки к основной ферменной траверсе.
Места подвешивания траверсы на грузовой крюк крана имеют несколько исполнений. Самые распространенные: за центр траверсы, за несколько точек посредством пространственного двух-, трех- или четырехветвевого съемного или входящего в конструкцию траверсы стропа. Подвешивание за центр траверсы дает возможность работы в условиях ограничения по высоте, так как она навешивается непосредственно на грузовой крюк подъемного механизма без переходных такелажных и строповочных элементов. Недостаток конструкции: при изготовлении необходимо проводить балансировку для ее равновесия в пространстве, при перемещении груза возможно смещение центра тяжести, нестабильная ориентация в пространстве, существует возможность потери равновесия груза и его перекоса. Для исключения и предотвращения подобных случаев применяются траверсы с двумя и более такелажными точками.
ЗАХВАТЫ, ПОДХВАТЫ, КОНДУКТОРЫ |
Захваты и подхваты используют для подъема и перемещения труб, тавровых и двутавровых железобетонных и стальных балок. Захваты можно подвешивать непосредственно на крюк крана. Более совершенны автоматические и полуавтоматические захваты, которые применяют для перемещения пакетов с кирпичом, труб, проката, бревен. Конструкция захватов может разрабатываться специально для конкретного груза. Также существует ряд типовых решений.
|
Зажимной клещевой захват |
|
Эксцентриковый зажим |
|
Захват для подъема пакета листов |
Клещевые захваты выполняются как рычажные системы в виде ножниц, рычаги которых имеют свободные концы, захватывающие груз или элемент груза. Прямоугольные клещи применяют для надежной транспортировки прямоугольных высококачественных грузов с двумя параллельными вертикальными поверхностями. Поэтому щечки захвата снабжены резиновым покрытием. В открытом положении захват может быть с помощью блокировки зафиксирован.
Клещи для транспортировки плит, пластин, досок и пр. применяются для подъема, перемещения и вертикальной транспортировки деревянных, опилочных и пластмассовых плит. Клещи снабжены в районе захвата защитным покрытием, что гарантирует бережную транспортировку.
Захваты зажимного типа удерживают груз за счет его зажима в рабочих органах захвата. Рабочие органы захватов вилочного типа располагаются непосредственно под грузом или проходят в монтажные петли, отверстия груза или поддона, на котором он расположен.
Захваты коромыслового типа удерживают груз с помощью несущего элемента-коромысла, воспринимающего массу груза. Коромысловые захваты применяют для подъема грузов, имеющих сквозные отверстия, под которые можно разместить несущее коромысло захвата.
Захваты эксцентрикового типа - это универсальные устройства, закрепление поднимаемого груза в которых осуществляется между одним или двумя эксцентриками, в основном применяются для захвата и перемещения плоских грузов как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.
В струбцинных захватах колодка закреплена на шариковой опоре и представляет собой подвижный подпятник. Захват закрепляется ручным усилием на поднимаемом материале, при тяговом усилии подпятник смещается и «заклинивает» материал в захвате. Струбцинные захваты применяются для вертикальной и горизонтальной тяги, подъема, поворота листовой стали, балок, стальных конструкций, при работах по стягиванию, натяжению, позиционированию, транспортированию стальных конструкций.
Клиновые захваты удерживают груз за счет заклинивания рабочего органа захвата в отверстии груза. У штырьевых захватов закрепление поднимаемого груза выполняется с помощью штыря (пальца), который закрепляется в отверстиях груза.
У захвата для горизонтальной транспортировки пакетов листового металла благодаря растру обойма с эксцентриком фиксируется на корпусе под необходимую ширину зева. Захват-клемма с замыкающим устройством применяется попарно для горизонтальной транспортировки листов металла, в том числе прогибающихся, не в паре -для позиционирования грузов, объектов.
