Главная
> Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №98. Статья №1.
Передовые виды
ЛИЗИНГА
в России
|
АО "Михневский РМЗ" СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ЛИЗИНГОВЫЕ СХЕМЫ ПРОДАЖ |
| |
|
Баровые
машины на базе МТЗ-80/82, ДТ-75, Т-170 Зимние и летние цепи |
Трубоукладчики и ремонтно-строительные
машины на базе ДТ-75, Т-170, Т-150К |
Дорожные фрезы МДФ и ФДН на базе МТЗ-80/82 |
|
|
|
Водоотливные установки
на базе ДТ-75, МТЗ-80/82 | Мобильные
сварочные установки на базе МТЗ-80/82 и ДТ-75 |
Подметально- уборочные машины на базе МТЗ-80/82 |
Следом за финансовым лизингом в России все чаще стали использоваться схемы лизинга, широко распространенные в западных странах. Уже сегодня многие компании активно внедряют скоринговую систему лизинга дорожно-строительных машин, оперативный лизинг, операционный лизинг, «связанное финансирование». Рассмотрим подробнее эти «экзотические» виды лизинга и проследим, насколько хорошо получается адаптировать их к российским реалиям.
Лизинг — один из наиболее эффективных инструментов обновления основных средств российских предприятий.
Это обусловлено целым рядом факторов:
- государство предоставляет налоговые льготы при приобретении имущества в лизинг: при установлении амортизации на предметы лизинга используется коэффициент 3, позволяющий в три раза быстрее амортизировать основные средства, снижая затраты по налогу на имущество и налогу на прибыль.
- лизинговые компании более гибко, чем банки, подходят к рассмотрению клиента и к самой сделке. Они зачастую, закрывают глаза на не слишком хорошее финансовое состояние клиента, если он приобретает ликвидное оборудование, могут устанавливать сезонность. Это связано с тем, что риски лизинговых компаний ниже, чем у других финансовых групп, так как право собственности на объект лизинга принадлежит лизингодателю до окончания срока лизинга и уплаты всех платежей.
- лизинговая компания может предоставить целый ряд дополнительных услуг, таких как регистрация в ГАИ БДД или Гостехнадзоре на свое имя, страхование по довольно низким корпоративным тарифам, организация доставки и таможенного оформления оборудования и т. д.
Лизинг строительной техники (в том числе дорожно-строительной) — один из самых динамично развивающихся сегментов рынка. Существенный рост в общем объеме лизинга привел к увеличению конкуренции между лизинговыми компаниями, и как следствие - к появлению специальных программ, все более выгодных для лизингодателей.
|
Елена Мягкова, начальник управления общественных связей ОАО «Международный банк Санкт-Петербург»:
- Перспективы развития лизинга в России напрямую зависят не только от состояния промышленных предприятий и степени востребованности их продукции, но и от доверия населения к банковской системе, поскольку для финансирования лизинговых услуг банкам и лизинговым компаниям необходимы долгосрочные пассивы, основным источником которых являются накопления населения. Разрабатываемая в настоящее время система страхования депозитов физических лиц призвана обеспечить доверие населения к банкам. Поэтому в будущем рынок лизинговых услуг может получить серьезный толчок к развитию в первую очередь, благодаря банкам, которые станут более активно финансировать такого рода операции. |
|
Скоринговая программа
На данный момент на рынке предлагаются следующие специальные программы: скоринговая программа (срок принятия решения составляет несколько часов), программа приобретения транспорта в лизинг без первоначального взноса или с нулевым удорожанием.
Появление скоринговой системы обусловлено новым подходом к оценке рисков компании. Дело в том, что дорожно-строительные машины являются ликвидным видом предмета лизинга, соответственно, лизинговые компании начинают в меньшей степени учитывать финансовое состояние клиента, так как понимают, что с учетом 20-30% аванса в случае неплатежей и изъятия они смогут оперативно и безубыточно для себя реализовать предмет лизинга на вторичном рынке.
Программы лизинга без первоначального взноса не всегда являются выгодными для лизингополучателя, так как с учетом повышения рисков, соответственно возрастает и процентная ставка по кредиту.
Лизинг с нулевым удорожанием - это не что иное, как маркетинговая уловка. Естественно, что с учетом объемов покупок лизинговой компанией техники, производители предоставляют дополнительные скидки, при учете которых лизингополучатель платит столько же, сколько он бы заплатил, взяв машину в кредит.
Операционный лизинг
Операционный лизинг используется пока только в лизинге автотранспорта, но благодаря быстрым темпам развития рынка в целом можно надеяться, что в перспективе данный вид лизинга появиться в дорожно-строительной отрасли. Его особенностью является то, что при заключении договора лизинга состав лизинговых платежей расширен: в него могут быть включены не только затраты на страхование КАСКО и ОСАГО, плата за регистрацию машину в ГАИ БДЦ и транспортный налог, но и затраты на плановое обслуживание автомобиля (сервисный осмотр, включая замену масла и фильтров, тормозных дисков и колодок, амортизаторов, развал-схождение и т. д.).
