Главная
> Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №55. Статья №1. СНЕГОУБОРОЧНАЯ
ТЕХНИКА: пескоразбрасыватели и разбрасыватели реагентов
|
ОАО
"Михневский РМЗ" предлагает КОМБИНИРОВАННЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ МАШИНЫ |
|
|
с Вами работает
Лапшина Светлана |
|
|
|
Безусловно,
за последние 100 лет снегоуборочная техника сильно эволюционировала. Лаповые,
фрезерные, роторные, плужно-щеточные машины - вот лишь краткий перечень зимней
техники. Что же касается машин для распределения сыпучих антигололедных материалов,
то они, как правило, являются универсальными. В
теплое время года такие машины используются как поливомоечные, в зимнее - как
разбрасыватели реагентов. Они монтируются на шасси серийных грузовых автомобилей,
либо на специализированных пневмоколесных шасси. В последнем случае, пескоразбрасывающее
устройство имеет привод от двигателя тягача.
|
Пескоразбрасывающий бункер |
ПРИНЦИП РАБОТЫ ПЕСКОРАЗБРАСЫВАТЕЛЕЙ:
Песок,
гранитная крошка или смесь песка с солью засыпаются в бункер в форме трапециевидной
призмы, обращенной меньшим основанием вниз. Открытый верх бункера забран двускатной
решеткой, играющей роль сита. По днищу бункера проложен цепной скребковый конвейер
(питатель), выносящий содержимое к заднему торцу бункера, где установлено распределительное
устройство. Горизонтальный диск с радиальными вертикальными лопастями на
нижней плоскости, закрытый кожухом, вращаясь, разбрасывает антигололедный материал
через щели в кожухе по окружающей поверхности относительно равномерным слоем.
Расход материала может регулироваться скоростью питателя, скоростью вращения диска,
размером и ориентацией расходных щелей кожуха. Производительность распределителей
сыпучих антигололедных материалов (Пр) можно рассчитать по формуле:
где: V бун - вместимость бункера для антигололедных материалов;
k нап - коэффициент наполнения бункера (k нап
= < 1,1); q рас - норма расхода антигололедного
материала на единицу обрабатываемой площади; p пос - фактическая
производительность распределительного устройства; L тp -
расстояние от места заполнения бункера до места распределения;
- скорость груженой машины;
- скорость порожней машины; t зап - время заполнения бункера;
t ман - продолжительность маневрирования в период между
заправками бункера.
ОЧЕНЬ УДОБНА СИСТЕМА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ СМЕЩЕНИЯ
ПОЛОСЫ ПОСЫПКИ:
КУРЬЕЗ: АНТИГОЛОЛЕДНЫЕ
МАШИНЫ СПАСАЮТ ДОРОГИ ОТ ЖАРЫ Жаркое
лето 2006 г. заставило британские дорожные службы использовать специальные антигололедные
машины для защиты дорог от жары! Там при средней дневной температуре
в 36 градусов по Цельсию асфальт начал плавиться... Вместо соли машины
разбрасывали мелкий щебень, который, вплавляясь в асфальт, делал поверхность более
абразивной и безопасной. | Обычно, если система
распределения сыпучих реагентов расположена по центру машины, выброс материала
происходит симметрично (с захватом по 4 м на каждую из двух сторон) и относительно
продольной оси машины. Система смещения, когда по условиям работы машина движется
в одном направлении, позволяет осуществлять засыпку противоположной полосы на
8 м, при рассеивании реагента на пешеходную зону тарелка распределителя смещается
на 2-3 м. СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕАГЕНТОВ С УВЛАЖНЕНИЕМ: Последнее
время все чаще применяется система распределения реагентов с увлажнением. Увлажнение
проводится с помощью насоса, форсунка подает жидкость из бака. Способ этот хорош
тем, что снижается плотность реагента, он расходуется более экономно и быстрее
вступает в реакцию с поверхностью, чем просто сыпучий материал. Заданные плотность
и ширина посыпки регулируются с пульта машины, их параметры (в зависимости от
скорости движения) отслеживает система автоматики. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ЖИДКИХ РЕАГЕНТОВ: Распределение
жидких хлоридов производится из автомобильных, полуприцепных или прицепных цистерн
для перевозки жидкостей, оборудованных системами дозирования и распределения.
Жидкие реагенты распределяются с помощью водяных насосов центробежного типа. Простота
конструкции позволяет без сложных переделок использовать и поливочно-моечные машины
с низконапорной системой орошения. В России такой полуприцеп с цистерной
вместимостью 20 000 л для перевозки ХКМ и нейтральных жидких растворов
плотностью 1,4 т/м3 с 2001 года выпускает компания «Бецема».
