Какое масло выбрать
По сезону применения моторные масла делятся на:
летние,
зимние,
всесезонные.
В зимних условиях возможно применение лишь двух последних, поскольку
летнее масло слишком вязкое, и оно не позволит пустить двигатель
на холоде. Разве что нагреть картер двигателя или залить в его систему
охлаждения горячую воду - но вряд ли кого-либо из автомобилистов
устроит перспектива таких каждодневных действий. Поэтому выбор
придется делать между всесезонным и зимним моторным маслом,
у каждого из которых есть свои преимущества.
Главное достоинство всесезонного моторного масла
- в возможности его круглогодичного применения. В состав такого
масла введены полимерные присадки, благодаря которым оно изменяет
свою вязкость не только в зависимости температуры, как сезонные
масла, но и в зависимости от градиента скорости сдвига - отношения
скорости движения одной поверхности трения относительно другой к
величине заполненного маслом зазора между ними. Например, относительно
друг друга в двигателе движутся поверхности поршней и гильз цилиндров,
поверхности валов и их подшипников. Поэтому, сразу после пуска мотора,
когда его смазываемые детали начнут движение относительно друг друга,
вязкость всесезонного масла значительно уменьшится (это хорошо видно
на схеме) и при существенном увеличении градиента скорости
сдвига (примерно до 10 -6 с-1) почти сравняется с вязкостью зимнего
масла. В результате заметно облегчится пуск остывшего двигателя
и его дальнейшая работа. К преимуществам всесезонных масел можно
отнести и их энергосберегающие свойства. Поэтому в теплое время
года экономичность двигателя, работающего на всесезонном масле,
выше, чем экономичность того же двигателя, работающего на летнем
масле.
У зимних моторных масел свои преимущества. Во-первых,
они существенно дешевле всесезонных, во-вторых, обладая изначально
малой вязкостью, не зависящей от изменения градиента скорости сдвига,
они эффективней всесезонных масел в момент старта "холодного"
двигателя и практически гарантируют его пуск при отрицательных температурах.
Кроме того, всесезонные загущенные масла в той или иной мере подвержены
механической деструкции, в результате которой вязкость масла в первый
период работы после его смены несколько снижается. Зимнее масло
абсолютно стойко к деструкции.
Зависимость вязкости масел от градиента скорости сдвига
|
Схема.
|
Зависимость вязкости сезонных незагущенных масел (SAE 40 b SAE 10W)
и загущенного всесезонного масла (SAE 10W-40) от градиента скорости
сдвига представлена на этой схеме.
Химия и автокосметика
Что из химических средств необходимо автомобилю, чтобы
он безпроблемно "пережил" зиму?
Во-первых, он должен быть заправлен стойкими к морозу специальными
жидкостями, во-вторых, кузов и другие элементы его конструкции
должны быть надежно защищены от коррозии, поскольку из-за применения
антигололедных реагентов, а также из-за частых перепадов от "минусовой"
к "плюсовой" температуре и наоборот, в холодное время года
автомобиль подвергается не меньшему коррозионному воздействию, чем
в теплое.
Мы уже упоминали о специальных жидкостях, применяемых
в зимних условиях. Теперь остановимся на них более детально.
Как уже отмечалось, к моменту, когда столбик термометра опустится
ниже нулевой отметки, в бачке стеклоомывателя должна находиться
не вода, а специальная незамерзающая жидкость или, как ее еще
называют, "незамерзайка". В ассортименте автомагазинов, как правило,
представлены несколько марок таких жидкостей, и, выбирая одну
из них, следует обратить внимание на два момента.
Во-первых - какова минимальная температура замерзания.
Естественно, чем она ниже, тем лучше.
Во-вторых, жидкость не должна оставлять на стекле разводов.
