Машины для механизированной уборки дорог советская промышленность
освоила в 30-х годах прошлого столетия, а вот на тротуарах главным
действующим лицом долгое время оставался дворник с лопатой и метлой.
|
Для облеччения труда оператора на ПТ-4
имелась двухколесная тележка, на которую он вставал при движении
машины.
|
Только в 50-х годах появились первые машины для содержания
тротуаров, дворовых территорий и внутриквартальных проездов. В
конце 40-х годов КБ Управления благоустройства города Москвы (УБМ)
получило задание на проектирование тротуароуборочных машин и приступило
к созданию техники, доселе не известной в Советском Союзе.
Одними из первых отечественных тротуароуборочных машин стали ПТ-4
и ПТ-5. Базой для них послужил садово-огородный трактор СОТ,
созданный в 1947-1948 гг. при участии Всесоюзного института сельскохозяйственной
механики. На одноосный трактор с мотором мощностью 3 л.с. навешивалось
плужно-щеточное (ПТ-4) или подметально-уборочное (ПТ-5) оборудование.
В зимнем варианте в передней части трактора устанавливался одноотвальный
плуг, а в задней - щетка. Плуг и щетка выполнялись поворотными и могли
производить уборку как в левую, так и в правую стороны. Поворот осуществлялся
вручную. В летнем варианте рабочими органами были две конические лотковые
щетки и цилиндрическая щетка-подборщик, собирающая смет в 50-литровый
бункер. Обеспыливание происходило водой, подаваемой из 75-литрового
бака с помощью шестеренного насоса.
При всех своих недостатках - низкая производительность, малая
транспортная скорость, отсутствие кабины оператора и т.д. - ПТ-4 и
ПТ-5 были вполне способны облегчить труд дворников, однако и та и
другая машины остались опытными образцами, т.к. базовый трактор СОТ
не был поставлен на серийное производство.
Судьба следующих разработок КБ УБМ оказалась более благополучной,
но лишь отчасти.
В первой половине 50-х годов конструкторы вели работу над тремя
моделями машин - Т-1, Т-2 и Т-3. В этот период
наметилась тенденция по созданию тротуароуборочных машин на оригинальном
шасси с использованием мотоциклетных и автомобильных агрегатов. Ярким
образцом нового направления в конструировании была модель Т-1.
Конструктивно машина состояла из одноосного тягача и жестко соединяемого
с ним прицепа. Тягач имел двухдверную одноместную кабину, в которой
слева от водителя размещался бензиновый двигатель с воздушным охлаждением
мощностью 14 л.с. Прицепов было несколько: зимний, летний и самосвальный
(с трехсторонней и задней разгрузкой). Машина имела также навесное
сменное оборудование: лотковую щетку, снежный плуг, шнекороторный
снегоочиститель, скребковый скалыватель льда, кусторез и даже поддон
для мусорных контейнеров. На зимнем прицепе помещались пескоразбрасыватель
и щетка, на летнем - подметально-уборочное оборудование. Заметьте,
практически все модефикации Т-1 отличались друг от друга дизайном
кабины.
|
|
|
|
Скалыватель льда Т-1-СК
|
Шнекороторный снегоочиститель на базе Т-1
|
Подметально-уборочная машина Т-1-Л
|
Т-1 для перевозки мусорных контейнеров |
|
Машина Т-1-З производит посыпку песком
|
Экспериментально-механический завод Управления благоустройства г.
Москвы вкупе с КБ УБМ изготовил партию машин с разными прицепами и
навесным оборудованием, однако практически все они, кроме варианта
с зимним прицепом и плутом, не вышли за пределы стадии опытных образцов.
Опытно-промышленная партия зимних тротуароуборочных машин, получивших
обозначение Т-1-3 впервые вышла на уборку столичных тротуаров
в зимний сезон 1958-1959 гг. Зимой 1959-1960 гг. этими машинами
убиралось уже 700 тыс. м2 тротуаров. Опыт показал, что наиболее эффективной
являлась уборка колонной. Однако выявились и трудности механизированной
уборки - это выступающие детали фасадов зданий, деревья, столбы и
т.д. В этом случае на помощь могла прийти машина меньших габаритов
и большей маневренности.
|
Тротуароуборочная машина
Т-2
|
Такой машиной как раз и стала Т-2, которая была создана на
шасси грузового мотороллера ТГ-200. Первоначально ее спроектировали
в открытом варианте, но потом решили, что для зимних работ, а именно
для них предназначалась машина, лучше сделать закрытую кабину, которая,
правда, была без отопления. Внешний облик обрел цивильный автомобильный
вид.
Руль мотоциклетного типа также заменили на автомобильный, модного
в те годы белого цвета. Спереди было установлено два ведущих колеса,
сзади одно управляемое. Машина отличалась исключительной маневренностью,
радиус поворота составлял всего 1,5 м. На Т-2 устанавливалось только
плужно-щеточное снегоочистительное оборудование.
