Вспомнить все!
Так и подмывает начать статью коротким, но очень
актуальным призывом-предостережением гиганта русской мысли, знаменитого
и легендарного Козьмы Пруткова: "Бди!". Ведь при подготовки автомобиля
к зиме важнее всего не пропустить тот момент, когда столбик
термометра вплотную опустится к нулевой отметке, дабы первые холода,
первые заморозки не застали врасплох ни автомобиль, ни его владельца.
Чтобы этого не случилось, нужно своевременно вспомнить все, что
поможет автомобилю сдержать коварный натиск холодов и оставаться
стойким ко всем "радостям зимы" ровно столько, сколько эти самые
радости будут продолжаться. Конечно, нельзя объять необъятное и
рассказать в одном выпуске обо всех проблемах, с которыми автомобилист
может столкнуться в холодное время года. Но, тем не менее, основные
из потенциальных трудностей и возможных неприятностей стоит заранее
"прокрутить" в голове, чтобы в самый ответственный момент знать,
как их своевременно предотвратить или эффективно устранить.
Итак, столбик термометра впервые за осенний период опустился ниже
"нуля". С этого момента обычно и начинаются первые проблемы.
Типичная ситуация: водитель не может открыть дверь автомобиля
- замок, как будто заклинило. На самом деле так и есть - повороту
ключа препятствует... вода, скопившаяся в механизме замка автомобиля
в теплое время, а при минусовой температуре превратившаяся в лед.
Чтобы справиться с ситуацией, многие начинают отогревать замок спичками
или зажигалкой. Но гораздо проще взять с собой аэрозольный баллончик
с антиобледенительной жидкостью (например WD-40), тем более, что
ее стали продавать в "карманных" емкостях объемом всего
0,1 литра. Самое главное, не забывать баллончик в машине. А наилучшим
средством от замерзания замков можно смело назвать "центральный
замок".
В комплекте с баллончиком обычно прилагается трубочка, через которую
антиобледенитель вводится в замочную скважину и, после дух-трех
поворотов ключа, работоспособность замка, как правило, восстанавливается.
Преимущества применения такой жидкости еще и в том, что она разрушает
лед непосредственно в момент использования и препятствует его образованию
в дальнейшем, поэтому проблем с замерзшими замками автомобиля удастся
избегать еще некоторое время. А чтобы их не было совсем, следует
впрыснуть такую жидкость в замочную скважину автомобиля еще до наступления
холодов и регулярно делать это с интервалом в 2-3 недели. И еще
одно замечание по данной теме: часто проблема замерзших замков встает
после посещения мойки - там вода в большом количестве гарантировано
попадет в их механизмы. Поэтому, после завершения помывки автомобиля
попросите мойщика специально просушить замки (почти везде есть особые
устройства, подающие струю теплого сжатого воздуха), а затем, на
всякий случай, впрысните в замочную скважину автомобиля внеочередную
порцию антиобледенителя.
Решив заранее обработать антиобледенительной жидкостью замки автомобиля,
помните и о других деталях автомобиля, которые могут утратить должную
работоспособность с наступлением холодов. В частности, мороз может
"прихватить" колесные ниппели, а также механизмы стеклоочистителей
автомобиля. В результате в один прекрасный (точнее - морозный) день
существует большая вероятность обнаружить, что "дворники" вашего
автомобиля отказываются работать, а накачать колесо невозможно,
поскольку невозможно отвинтить колпачок ниппеля - скорее сам ниппель
будет вырван из шины. Так что необходимо заранее "оросить" антиобледенителем
упомянутые детали автомобиля.
Среди жидкостей, о которых стоит вспомнить в канун наступления зимы
- не только антиобледенитель. Нужно заменить обычную воду в бачке
стеклоомывателя автомобиля на незамерзающую жидкость - иначе в нем
при первых же морозах образуется глыба льда, которую нельзя вынуть,
а можно только растопить. Необходимо обратить внимание на жидкость,
которая залита в систему охлаждения автомобиля (см. статью) и на моторное масло (см. статью ).
Разобравшись с дверным замком, можно столкнуться с другими, более
серьезными проблемами, которые, как минимум, отсрочат, а как максимум
- сорвут вашу поездку на автомобиле. Самая распространенная ситуация
- не заводится двигатель автомобиля. Причин тому может
быть несколько.
Первая - "сел" аккумулятор автомобиля. Неудивительно: при
сильном морозе стартеру труднее "расшевелить" мотор, смазка которого
загустела, ему для этого надо больше энергии, а тут еще и аккумуляторная
батарея заряжена неполностью. У многих последнее часто вызывает
удивление: ведь пока было тепло, аккумуляторная батарея заряжалась
"под завязку". Но надо учитывать, что зимой энергопотребление
возрастает - у автомобиля включены системы, которые редко задействуются
летом: фары из-за ранних сумерек, "печка", обогрев заднего стекла,
может быть - обогрев боковых зеркал заднего вида и дополнительный
отопитель. Естественно, генератору трудно обеспечивать всех этих
потребителей током, да еще заряжать при этом аккумулятор. Вот к
утру и оказывается в нем энергии "кот наплакал" - на две-три попытки
пуска двигателя ее может и хватит, а затем все, приехали - как в
одном известном фильме: "Кина не будет, электричество кончилось".
