Главная
> Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №27. Статья №1.
Техника для круглогодичного содержания дорог
|
|
ТРОТУАРОУБОРОЧНЫЕ:
КО-718, ТО-30.69, КО-812/812-1 ((МУП-351), КО-812П (ТУМ-180П),
КО-707/707-1
- ПОДМЕТАЛЬНО-УБОРОЧНЫЕ: ПУМ-1/ПУМ-473849/ПУ-93, ПУМ-99/ПУ-94,
ПУМ-93-1, ПУМ КО-326, УКМ
- КОМБИНИРОВАННЫЕ: КО-713Н-20/829А, КО-806-20, КО-823
- ПОЛИВОМОЕЧНЫЕ: КО-713Н-21/КО-829А-01, КО-823-03, КО-806-22
|
Работы по всесезонному содержанию автомобильных дорог и улиц
населенных пунктов включают бесконечное количество технологических
операций, направленных на обеспечение не только проезда транспортных
средств, но и на обеспечение безопасности дорожного движения.
Зимой это: очистка дорожного покрытия от снега, ликвидация
снежных заносов, уборка снежных валов с обочины (перед и за ограждением),
ликвидация снежного наката и льда на поверхности покрытия.
Летом это: очистка и мойка покрытия от грунта, песка,
грязи и пыли, очистка и мойка ограждений и дорожных знаков, содержание
травяного покрова на краю и откосах земляного полотна, текущий ремонт
трещин и выбоин, восстановление разметки, а также подготовка к зимним
работам, включающая заготовку и складирование антигололедных материалов
и многие другие работы.
Если все эти работы выполнять отдельными специализированными машинами,
то только количество типов (видов) таких машин превысит число 30
и даже 40. Поэтому главное направлние развития техники для содержания
дорог - переход на использование универсальных (комбинированных)
машин со сменными рабочими органами.
Первыми из таких машин на автомобильных дорогах и улицах населенных
пунктов появились универсальные (комбинированные) дорожные машины
(УДН и КДМ) на базе автомобильных шасси. Именно таким
образом сформировалась несколько десятков лет назад первая из главных
тенденций развития дорожной и коммунальной техники - появление и
развитие многофункциональных машин. При этом сразу же выявилась
необходимость в нескольких типоразмерах этих машин, что связано
с различной шириной проезжей части автомобильных дорог и улиц и
явилось началом проявления второй тенденции развития дорожной и
коммунальной техники - появление и развитие широкого типажного ряда
машин.
Развитие указанных тенденций позволяет снизить затраты на формирование
парка дорожной техники для всесезонного содержания автомобильных
дорог и улиц населенных пунктов. Первая тенденция (многофункциональность
машин) позволяет резко снизить количество машин в парке, а вторая
(расширение типоразмерного ряда машин) позволяет выбрать машину
оптимальную по размеру и стоимости для условий (технических и рельефно
- климатических) ее работы.
Сегодня уже невозможно представить автомобильные дороги и улицы
населенных пунктов без присутствия на них универсальных дорожных
машин на автошасси. Исходя из практики всесезонного содержания основные
параметры базового автомобильного шасси выбирают исходя из ширины
проезжей части, дорожно - климатических и влажностных зон, а также
рельефа местности.
Основные параметры базовых автошасси приведены в таблице 1.
Таблица 1. Основные параметры и рациональные
области применения типоразмеров базовых автошасси.
Основные параметры
автошасси
|
Рациональная область
применения
|
Мощность двигателя,
кВт (л.с.)
|
Грузоподъемность,
т
|
Колесная формула
|
300
и более
|
20
|
6х6 и 6х4
|
Автомобильные
дороги и улицы с шириной проезжей части более 20 м (6 и более
полос движения) |
11
|
4х4 и 4х2
|
210-250
|
18
|
6х6 и 6х4
|
Автомобильные
дороги и улицы с шириной проезжей части 10-18 м (3-4 полос движения)
|
9
|
4х4 и 4х2
|
170-200
|
18
|
6х6 и 6х4
|
Автомобильные
дороги и улицы с шириной проезжей части 8-9 м (2 полосы движения)
|
9
|
4х4 и 4х2
|
130-150
|
9
|
6х6 и 6х4
|
Автомобильные
дороги и улицы с шириной проезжей части 6-7 м (2 полосы движения)
|
5,5
|
4х4 и 4х2
|
110-120
|
5
|
4х4 и 4х2
|
Автомобильные дороги и
улицы с шириной проезжей части не менее 6 м (1-2 полосы движения)
|
Рекомендации по выбору колесной формулы автошасси для различных
условий местности расположения дорог и населенных пунктов приведены
в таблице 2.
Таблица 2. Рекомендуемый привод хода базовых автошасси.