ЭМЗ УБМ выпустило опытную партию таких машин.
|
Тротуароуборочная машина Т-3
|
Наиболее жизнеспособной моделью оказалась тротуароуборочная машина
Т-3, выполненная на базе автомобиля высокой проходимости ГАЗ-69,
в разработке которой, помимо КБ УБМ, участвовало ПКБ Академии коммунального
хозяйства. Первоначально Т-3 существовала только в зимнем варианте
с плужно-щеточным оборудованием, впоследствии была создана машина
Т-ЗПУ для подметания тротуаров летом.
Серийный выпуск Т-3 в 1960 году освоил 3-й авторемонтный завод Управления
авторемзаводов г. Москвы. Он продолжал изготовление ее модификаций
вплоть до 1972 года, когда сняли с производства базовый ГАЗ-69. Первые
машины имели, кроме снегоочистительного оборудования, еще и пескоразбрасывающее,
но вскоре от него отказались, т.к. грузить 0,45-кубовый бункер песком
на пескобазе было нерационально, а загружать его вручную на высоту
2,13 м было трудоемко.
|
Тротуароуборочная машина
Т-ЗПУ
|
Серийные подметально-уборочные машины Т-ЗПУ, спроектированные
КБ УБМ, появились на столичных тротуарах в 1966 году, хотя акт приемки
этих машин был подписан компетентной комиссией еще в 1964-м. Базовый
газик оборудовался двумя лотковыми щетками, расположенными в базе
автомобиля, и главной цилиндрической щеткой, установленной сзади машины.
Собранный мусор подавался в бункер, установленный за кабиной водителя,
отгороженной герметичной перегородкой. Для предотвращения пыления
при подметании Т-ЗПУ имела систему увлажнения. В зимнее время лотковые
щетки демонтировались и на машину навешивались плуг и цилиндрическая
щетка в базе автомобиля. Так же как и Т-3, машина оснащалась цельнометаллическим
кузовом. Ввиду большой перегрузки по массе передние и задние рессоры
автомобиля усиливались, а задние колеса размером 6,5x16 заменялись
на 8,25x15. Большой перегруз машины стал причиной того, что ее не
удалось согласовать с изготовителем базового шасси - Ульяновским автозаводом,
поэтому приемочная комиссия разрешила эксплуатацию Т-ЗПУ только в
Москве. Такой серьезный недостаток все же не стал препятствием для
серийного производства машины, она продержалась в производстве 3-го
АРЗа до 1972 года.
|
Кусторез Т-10-К
|
Возвращаясь к модели Т-1, стоит сказать, что, поскольку ее конструкция
не отличалась совершенством, конструкторы КБ УБМ параллельно с проведением
испытаний машины вели работу по ее улучшению. Так появился более совершенный
вариант Т-10. Передний ведущий мост Москви-ча-407 был заменен
на мост от ГАЗ-69, а цепная передача привода моста - на цилиндрический
редуктор. Изменилась форма кабины, она стала более обтекаемой и технологичной.
Вместо плоских лобовых стекол устанавливались панорамные и т.д. В
целом машина стала более надежной и технологичной. Для нее также была
создана практически вся гамма прицепов и навесного оборудования, примененных
на Т-1, но серийно Т-10 (по некоторым данным, изготовлена партия около
200 штук) выпускалась ЭМЗ УБМ только с зимним прицепом..
|
Опытная тротуароуборочная машина Т-4
|
Вообще в 50-60-х годах КБ УБМ вело активную работу по созданию
различных тротуароуборочных машин на оригинальных самоходных шасси.
На рубеже 50-60-х годов появилась на свет подметально-уборочная
машина Т-4, предназначенная для летней уборки (шириной до
3 м) тротуаров. Ее основу составляло трехколесное неподрессоренное
шасси без кабины. Переднее колесо было управляемым, задние - ведущими,
имевшими привод от двигателя мотороллера Т-200. Машина имела ряд
серьезных недостатков - быстрое загрязнение фильтров, перегрев двигателя,
нестабильная работа обеспыливающей системы, - поэтому ЭМЗ УБМ изготовил
только опытный образец. Разновидностью машины Т-4 являлась Т-5Э,
главным отличием которой был электропривод ходового и рабочего оборудования.
Источником питания служил 40-вольтовый аккумулятор, приводивший
в действие электромотор. Т-5Э также обладала существенным набором
минусов. К недостаткам подметального и обеспыливающего оборудования,
унаследованным от Т-4, добавились большая масса аккумулятора, сложность
его обслуживания, необходимость частых подзарядок (через каждые
2 ч работы). Т-5Э также воплотился только в опытном образце.
Еще одним любопытным проектом, воплощенным в 1965 году КБ
УБМ, была универсальная машина Т-30 для круглогодичного содержания
тротуаров. Машина состояла из компактного короткобазового тягача,
прицепов и навесного оборудования. Четырехколесный тягач с задними
ведущими и передними управляемыми колесами был создан на базе агрегатов
автомобиля Запорожец ЗАЗ-965. Т-30 имела одноместную кабину с хорошим
обзором, сзади которой размещался двигатель. Мощность от двигателя
передавалась на прицеп посредством обкатного редуктора и карданного
вала, соединявшего обкатной редуктор с рабочей трансмиссией прицепа.