Раз аккумулятор перестал давать нужное количество энергии, необходимо
либо отнести его домой, где восстановить работоспособность с помощью
зарядного устройства, или "прикурить" от аккумулятора другого автомобиля
- этот процесс описан в разделе. Помимо этого, в
упомянутом разделе рассказано, как контролировать зараженность и
исправность аккумулятора, а также о других особенностях ухода за
ним в зимнее время.
Вторая причина неработоспособности мотора - в нем самом.
Если стартер уверенно "крутит" двигатель, а он все равно не заводится,
значит дело не в аккумуляторе. Поняв это, попытки пуска следует
тут же прервать, чтобы не разрядить аккумуляторную батарею, и попытаться
разобраться с исправностью мотора. Среди возможных сезонных неисправностей
следует упомянуть две, так как обе они возникают, в первую очередь,
из-за ошибок водителя. Одна из них - "залитые" свечи автомобиля.
Неопытный водитель, желая как можно быстрее завести холодный двигатель,
одновременно с поворотом ключа зажигания начинает активно нажимать
на педаль газа автомобиля, тем самым насыщая цилиндры топливом,
которое, из-за того, что мотор еще не начал нормально работать,
не сгорает должным образом, а скапливается, загрязняя свечи. В результате
на них образуется нагар, который препятствует искрообразованию.
Этот нагар можно удалить, но лучше купить и установить новый комплект
свечей.
Другая ошибка - игнорирование наличия в топливе воды (в среднестатистическом
российском бензине ее количество слишком велико). На стоянке вода
концентрируется вокруг фильтра топливоприемника в баке, в топливопроводах,
фильтрах, жиклерах карбюратора, замерзает и, тем самым, перекрывает
доступ топлива к двигателю. Чтобы проверить, так это, или нет, можно
вручную попробовать качать топливо рычажком топливного насоса. Если
бензин и после этого не пошел в топливную систему, значит топливо-приемник
в баке или какой-либо иной элемент в системе питания закрыты ледяной
пробкой или засорены. Для предотвращения подобной ситуации следует
добавить в топливо присадку, связывающую воду, а также не рекомендуется
оставлять автомобиль на стоянке с баком, заполненным менее чем на
четверть. Вода может попасть и замерзнуть в карбюраторе не только
с топливом, но и с воздухом. В результате она концентрируется в
жиклерах карбюратора, замерзает (в основном - во время движения),
в результате чего автомобиль глохнет. Чтобы воспрепятствовать этому,
у многих автомобилей в штатный комплект входит специальный шланг,
который с наступлением холодов надевают на воздухозаборник воздушного
фильтра и подводят к системе выпуска двигателя. Как показывает практика,
многие из тех, кто купил автомобиль в летний период, начисто забывают
о существовании такого шланга, который на заводе или у дилера часто
кладется в багажник. На некоторых моделях машин такой шланг сделан
несъемным, поэтому при похолодании его просто надо переложить должным
образом.
Причина отказа электрооборудования, связанного с работой двигателя,
да и любого другого электрооборудования автомобиля, может быть не
обязательно в его неисправности или разреженности аккумулятора автомобиля.
Часто дело всего лишь в копеечных предохранителях, блок с которыми
находится под капотом или за передней панелью в салоне автомрбиля.
Причем случается, что с самим "виновным"; предохранителем все в
порядке, а причина отсутствия тока - нарушение контакта в месте
его крепления. У новых автомобитей, как правило, таких проблем не
бывает, а вот у подержанных они случаются, причем "обострение болезни"
происходит именно зимой. В случае плохого контакта предохранителя
в местах крепления его можно просто пошевелить пальцем, а на случай,
если он все же перегорит - возить в бардачке пару-тройку резервных
предохранителей на замену.
Для кардинального облегчения "зимнего" пуска двигателя ширится оснащение
автомобилей независимыми отопителями, которые включаются заблаговременно
перед поездкой с помощью таймера или радиопульта. О типах и применении
отопителей рассказано в статье.
В трескучие морозы у некоторых, особенно у устаревших моделей автомобилей,
двигатели не могут прогреться полностью, в результате неустойчиво
работают, глохнут. Для улучшения их работы можно перекрыть доступ
холодного воздуха через облицовку радиатора, закрыв его или специальной
заглушкой, или подручными средствами (куском картона, брезентом).
Когда перекрытия воздухозаборника радиатора явно недостаточно, можно
усовершенствовать теплоизоляцию капота, укрепив на его внутренней
стороне утеплитель. В случае, если сильный мороз застал в пути,
можно поступить проще. Например, были случаи, когда некоторые водители
для спасения ситуации набрасывали поверх двигателя собственную фуфайку.