Захваты для ящиков давят при поднятии с помощью шин зажима под прочный край контейнера. После постановки на землю блокировка западает самостоятельно и держит захват открытым. Переворачивающийся захват для ящиков позволяет не только транспортировать штабельные ящики, но и разгружать их на весу.
Переворачивающийся захват для бочек (для обслуживания одним человеком) служит для подъема, переворота и дозируемой разгрузки различных видов бочек. Посредством бесступенчатого свободного захвата бочки могут быть захвачены без набрасывания клещей в любом положении. Переворот бочки обеспечивается ручной коленчатой рукояткой (червячная передача). Благодаря плавному неограниченному захвату клещи могут держаться открытыми на любой ширине и мягко наводятся на бочку. Это облегчает подвешивание в центре тяжести и гарантирует бережный захват груза.
Зажим для балок особенно подходит для вертикальной транспортировки и для загрузки и разгрузки балок. Надежная фиксация с помощью натянутой пружины крепко удерживает захват на перемещаемом грузе также и без растягивающей нагрузки. Благодаря рычагу захватывающие щечки легко открываются и закрываются, а в открытом состоянии фиксируются. Разновидность упомянутого зажима используется для вертикальной транспортировки балок, жести, двутавра и т.д. За счет движения прилагающейся подвесной проушины при транспортировке балок фланцу придается горизонтальное положение.
|
Установка подъемного электромагнита на стреловом кране |
Для перемещения металлических листов, уголков, балок, строительных металлических конструкций успешно применяют подъемные электромагниты, исключающие необходимость строповки. Электромагнит навешивают на крюк крана. Возможно изготовление грузовых электромагнитов следующих типов: круглых, для перемещения металлопроката, скрапа, стружки, металлолома и т.д.; прямоугольных, для перемещения длинномерных грузов: листов, блюмсов, рельсов, слябов; специального назначения. Для подъема длинномерных грузов два электромагнита размещают на траверсе, подвешиваемой к крюку крана.
Электромагниты питаются постоянным током, подаваемым к ним по гибкому кабелю от умформера, установленного на кране. Грузоподъемность магнита зависит от воздушного зазора между грузом и полюсами электромагнита, а следовательно, от характера поднимаемого груза. Наибольшую притягивающую силу электромагниты имеют при контакте с плитами, листами, болванками. При работе с сортовым металлом (уголками, трубами и др.) притягивающая сила, а, следовательно, грузоподъемность резко снижается.
Для подъема немагнитных листовых грузов, например перегородочных плит, фанеры, листового стекла, бетонных изделий, применяют вакуумные грузозахватные устройства, выполняемые в виде вакуумных присосов диаметром до 400 мм, с легким резиновым ободом, из полости которых вакуумными насосами удаляется воздух. Эти устройства используют непосредственно для подъема небольших по площади грузов. При работе с крупногабаритными грузами применяют несколько навешиваемых на траверсу захватов. Вакуумный насос и управляющая аппаратура располагаются в этом случае на траверсе и управляются дистанционно при помощи электромагнитных пускателей и электрозолотников на воздушных линиях.
В строительстве, особенно на погрузочно-разгрузочных и складских работах, применяют коромысловые, крюкообразные, вилочные (лапчатые) подхваты. Кранвилы с переставными лапами позволяют изменять расстояние между лапами и высоту.
Кондукторы предназначены для временного закрепления и выверки элементов при монтаже каркасно-панельных жилых зданий и колонн промышленных зданий. Конструкция одиночных кондукторов различная: для закрепления колонн в стакане фундамента и для установки колонн на оголовки ранее смонтированных колонн. При монтаже многоярусных колонн многоэтажных зданий используют групповые кондукторы на четыре колонны в виде так называемого рамно-шарнирного индикатора. Кондукторы позволяют значительно сокращать время работы монтажного крана, повышать безопасность выполнения операций.
Журнал "Строительная техника и технологии" №4/2007
"Захватчики",
автор статьи В.Васильев
|