Прицеп мог работать при любом допускаемом машиной угле поворота.
Для установки навесных агрегатов спереди тягача располагалась подъемная
рамка, управляемая гидроцилиндром. К тягачу прилагался комплект
навесных и прицепных механизмов - оборудование для очистки от снега,
состоящее из навесного поворотного плута и прицепной поворотной
щетки, навесной шнеко-роторный механизм, оборудование для летнего
подметания, включающее навесную лотковую щетку с системой увлажнения
и прицепной подметально-уборочный механизм, поливомоечное оборудование,
в комплект которого входили навесная насосная установка с соплами
и прицепная цистерна. Также тягач мог комплектоваться самосвальным
и пескоразбрасывающим прицепами.
|
|
|
Т-30ПМ с поливомоечным прицепом
|
Т-30С с самосвальным прицепом
|
Работа Т-30П совком и щеткой
|
Широкий комплект сменного оборудования позволял использовать Т-30
на всех технологических операциях по уборке тротуаров. К сожалению,
количество присущих машине недостатков перевесило число достоинств,
и машины в комплекте тягач, навесной плуг, прицепная щетка и поли-вомоечный
прицеп были изготовлены партией в 30 штук 4-м АРЗом Управления авторемзаводов
Мосгорисполкома.
В рассматриваемый период было создано еще несколько моделей тротуароуборочных
машин разными разработчиками и изготовителями.
В 50-х годах инженером Р.Н. Улановым создана серия тротуароуборочных
машин со сменным оборудованием на базе мотоциклетных агрегатов ТУМ-57,
освоенных в серийном производстве Ленинградским литейно-механическим
заводом. С помощью этой машины выполнялись различные работы - подметание
цилиндрической щеткой, сгребание снега плугом, посыпка песком, поливка,
а также перевозка различных грузов в самосвальном кузове. Перечень
сезонного оборудования навешивался на трехколесную машину. В поливомоечном
варианте к тягачу прицеплялась одноосная цистерна. Простота машины
и легкость управления позволяли без особого труда обучать дворников
работе на ней. ТУМ-57 работали в Ленинграде, Москве и других городах
Советского Союза. Всего было выпущено около 6000 таких машин. Р.Н.
Уланов продолжал совершенствовать машину. Он создал опытные образцы
ТУМ-59, ТУМ-60 и ТУМ-61, которые, однако, не были запущены в серию.
|
|
|
ТУМ-57 с плугом и самосвальным кузовом
|
ТУМ-57 сс щеткой
|
ТУМ-57 с поливомоечным оборудованием
|
Достаточно широкое распространение получила созданная в первой
половине 60-х годов тротуароуборочная машина ТУМ-975, которая
являлась одной из наиболее совершенных серийно выпускаемых машин.
|
Тротуароуборочная машина ТУМ-975
|
Ее проект разработал Завод автомобильных кузовов Минавтопрома СССР,
а производство освоено на заводе "Красный путь", входящем
в МПС. ТУМ-975 имела оригинальное трехосное шасси с передней ведущей
осью и задним сдвоенным управляемым колесом. Привод осуществлялся
от мотора автомобиля Москвич, сначала 407-й модели, а затем 408-й.
На шасси устанавливалась весьма комфортабельная отапливаемая кабина.
Двигатель, расположенный за кабиной, и агрегаты закрывались кузовом,
представлявшим собой единую с кабиной эстетически привлекательную
конструкцию. Машина предназначалась для зимней и летней уборки тротуаров.
Зимой на нее устанавливалось плужно-щеточное и пескоразбрасывающее
оборудование, летом - подметально-уборочное. Подъем и опускание рабочих
органов выполнялись гидроцилиндрами.
При имеющихся недостатках (неудобная выгрузка смета, заклинивание
шнека и т.д.) тротуароуборочная машина ТУМ-975 долго продержалась
в серийном производстве. Опытная партия в количестве 10 штук вышла
из ворот Завода автомобильных кузовов в 1963 году. Впоследствии ее
выпуск наладил завод "Красный путь", где вплоть до 80-х
годов ежегодно изготовливалось примерно по 30 ТУМов.
|
|
Т-469А
|
КО-709
|
Тротуароуборочная машина Т-469А стала последней модефикацией
на базе легкового автомобиля.
Работу над КО-709 ВНИИ коммунального машиностроения вел в конце
70-х - начале 80-х гг., но машина так и не пошла в серию.
В 70-х годах умами конструкторов завладела новая тенденция. Предпочтение
было отдано тротуароуборочной технике на базе серийных колесных сельскохозяйственных
тракторов. На тракторы ЛТЗ, МТЗ и ВТЗ, в зависимости от времени
года, навешивались либо плуг и щетка, либо поливочная арматура и насос
в комплекте с прицепом-цистерной. Как отголоски прошлого, изредка
появлялись новые модели на автомобильном или оригинальном самоходном
шасси, но большинству из них суждено было остаться опытными образцами.
По материалам специализированного журнала "Строительная техника
и технологии".
С разрешения редакции использованы материалы статьи
"Эпоха динозавров" из истории дорожной техники, автор В. Новиков.,
№ 6(400)2005
|