И если обстоятельства заставляют последовать их примеру, следует
помнить, что под фуфайкой могут скопиться выделяемые аккумулятором
в процессе функционирования водород и кислород, смесь которых способна
взорваться от любой искры (более подробно об этом рассказано в статье
).
В контексте подготовки автомобиля к холодному времени года
несколько слов надо сказать, как это ни покажется на первый взгляд
странным, о кондиционерах. Конечно, толку от этого устройства
зимой никакого, но привести кондиционер в действие пару-тройку раз
чисто в профилактических целях не повредит. Даже наоборот, поскольку
тем самым будет активизирована его система смазки, что важно для
поддержания любого агрегата в работоспособном состоянии. Но это
не все. Необходимо хотя бы несколько раз за зиму протереть конденсор,
установленный перед штатным радиатором автомобиля. Именно этот элемент
конструкции кондиционера подвержен воздействию агрессивной среды
различных антиобледенительных реагентов, которыми обильно посыпают
наши дороги зимой. Эти самые реагенты разъедают алюминиевый конденсор,
вызывая утечки хладагента. При этом следует учитывать, что непозволительно
покрывать конденсор каким-либо антикором, так как это снизит эффективность
его работы.
В преддверии обработки дорог всевозможными антиобледенительными
реагентами, заставляющими активно коррозировать металл, не помешает
сделать или антикор кузова автомобиля, или хотя бы защитить его
по минимуму: зачистить и закрасить небольшие царапины и сколы краски
(для подкраски продаются небольшие флакончики с краской разных цветов
и оттенков, аэрозольные баллончики и даже фломастеры). Более подробно
об антикоррозионной защите автомобиля - в статье .
Зимой нелишне возить в багажнике лопату (хоть совковую, хоть садовую
- все равно), поскольку при длительной стоянке автомобиль нередко
оказывается занесен снегом и его приходится откапывать, или при
пробуксовке ведущих колес машина может "закопать" саму
себя, и тогда без лопаты не обойтись.
В завершение этой статьи - о шинах. Тех, кто не успел поменять
летнюю или всесезонную "резину" на зимнюю, с наступлением первых
же заморозков будут ждать неприятные сюрпризы вроде срыва в занос
или полного отсутствия торможения в казалось бы совершенно безобидных
ситуациях. И если первая подобная ситуация не окончилась аварией
или наездом - радоваться рано, поскольку ее повторение произойдет
сразу же, как только машина вновь окажется на обледеневшем участке
улицы или шоссе. Это не пустые предостережения! Вспомните: каждый
год, как только на дорогах появляется ледяная корка, число искореженных
и перевернутых машин в кюветах и на обочинах увеличивается на порядок.
Неудивительно, поскольку езда по асфальту и езда по льду - вещи
совершенно разные, тем более, что даже опытный водитель за лето
успевает подзабыть навыки вождения в условиях гололеда. Использование
летних шин в зимних условиях абсолютно недопустимо, и их лучше заменить
еще до того, как лужи начнут покрываться льдом. На всесезонных моделях
зимой ездить можно, но аккуратно, особенно в самый первый период
наступления заморозков.
Установив на колеса автомобиля новые шины, перед их балансировкой
следует обратить внимание, хорошо ли очищены колесные диски. Если
грязь не счищена до конца, она может стать причиной неверной балансировки,
в результате потребуется сделать ее повторно.
Совершая зимние поездки на автомобиле, нужно учесть, что у переднеприводных
моделей при движении по снегу и льду разгон, торможение и курсовая
устойчивость приблизительно в полтора раза лучше, чем у заднеприводных.
Взять, к примеру, автомобили ВАЗ. Когда заднеприводная "пятерка"
движется следом за переднеприводной "девяткой" с той же скоростью,
вполне возможно, что при одновременном экстренном торможении обеих
машин и небольшой дистанции между ними, идущая сзади совершит столкновение
с идущей впереди. Конечно, при замене летних шин на зимние расход
топлива возрастет, а при движении по асфальту шумность зимних шин
больше, чем летних. Но эти недостатки зимней "резины" второстепенны,
поскольку ее эффективность при разгоне и торможении на снегу и на
льду значительно выше, чем эффективность летних или всесезонных
шин.
Внимательное отношение к использованию шин в зимний период эксплуатации
важно, главным образом, потому, что они - элемент конструкции автомобиля,
самым непосредственным образом влияющий на безопасность движения.
Поэтому именно с шин мы и начнем более детальное рассмотрение выбора
и применения различных автокомпонентов в холодное время года.
Читайте далее:
- подробнее >>
- подробнее >>
- подробнее >>
- подробнее >>
- подробнее >>
По материалам журнала "Автомобиль зимой. Подготовка и эксплуатация".
Авторы: К. Закурдаев, Н. Курзуков, В Резников.
|