АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
 
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
Рассылка: Минский тракторный: визитная карточка страны
 
Архив статей рассылки

Выпуск № 45
(11 октября 2006г.)

Тема номера:
Гидрооборудование

1. Гидропривод - слабое звено отечественной техники

А также:
Вехи истории
2. Минский тракторный: визитная карточка страны

3. Производители строительной и дорожной техники ГДР




Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №45. Статья №2.



Минский тракторный:
визитная карточка страны







АО "Михневский РМЗ"
СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ЛИЗИНГОВЫЕ СХЕМЫ ПРОДАЖ
Баровые машины
Трубоукладчики
Дорожные фрезы  МДФ
Баровые машины на базе МТЗ-80/82, ДТ-75, Т-170
Зимние и летние цепи
Трубоукладчики и ремонтно-строительные машины на базе ДТ-75, Т-170, Т-150К
Дорожные фрезы МДФ и ФДН на базе МТЗ-80/82
Водоотливные установки
Мобильные сварочные установки
Подметально-уборочные машины
Водоотливные установки на базе ДТ-75, МТЗ-80/82
Мобильные сварочные установки на базе МТЗ-80/82 и ДТ-75
Подметально- уборочные машины на базе МТЗ-80/82

Первый опытный универсальный колесный трактор тягового класса 1,4 т - МТЗ-80 с дизелем Д-240 изготовлен в 1971-м.

Еще через год на основании результатов испытаний Государственная комиссия рекомендовала МТЗ-80 и его полноприводную версию МТЗ-82 для серийного производства.

В 1974г. дан старт рекорду - началось серийное производство самого массового и самого продолжительного по выпуску трактора в мире. "Восьмидесятая" серия стала визитной карточкой не только предприятия, но и страны. МТЗ-80 первым из советских тракторов успешно прошел сложные экзамены в Международном испытательном центре в штате Небраска (США).

Простые, неприхотливые, надежные и весьма комфортные "Беларуси" к 1980-м стали основой для создания большого числа моделей.

Выпуск юбилейных тракторов МТЗ, ед.
III квартал 1958г.
100 000
22.08.1961г.
200 000
10.08.1963г.
300 000
23.08.1964г.
400 000
08.07.1966г.
500 000
24.11.1967г.
600 000
25.02.1969г.
700 000
23.05.1970г.
800 000
21.08.1971г.
900 000
05.12.1972г.
1 000 000
24.03.1984г.
2 000 000
06.1995г.
3 000 000
Сейчас МТЗ хорошо известен более чем в 100 странах на всех континентах, и примерно 80% универсальных колесных тракторов стран СНГ изготовлено в Минске.

С предшествующей "50-й" серией МТЗ-80/ -82 роднил лишь остов. "Восьмидесятые" получили новое оперение, кабину, двигатель, 9-ступенчатую коробку передач (КП) с понижающим редуктором, дифференциал заднего моста с автоматической блокировкой, задний двухскоростной ВОМ, шины увеличенных размеров, пневмовывод для тормозов прицепов и др.

Более современную просторную кабину начали устанавливать в 1980 г.: в ней были панорамное остекление, жесткий каркас безопасности, система подогрева и охлаждения воздуха, регулируемое по росту и массе водителя сиденье, новые электроочистители заднего и переднего стекол, усовершенствована рулевая колонка (теперь она регулировалась по высоте и откидывалась для удобства входа-выхода из кабины).

В 1975-м годовой экспорт тракторов МТЗ превысил 18 тысяч.
Тогда же и было организовано Производственное объединение "Минский тракторный завод", в состав которого кроме главного предприятия вошли:
• Завод специального инструмента и технологической оснастки,
• Витебский завод тракторных запчастей,
• Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов,
• Головное специализированное конструкторское бюро по универсально-пропашным тракторам.

Через год конструкторский коллектив завода за создание МТЗ-80 наградили Государственной премией Белорусской ССР.

Колесные тракторы серии МТЗ-80
МТЗ-80НР
(1976-1980-2000гг.)
МТЗ-82
(1974-1980-2000гг.)
МТЗ-80ПГ
(1976-1980гг.)
МТЗ-80
(1974-1980-2000гг.)
МТЗ-82К
(1982-2000гг.)
МТЗ-80Т
(1980-1986гг.)
МТЗ-82ХМ (с 1986г.)
Belarus 800 (1977-1991гг.)
МТЗ-80ХА (с 1984г.)
Модельный ряд предусматривал новые модификации: МТЗ-82Р для возделывания культур рисового севооборота, МТЗ-82Н с низким клиренсом для работы на склонах до 16°, МТЗ-82НР для высокостебельных культур, крутосклонный МТЗ-82К с гидравлической системой стабилизации остова на склонах до 20°, трехколесный хлопковый МТЗ-80Х, полугусеничные МТЗ-80ПГ и МТЗ-80ПГХ, а также совсем уж диковинный мотоблок МТЗ-0,5 с 5-сильным двигателем.

