Основа современных ПДД большинства государств заложена почти
сто лет назад: в 1909 году был подписан первый международный документ,
регулирующий порядок поведения на дорогах, - "Парижская конвенция
по автомобильному движению". Именно в ней предусматривались
первые универсальные дорожные знаки, предупреждающие о приближении
к переезду, перекрестку, извилистой и ухабистой дороге.
Но зачастую скептики упрекают Правительство в том, что в ПДД слишком
часто вносятся изменения. Но они забывают, что по своей сути основной
"дорожный закон" - документ "живой", то есть, обязан учитывать развитие
техники, изменение поведенческих стереотипов участников движения
и другие объективные факторы.
Очередное подтверждение тому - последнее
постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 767, внесшее
ряд поправок в ПДД и Основные положения. Перечень
изменений в ПДД достаточно велик: некотороые нововведения лишь устранили
юридические казусы, а другие носят явно прогрессивный характер.
Итак, во-первых, на дорогах появятся не знакомые прежде дорожные
знаки. Хотя почему не знакомые? Те, кто бывал, за границей,
большинство из них уже видели: они предусмотрены Конвенцией о дорожных
знаках и сигналах 1968 года и до поры до времени у нас не применялись
лишь ввиду неактуальности.
Однако с 1 января 2006 года вступил в силу
ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения.
Знаки дорожные. Общие технические требования", значительно
расширивший прежний перечень.
Например, появилась необходимость заранее информировать водителей
о возможных: задержках, для чего в группу предупреждающих знаков
включен новый знак "Затор" (1.32): его будут временно
устанавливать перед перекрестками, на которых стоит повернуть, чтобы
не стоять в пробке. Не стоит, конечно, рассчитывать, что таким образом
будут оперативно обозначать все места с затрудненным движением -
видимо, его будут использовать во время проведения дорожных работ,
когда проезжая часть на некоторое время сужается.
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ
ЗНАКИ
|
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ
|
|
|
|
|
|
1.17 . Искусственная неровность
|
1.19. Опасная обочина
|
1.32. Затор
|
3.17.3. Контроль
|
3.7 . Движение с прицепом запрещено
|
ПРИКАЗАНО ЛЕЖАТЬ
"Лежачие полицейские" давно "патрулируют" наши дороги. Отныне
для их обозначения вместо использовавшихся ранее знаков "Неровная
дорога" будут применяться специальные, причем как устанавливаемый
заранее предупреждающий 1.17, так и располагающийся непосредственно
перед искусственной неровностью информационно-указательный 5.20
(аналогичным образом обозначаются пешеходные переходы).
ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ
|
|
|
4.1.2 - Движение направо
|
4.1.3 - Движение налево
|
Вводятся так называемые зональные знаки. Смысл в том, что их
действие продолжается вплоть до отменяющего их требования. Это дает
возможность не дублировать обычные предупреждения, скажем, ограничивающие
скорость движения, после каждого перекрестка.
Значительно увеличилось количество табличек сервиса, а отдельные
из них поменяли символику. Новый знак 3.17.3 "Контроль" будут
устанавливать перед стационарными постами. Его появление поможет избежать
использования знака 2.5 "Движение без остановки запрещено", прямое
назначение которого добиться остановки транспортного средства перед
наиболее опасными местами пересечения дорог.
Разрешенное направление движения направо или налево будут обозначать
знаки с Г-образными стрелками 4.1.2 и 4.1.3. (сейчас
для этого используется повернутый на 90° знак "Движение только
прямо"). Идея в том, что водителей не должен вводить в заблуждение
неверно (криво) установленный знак.
В РЕЗЕРВЕ
Кроме того, в Правилах дорожного движерия расширен и дополнен перечень
основных определений и терминов. Так, в понятие разделительной полосы
теперь включена и так называемая резервная полоса. Из этого
следует, что пользоваться "резервом" для движения запрещено.
Наконец-то Правительство определило, что такое автомагистраль,
введя в соответствующее определение отличительные при знаки дороги
такого типа.
Право сопровождения колонн и кортежей предоставили только автомобилям
ГИБДД и ВАИ, а не просто любой машине с "мигалкой". Остальным, же
водителям важно знать, что отныне запрещено обгонять машины с окраской
оперативных служб, если на них одновременно включены световые и звуковые
спецсигналы. То есть "бизнес-кортежи" никаких привилегий
на дороге иметь не должны!
К документам, которые водитель должен иметь при себе и предъявлять
для проверки сотрудникам милиции, отнесен и талон техосмотра. Формально
это означает только то, что теперь инспектор ДПС имеет законные основания
потребовать от вас снять талон с законного места (в правом нижнем
углу ветрового стекла) и передать для проверки. Талон всегда считался
доказательством исправности автомобиля, но его наличие у водителя
ничем не регламентировалось, что являлось причиной многочисленных
споров.
Упрощены требования ПДД к пешеходам: теперь, если "безлошадный"
вынужден идти по краю проезжей части, то должен делать это лишь навстречу
потоку транспорта независимо от того, где проходит дорога: в населенном
пункте или вне его. Ну а чтобы быть вовремя замеченными в темноте,
пешеходам рекомендовано пользоваться светоотражающими приспособлениями
(ими могут быть, например, элементы одежды или специальные устройства,
получившие за рубежом название "фликеры").