Этого, конечно, при покупке не проверишь - тут надо полагаться на
известность марки, известность торгового заведения и проверку, не
поддельная ли жидкость предложена к продаже. Главный вред от подделок
- не только нестойкость к замерзанию и разводы на стекле. Дело в том,
что в основе такой жидкости могут быть опасные для здоровья химвещества.
Хотя и в составе неподделанных незамерзающих жидкостей возможно наличие
таких веществ, для которых производитель придумал "безопасные"
названия. В результате названий запрещенных веществ на этикетке нет,
а сами вещества - есть.
Стоит опасаться и подделок антифриза. Если в теплое
время фиктивный антифриз скорее всего не проявит себя с плохой стороны,
то зимой, из-за замерзания и расширения или недостаточной прокачиваемости
при понижении температуры, он может стать причиной серьезных неисправностей
системы охлаждения и двигателя в целом.
Самый надежный способ защитить кузов от коррозии -
полная антикоррозионная обработка. Особенно важно обработать внешние
и скрытые полости кузова и элементы несущей системы: пороги, лонжероны,
поперечины, стойки, дверные полости, всевозможные усилители конструкции
кузова, кронштейны и стойки крепления передней подвески (см. рис.
9.). Возможно нанесение антикора на внутренние поверхности пола
салона и багажника, а также на арки колес. В магазинах продаются антикоррозионные
составы разных марок, среди которых наиболее известен отечественный
"Мовиль", предназначенный для защиты скрытых полостей. Существуют
специальные составы для обработки днища автомобилей. Их защитные свойства
лучше, чем у составов для обработки полостей, но они значительно хуже
проникают в щели и зазоры. Считается, что наиболее рационально проводить
антикоррозионную обработку автомобиля один раз в два года, хотя ее
частота может быть скорректирована в соответствии с условиями и интенсивностью
эксплуатации.
|
|
Рис.9. Места антикоррозионной
обработки автомобиля.
|
1 - элементыконструкций передней и задней подвесок;
2- передние стойки кузова и их усилители;
3 - средние стойки кузова и их усилители;
4 - передние лонжероны и их усилители;
5 - задние лонжероны и их усилители;
6 - внутренние дверные полости;
7 - внутренние и наружные полости порогов;
8 - усилители капота (багажника);
9 - поперечины и элементы усиления пола; |
10 - поверхности и места сопряжений центральной части пола
и багажника;
11 - полости передних крыльев;
12 - места примыкания передних брызговиков;
13 - полости задних крыльев;
14 - места примыкания задних брызговиков;
15 - несущие элементы фронтальной части автомобиля;
16 - несущие элементы тыльной части автомобиля;
17 - поперечина под лобовым стеклом. |
В случае, если антикор наносится самостоятельно, следует обратить
внимание на следующие моменты. Перед проведением антикоррозионной
обработки все места, куда будет нанесен защитный состав, необходимо
тщательно промыть и просушить. Следует стараться не допускать попадания
такого состава на элементы интерьера салона. После проведения обработки
начинать эксплуатацию автомобиля желательно не ранее, чем через 24
часа.
Помимо полной антикоррозионной обработки, поддерживать стойкость машины
к коррозии зимой можно и с помощью автополиролей - составов,
создающих восковой слой, защищающий поверхность кузова автомобиля
от реагентов, влаги, небольших механических повреждений вроде царапин
и сколов. Автополироль наносят на вымытую поверхность машины и растирают
мягкой тканью до появления блеска. Антикоррозионные присадки могут
содержаться и в обычных моющих средствах - автошампунях с антикоррозионным
эффектом (об этом должно быть сообщено на этикетке емкости). Выпускают
и шампуни с воском - создаваемая ими поверхностная пленка не только
защищает от проникновения вызывающих коррозию веществ, но и не позволяет
прилипать и примерзать грязи и снегу.
Читайте далее:
- подробнее >>
По материалам журнала "Автомобиль зимой. Подготовка и эксплуатация".
Авторы: К. Закурдаев, Н. Курзуков, В Резников.
|