В массовое производство, однако, многие из этих машин пошли только в 1982-м. Тогда были изготовлены первые 30 серийных рисоводческих МТЗ-82Р, в горных районах закончены испытания крутосклонного МТЗ-82К и выпущена первая партия из пятисот низкоклиренсных МТЗ-82Н. Эти машины были очень нужны, поскольку более половины пахотных земель находилось на холмистых равнинах, а большинство склоновых земель расположёно в Черноземье, где выпадает до 600 мм осадков в год и где вертикальная пахота - от подножия к вершине - приводит к усиленной эрозии почв. Тракторы МТЗ-82Н и МТЗ-82К способны проводить контурную распашку склонов.

Не обошлось без трудностей и при постановке на поток мини-техники. Зачинщиками нового направления в 1974 г. стали И. Стульба и Н. Шульба, сотрудники бюро товаров народного потребления ГСКБ. Спустя четыре года началась работа над созданием семейства малогабаритных с.-х. машин: мотоблоков мощностью 6,8,12 л.с. (МТЗ-06, МТЗ-08БС, МТЗ-12) и четырехколесных мини-тракторов МТЗ-082 мощностью 12 л.с. Форсировать события по созданию гаммы мини-техники помогло изданное в 1979 г. постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "О мерах по дальнейшему развитию личных подсобных хозяйств". Переросшее из "группы мотоблока" в 1981-м специализированное КБ во главе с Антоном Кузнецовым только в 1982-м смогло изготовить 500 мотоблоков , которые в один миг стали дефицитом. В планах было строительство цеха для выпуска 15 тыс. мотоблоков и мини-тракторов. Впоследствии их стал выпускать построенный в 1986 г. Сморгонский агрегатный завод, а Государственная премия Республики Беларусь за создание малогабаритной техники нашла своих героев только лишь в 1995-м.

Технические характеристики тракторов серии МТЗ-80/ -82

Тип трактора
МТЗ-80
МТЗ-82
МТЗ-82Н
МТЗ-80Л
МТЗ-82К
МТЗ-80Х
МТЗ-82Р
МТЗ-82НР
Год выпуска
с 1974 г.
с 1974 г.
с 1982 г.
с 1976 г.
с 1982 г.
с 1974 г.
с 1982 г.
с 1976 г.
Колесная формула
4х2
4х4
4х4
4х2
4х4
3х2
4х4
4х4
Тяговый класс, т
1,4
1,4
1,4
1,4
1,4
1,4
1,4
1,4
Масса снаряженная, кг
3160
3270
3500-3670
4400
4000
3470
4100
4108
Габаритные размеры, мм
3815х1970
х2470
3930х1970
х2470
3850х1970
х2424
3900х2400
х2820
4250х2200
х2790
4040х2326
х2660
4020х2400
х3080
4020х2400
х3090
Радиус поворота, м
3,6
4,3
3,4
4,0
4,3
1,5
4,3
4,3
База, мм
2370
2450
2450
2600
2880
2470
2450
2450
Клиренс, мм
650
650
405
516
550
830
660
670
Колея спереди/ сзади, мм
1200-1800/ 1350-2100
1200-1800/ 1350-2100
1400-1800/ 1350-2100
1800
1500-1800
1900
1900
1900
Двигатель
Д-240
Д-240Л
Д-240Л
Д-243
Д-240Л
Д-240Л
Д-240Л
Д-240Л
Шины спереди/ сзади 7,5-20/ 15,5-38 11,2-20/ 15,5-38 11,2-20/ 15,5-38 530-610/ 530-610 11,2-20/ 15,5-38 7,5-20/ 15,5-38 11,2-20/ 15,5-38 11,2-20/ 15,5-38
Мощность, л.с.
80 при 2200 мин-1
80 при 2200 мин-1
80 при 2200 мин-1
60 при 1800 мин-1
80 при 2200 мин-1
80 при 2200 мин-1
80 при 2200 мин-1
80 при 2200 мин-1
Число передач вперед/ назад
9/2
9/2
9/2
15/15
9/2
9/2
9/2
9/2