ВКЛЮЧИТЕ ФАРЫ
Незначительное на первый взгляд дополнение в пункт 19.5 ПДД
обязывает водителей теперь даже днем включать вне населенных пунктов
ближний свет фар. Как ожидается, эта мера позволит снизить
аварийность на загородных трассах за счет своевременного обнаружения
опасности. Водителям, поленившимся дотянуться до выключателя головного
освещения, придется раскошелиться лишь на 50 рублей (статья 12.20
КоАП РФ). В пределах городов и деревень тоже не возбраняется пользоваться
фарами: ученые уверяют, что хуже не будет. Кстати, вместо ближнего
света днем могут использоваться и "противотуманки".
|
Автокресло для ребенка
|
Важное нововведение ПДД: обязательность использования
специальных сидений для детей до 12 лет как впереди, так и сзади.
В самом крайнем случае альтернативой могут быть лишь подручные средства
- например, подушка, подкладываемая под ребенка. Это обеспечит ему
на сиденье положение взрослого пассажира, что позволит использовать
штатный ремень безопасности. Поверьте, это не лоббирование интересов
производителей сидений, а необходимость: многочисленными исследованиями
доказано, что при их применении снижается смертность маленьких
пассажиров на 50-70%.
Кстати, простейшее детское креслице можно купить всего за пару тысяч
рублей. Ответственное за нарушение этого требования наступает по
части 1 статьи 12.23 КоАП РФ. Однако думается, что основным стимулом
для приобретения детского сиденья (например, в ущерб дешевенькой
магнитоле) должен стать не штраф (всего 100 рублей), а забота о
самом дорогом существе на свете.
НЕМНОГО О СВЕТЕ
Тем же постановлением Правительства ряд немаловажных изменений внесен
в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации
и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного
движения.
Так, теперь запрещено эксплуатировать транспортное средство,
если на нем установлены дополнительные световые приборы, цвет которых
спереди - любой, кроме белого, сзади - кроме красного, а сбоку -
кроме желтого или оранжевого. Но если эксперименты автовладельцев
в отношении как штатной, так и дополнительной светотехники, установленной
сзади или сбоку транспортного средства, грозят максимум штрафом
в 50 рублей (часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ), то, например, голубые
светлячки форсунок стеклоомывателя гарантируют владельцу от полугода
до года пользования общественным транспортом: именно на этот период
суд лишит "прав" по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ.
НЕ НАДО РЫЧАТЬ !
Любителям тюнинга, в частности, выпускной системы также придется
озаботиться: отныне уровень внешнего шума автомобилей будут измерять
при техосмотре, а также, не исключено, в процессе целевых проверок
подразделениями технического надзора ГИБДД прямо на дороге. Штраф,
правда, опять же незначительный (всего 50 рублей), но потеря времени
может стоить и дороже.
ГАММА ЗНАКОВ
Знаки, обозначающие начало и конец населенного пункта (5.23.2 и
5.24.2), предписывают выполнение "городских" правил
на определенной территории. Гамма знаков сервиса пополнилась табличками
с информацией об общих ограничениях скорости (устанавливается на погранпереходах),
частотах работы местных радиостанций и аварийных каналах автомобильных
раций, а также о разрешенных местах купания в водоемах.
ЗНАКИ
ОСОБЫХ ПРЕДПИСАНИЙ
|
|
|
5.23.2 - Начало населенного пункта
|
5.24.2 - Конец населенного пункта
|
|
|
|
|
5.20
|
5.27
|
5.28
|
5.29
|
5.30
|
5.27 - Зона с ограничениями
стоянки
5.28 - Конец зоны с ограничениями стоянки
5.29 - Зона регулируемой стоянки
|
|
|
|
|
5.31
|
5.32
|
5.33
|
5.34
|
5.30 - Конец зоны регулируемой
стоянки
5.31 - Зона с ограничением максимальной скорости
5.32 - Конец зоны с ограничением максимальной скорости
5.33 - Пешеходная зона
5.34 - Конец пешеходной зоны |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
|
|
6.1 - Общие ограничения максимальной скорости
6.5 - Полоса для аварийной остановки
|
|
ЗНАКИ
СЕРВИСА
|
|
|
|
7.13
|
7.15
|
7.16
|
|
|
7.13 - Милиция
7.15 - Зона приема радиостанции, передающей информацию о дорожном
движении
|
7.17
|
7.18
|
7.16 - Зона радиосваязи с аварийными службами
7.17 - Бассейн или пляж
7.18 - Туалет |
Официальный статус получили недавно появившиеся в столице таблички
с указанием расположения остановок общественного транспорта -
они станут обязательным атрибутом "перехватывающих" парковок.
А вот развешенные по всей Москве таблички о принудительной эвакуации
неправильно припаркованного транспорта так и остались вне закона:
ни уполномоченный выдавать разрешения на установку нестандартных знаков
РосДорНИИ, ни разработчики нового ГОСТа легализовать сомнительные
знаки не решились.
Кроме того, принят новый стандарт на световозвращающие пленки для
дорожных знаков. В зависимости от количества полос и разрешенного
скоростного режима на знаках должны применяться пленки нескольких
категорий - от обычных (используются в населенных пунктах) до флюоресцентных
желтых, предназначенных для скоростных трасс.
В заключение отметим,
что не обошлось и без редакционных чисток ПДД. В частности, наконец-то
исключили известное противоречие Правил, разрешавшее водителю пересекать
сплошную линию разметки, ограничивающей край проезжей части, для остановки
на обочине, но запрещавшее это делать при начале движения с обочины.
Что ж, будем надеяться, что внесенные в ПДД и Основные положения по
допуску транспортного средства к эксплуатации поправки сделают перемещение
по нашим дорогам более комфортным и, главное, безопасным.
По материалам статьи журнала "АВТО МИР" ,
"ПДД: что новенького", Д. Митрошин, № 4 (21 января 2006г.)
По материалам статьи журнала "АВТО РЕВЮ" ,
"Другие правила", № 1 (349), 2006
|