Также в состав лизинговых платежей могут быть включены все непредвиденные затраты, связанные с эксплуатацией техники, кроме гарантийных или страховых случаев. Такой продукт наиболее интересен для компаний, имеющих свои парки машин. Причем уже появляется тенденция что-так?к предоставлению лизинговыми компаниями полного спектра услуг: от технического обслуживания и мойки до хранения сезонной резины и т. д.
«Связанное финансирование»
Эту программу можно отнести к классическому финансовому лизингу. Она предполагает привлечение связанного финансирования под приобретение нового иностранного оборудования у производителя. Отличительными чертами данного лизингового продукта являются низкие ставки и длительные сроки по сравнению с российским финансированием. Следует помнить, что в связи с существенно более сложной структурой сделки и большим количеством участников в ней, такие сделки требуют большего времени на принятие решения всем
и сторонами о финансировании проекта и осуществление самой сделки. Тем не менее, в связи с ростом закупок импортной техники российскими компаниями и повышением инвестиционной привлекательности России данный инструмент является достаточно перспективным способом финансирования приобретения дорожно-строительной техники.
|
Альберт Яковлев, финансовый директор компании «Дорожник-92»:
- Мы рассматривали несколько вариантов финансирования для покупки бетонного завода. Была возможность взять деньги в Сбербанке РФ под достаточно хороший процент, либо взять технику в лизинг. Мы воспользовались схемой «связанного финансирования» и получилось значительно дешевле. Большим плюсом для нас было также то, что мы начали платить, когда завод уже реально начал работать, то есть не замораживая средства. Мы просто считаем, и если есть вариант дешевле - почему бы им не воспользоваться? |
|
Оперативный лизинг
Оперативный лизинг (лизинг без перехода права собственности к лизингополучателю по окончании договора лизинга) совершенно новый для России вид лизинга. Еще пару лет назад лизинг можно было считать чисто финансовым инструментом, являющимся альтернативой кредиту, и интересным для клиента, в первую очередь, налоговыми льготами, предоставленными государством, и возможностью получения некоторых дополнительных услуг. При этом лизинговые договоры в обязательном порядке предусматривали переход права собственности по окончании договора лизинга к лизингополучателю, так как лизинговые компании, являвшиеся финансовыми институтами, просто боялись получить назад предмет лизинга через какой-то срок по целому ряду причин.
- лизинговые компании не понимали специфики бизнеса в конкретных отраслях и, соответственно, не знали основных игроков — потенциальных покупателей вернувшейся из лизинга техники.
- в штате лизинговых компаний не было специалистов, умеющих продавать б/у технику и разбирающихся в ней.
- лизинговые компании не имели возможности оценить стоимость приобретаемой техники через несколько лет, опять-таки по причине отсутствия соответствующих специалистов.
- отсутствовало хорошее сервисное обслуживание по ряду видов техники и культура обращения с техникой у клиентов, из-за чего далеко не всегда можно было с высокой долей вероятности предположить, в каком состоянии окажется техника по окончании договора лизинга.
Большинство из этих проблем удалось решить за счет наработанного лизинговыми компаниями за последние годы опыта, позволившего им глубоко вникнуть в специфику отдельных отраслей, оценить перспективы их развития и изучить крупнейших игроков в конкретных сегментах рынка; а также за счет плотного сотрудничества с поставщиками, которые постепенно начинают брать на себя риски снижения цен на предмет лизинга, подписывая договоры обратного выкупа техники, и контроль за состоянием техники в течение срока договора лизинга.
Кроме того, оперативный лизинг становится интересен рынку, так как для него характерны более низкие ежемесячные лизинговые платежи, позволяющие клиентам во многих случаях получать прибыль от приобретенного в лизинг основного средства с самого начала его эксплуатации, не дожидаясь окончания договора.
Как правило, в таком договоре предусматривается возможность выкупа предмета лизинга лизингополучателем по окончании договора лизинга по заранее установленной цене. Это дает клиенту возможность опробовать технику, понять, подходит ли она ему, и если нет, не искать пути избавления от нее, а просто вернуть лизинговой компании ненужную машину.
Также для ряда отраслей (строительство, в частности) характерно четкое понимание загрузки своих мощностей лишь на определенное время. Такие компании осознают, что некая техника им точно будет нужна в течение года или полутора лет, на которые у них есть заказы и заключены договоры, но не могут с уверенностью утверждать: понадобится ли им техника по окончании этого срока, ведь многое зависит от конъюнктуры рынка и их собственного положения на нем. Таким компаниям оперативный лизинг интересен в силу специфики их деятельности.
К сожалению, пока оперативный лизинг большинство компаний предлагают лишь по наиболее ликвидному имуществу, такому как легковой и грузовой автотранспорт, некоторые виды строительной техники. Следует также учитывать, что по ряду видов оборудования подобная услуга не может быть предоставлена в принципе, в силу уникальности такой техники и невозможности последующей реализации на вторичном рынке.
Одной из проблем, мешающих существованию оперативного лизинга, является отсутствие подобного понятия в законодательстве, что приводит к невозможности передачи одного и того же оборудования в лизинг несколько раз.
Журнал "Мир Дорог" №31/декабрь 2007
"Передовые виды лизинга в России",
автор статьи Я. Окатова
|