Зоны влажности
по СНиП 23-01-99
|
Рекомендуемый привод
хода базовых автошасси
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
1-я влажная
|
6х4 и 4х4
|
6х4 и 4х2 (6х6 и
4х4 для горных условий)
|
6х4 и 4х2
(6х6 и 4х4 для горных условий)
|
-
|
2-я нормальная
|
6х4 и 4х2
или 6х6 и 4х4
|
6х4 и 4х2 (6х6 и
4х4 для горных условий)
|
6х4 и 4х2
|
-
|
3-я сухая
|
-
|
6х4 и 4х2 (6х6 и
4х4 для горных условий)
|
6х4 и 4х2
(6х6 и 4х4 для горных условий)
|
6х4 и 4х2
(6х6 и 4х4 для горных условий)
|
Потребности дорожных эксплуатационных организаций в универсальных
дорожных машинах на автошасси в основном удовлетворяются отечественными
заводами. Основными производителями таких машин на базе автомобильных
шасси и автомобилей - самосвалов являются: ОАО "Комплексные
дорожные машины" (КДМ) - ГК "Мерактор", ЗАО "Смоленский
автоагрегатный завод АМО ЗИЛ" (СААЗ АМО ЗИЛ), АООТ "Тосненский
механический завод" (ТоМеЗ), ОАО "Кемеровский опытный
ремонтно-механический завод" (КОРМЗ), ОАО "Мценский завод
коммунального машиностроения" (Мценсккоммаш), ОАО "Арзамасский
завод коммунального машиностроения" (Арзамаскоммаш), ОАО "Курганский
завод дорожных машин" (Кур-гандормаш), ОАО "Мотовилихинские
заводы", ОАО "Ряжский авторемонтный завод" (Ряжский
АРЗ). Все эти заводы выпускают: машины на базе серийных автошасси
и автомобилей-самосвалов, включая устройства для монтажа (монтажные
плиты) сменных рабочих органов и сами рабочие органы.
Из зарубежных производителей в РФ наиболее известные фирмы: "Schmidt
International GmbH" (Германия), "Arctic Machine Oy"
(Финляндия), "Boschung" (Швейцария), "Bucher"
(Швейцария), "Gilefta" (Италия), "Swenson" (США),
"Ероке" (Дания), "Acometis" (Франция), "Falkoping"
(Швеция), "Arwel Industries (Gro-upe Giletta)" (Франция).
В отличие от российских производителей зарубежные фирмы производят
и предлагают потребителям сменное рабочее оборудование, монтируемое
на различные базовые автошасси с использованием различных монтажных
плит.
Номенклатура и основные параметры универсальных дорожных машин
отечественного производства для содержания автомобильных дорог и
улиц приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Номенклатура рабочего оборудования для круглогодичного содержания
дорог, улиц и придорожной обстановки, устанавливаемого на комбинированные
машины.
Модель
|
Базовое
шасси
|
Передний
навесной отвал
|
Погру-
зочный ковш
|
Распре-
делитель песка или соли
|
Плужное
обору-
дование
|
Щеточное
обору-
дование
|
Скоро-
стной отовал
|
Средний
(грей-
дерный товал)
|
Боковой
товал
|
Распре-
делитель химических реагентов
|
Поливочно-моечное
обору-
дование
|
Обору-
дование
для мытья дорожных знаков и ограж-
дений
|
Мценск КОММАШ
КО-806
|
КамАЗ-43253
|
|
|
х
|
х
|
х
|
|
|
|
|
х
|
|
Мценск КОММАШ
КО-823 53213
|
КамАЗ-53213
|
|
|
х
|
х
|
х
|
х
|
|
|
|
х
|
|
КДМ-130В
|
ЗИЛ-433362
|
|
|
х
|
х
|
х
|
|
|
|
|
х
|
|
Арзамас КОММАШ
КО-820 |
ГАЗ-3302,-33021
|
|
|
х
|
|
|
|
|
|
|
х
|
|
Севар-3903 |
Севар-3903
|
|
|
х
|
х
|
|
|
|
|
|
|
|
Севдормаш КО-822У |
Урал-4320-1912
|
|
|
|
х
|
х
|
|
|
|
х
|
х
|
|
|
Общий перечень рабочего оборудования универсальных дорожных машин
этим не ограничен. Так завод КДМ на машине ЭД-405 устанавливает
фрезерно-роторный снегоочиститель для уборки снега перед и за барьерным
ограждением, передний комбинированный отвал, переднюю поворотную
щетку, щетки для мойки ограждений и лотка, высоконапорную мойку,
кусторез, косилку и мойку подпорных и шумозащитных стен. ТоМеЗ предлагает
дополнительную цистерну-термос на машине 69283. На большинстве машин
завода СААЗ АМО ЗИЛ устанавливаются щетки для мойки барьерных ограждений.
На всех машинах завода ТоМеЗ установлен плунжерный водяной насос
высокого давления. На многих машинах заводов КДМ, СААЗ, ТоМеЗ, Мценсккоммаш,
Кургандормаш, Ряжского АРЗ, кроме средней щетки, предлагается и
передняя поворотная щетка.
Рис.1 Комбинированная уборочная
машина ЭД-405 на шасси КамАЗ-53213
|
Рис.2 Комбинированная уборочная машина ЭД-244
на шасси МАЗ-5337
|
|
|
|
|
Рис.3 Комбинированная уборочная
машина ЭД-403 на шасси ЗИЛ-133Г42
|
Рис.4 Комбинированная уборочная
машина КДМ-130 на шасси ЗИЛ-433362
|
|
|
|
|
По материалам справочника "Коммунальная и
дорожная техника"
Издатель: ЗАО "РИА РОССБИЗНЕС"
и специализированного журнала " Автомобильные Дороги",
№ 1, 2006
|