2 000 000-й трактор МТЗ-82, сошедший с главного конвейера 24 марта 1984 г., побил рекорд выпуска среди тракторов, а завод жил в ожидании беспрецедентного события - выпуска юбилейного миллионного трактора "80-й" серии. Совершенствование серийной продукции шло постоянно. Появились модернизированные "80-е": 100-сильные тракторы МТЗ-100 и полноприводный МТЗ-102. Новинки комплектовали новой КП с переключением передач под нагрузкой, в 1,5 раза увеличилась по сравнению с МТЗ-80 грузоподъемность гидронавесной системы, благодаря гидроусилителю усилие на ободе руля снизилось до 1,5 кг, появилась возможность регулировать глубину обработки почвы из кабины. Такое повышение к.п.д. увеличивало производительность на 15...40% на разных работах. Впоследствии на базе этих моделей были созданы трехколесный МТЗ-ЮОХ для хлопководства, полугусеничные МТЗ-ЮОПГ и МТЗ-ЮОПГХ, МТЗ-102РВ. В серийное производство "сотка" пошла лишь в 1985 г., когда начался массовый выпуск тракторов МТЗ-142, МТЗ-142А и МТЗ-144 со 150-сильным турбодизелем Д-260Т, послуживших базой для создания в 1986-м модульного энергетического шасси МЭС-200 со 190-сильным турбодизелем. За его основу был взят полноприводный МТЗ-142 тягового класса 2,0, к которому сзади шарнирно крепился активный модуль с седельно-сцепным устройством и гидрофицированной навеской для прицепных орудий.

Колесные тракторы серии МТЗ-100 >>

Технические характеристики тракторов серии МТЗ-100 >>


Надо сказать, что с конца 1970-х завод выпустил ряд моделей, мало известных на постсоветском пространстве. Речь идет о моделях Belarus 680, 520, 820 и полноприводной Belarus 682. В 1980-х началось производство моделей 510Е, 512Е, 520,522,520Е, 522Е, 560 и 562, ориентированных на экспорт

Девяностые годы стали самыми трудными в жизни завода. К тому времени бренд тракторов сменил название на "Беларус" вместо прежних МТЗ и "Беларусь", что вполне соответствовало и написанию на латинице - Belarus. Мировой лидер производства тракторов с его техническим и интеллектуальным потенциалом оброс паразитными структурами и посредниками, съедавшими почти всю прибыль, и, по мнению зарубежных экспертов и политиков, его следовало ликвидировать. Однако и в таких условиях продолжалось совершенствование основной "80-й" серии. Помимо лесохозяйственных вариантов МТЗ-80Л, портальных МТЗ-80Т, трехопорных МТЗ-80ХА, -80ХМ, -80Х2М был начат выпуск коммунальных модификаций УК и МК. В 1990 г. на конвейер поставили лесохозяйственный Л-82 и трелевочный ТТР-401, а спустя десять лет начался выпуск нового модельного ряда, омологированного под новые стандарты: "Беларус-80В.1", "Беларус-82В.1", а также целого спектра оригинальных машин с использованием модульной системы элементов пропашных тракторов. Базовый же трактор на тот момент агрегатировался с более чем 350 видами навесного и прицепного оборудования!

В 1986-1996 гг. разрабатывалась конструкция и было поставлено на серийное производство большое число модификаций и новые модели: малогабаритные тракторы МТЗ-210, -220, -225, созданы универсальные шасси ШУ-356 и ШУ-456.

В 1995-м
, опередив Massey-Fergusson, завод выпустил 3-миллионный трактор МТЗ-920 и освоил производство новой высокоэкономичной и высокопроизводительной модели "Беларус-1221" мощностью 130 л.с. С 2000 г. появляются малогабаритные модели 085БС, 09ТС, мини-тракторы МТЗ-320 и МТЗ-321, а также универсальные тракторы серий 90, 600,800,1000,1500, 2000. Несмотря на то, что конъюнктура мирового рынка в 1998-1999 гг. характеризовалась значительным снижением продаж, МТЗ сохранил свои позиции среди самых крупных экспортеров тракторов как на рынках стран СНГ,так и на крупнейших рынках мира. В 1999 г. МТЗ произвел 57,7% всех тракторов, изготовленных странами содружества. Сегодня завод полностью восстановил свои позиции на просторах СНГ. Если в 1999-м он поставлял тракторы только в три страны - Казахстан, Украину и Туркмению, то уже в 2005 г. был охвачен весь рынок содружества. За последние четыре года производство минских тракторов налажено на ЕлАЗе в Татарии и Украине (киевский ТОВ "Тракторний завод "Укравтозапчастина").

Некоторые разработки КБ МТЗ >>

Среди последних новинок завода - конкурент "Кировца" 250-сильный трактор МТЗ-2522 класса 5,0, установивший абсолютный рекорд в своем классе, вспахав 87 га за сутки, а также соперник волгоградских и алтайских тракторов "Беларус-2102" тягового класса 4,0 с резино-армированной или металлической с РМШ гусеницей.

Сегодня завод предлагает свыше 60 моделей разных машин. Базовые модели тракторов выпускают более чем в ста сборочных вариантах, учитывающих особенности и требования разных климатических зон и самых разнообразных условий эксплуатации.



По материалам специализированного журнала "Основные Средства", № 9/2006,
"Минский тракторный. Становление лидера отрасли",
авторы: Ю. Петров, В. Гар.