На базовый трехосный тягач МАЗ спереди может быть установлена система распределения
ПГР. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАГЕНТОВ НА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОСАХ: В
отдельную группу следует выделить машины для распределения реагентов на взлетно-посадочных
полосах (ВПП), рулежных дорожках (РД), рулежных полосах (РП) и перронах аэродромов.
В отличие от машин, используемых в городе и на патрульной поливке магистралей,
их оборудуют штанговыми опрыскивателями, увеличивающими рабочую зону при поливке
до 12...15 м. Шланги для распределения реагентов монтируются на складывающейся
раме, закрепленной на раме автомобиля . ГАЗОСТРУЙНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ
МАШИНЫ
|
Газоструйная машина Аист-10 |
|
Газоструйная машина Амкодор 9561 |
Для удаления гололедицы тепловым способом применяют тепловые машины.
Большое распространение такие машины получили в аэропортах гражданской авиации.
В качестве базового шасси таких машин преимущество применяются тягачи типа КРАЗ,
обладающие большой грузоподъемностью, массой и устойчивостью. В качестве рабочего
оборудования на такие машины устанавливаются авиационные двигатели, отработавшие
свой летный ресурс. Благодаря большой массе и устойчивости базовой машины реактивная
тяга авиадвигателя мало сказывается на ее маневренных свойствах. Силами
аэропортов изготовлено довольно большое количество тепловых и ветровых машин,
выполненных по различным конструктивным схемам с использованием разнообразных
базовых шасси и авиадвигателей. Апробированы машины с авиадвигателями
ВК-1, РД-45, М-701, АИ-20, РД-ЗМ, Д-20П и накоплен большой опыт по их эксплуатации,
позволяющий определить наиболее рациональные схемы машин с учетом эффективности
работы, простоты изготовления, доступности использования авиадвигателей и базовых
шасси. При выборе компоновочных схем газоструйных машин определяющими
факторами являются: - назначение машины (противогололедная - тепловая
или снегоочистительная - ветровая); - возможность использования тех или иных
авиадвигателей и базовых шасси. Тепловые машины
с одноконтурными авиационными двигателями: В настоящее время
наиболее приемлемыми авиадвигателями для использования на тепловых машинах служат
одноконтурные ТРД с центробежным компрессором (ВК-1, РД-45). Двигатели
ВК-1 и РД-45 однотипны и практически равноценны с учетом вводимых ограничений
по тяге. Оптимальный вариант размещения авиадвигателя на тепловой машине
- установка его спереди базового шасси. В этом случае повышается устойчивость
машины, так как колеса движутся по очищенной от ледяных образований поверхности,
обеспечиваются хорошие условия визуального контроля водителем качества очистки
покрытия, а также создается возможность размещения за кабиной водителя топливной
емкости большого объема.
ФАКТЫ При
сильных снегопадах в Москве в круглосуточном режиме заняты около 8 тысяч различных
машин и механизмов! А в предстоящем зимнем сезоне планируется эксплуатировать
46 снегоплавных пунктов с суточной производительностью свыше 200 тысяч кубических
метров. Впервые в предстоящем сезоне будут задействованы 10 мобильных
снеготаялок.
Мобильные, это не
значит, что они будут ездить по дорогам и плавить снег. Для их эффективной
работы нужна площадка, где есть выход в канализационную систему, где есть достаточно
места, для разгрузки снега прибывающими самосвалами. Ведь они самостоятельно не
могут перегружать снег в снеготаялки. Это будет делать фронтальный погрузчик.
Главная задача - как можно скорее освободить проезжую часть от снега. А растапливать
его потом можно сколько угодно! Приобретенные ГУП "Доринвест"
три канадские снеготаялки фирмы "Трекан" позволяют перерабатывать 20,
60 и 80 тонн снега в час соответственно. |
Снеготаялка "Трекан"
| Очень удачной является компоновочная схема машины ТМ-255,
разработанная в аэропорту Домодедово. Эта машина, выполненная на шасси
КРАЗ-255, имеет в качестве рабочего оборудования авиадвигатель ВК-1,
установленный спереди автомобиля. Высокие эксплуатационные качества, надежность
работы и простота конструкции позволяют рекомендовать машину ТМ-255 для
широкого внедрения на предприятиях ГА. При изготовлении ветровых машин наибольшее
распространение получила компоновочная схема известной машины ВМ-63 с размещенным
за кабиной водителя на шасси типа КРАЗ авиадвигателя ВК-1 или
РД-45. Недостаток ветровых машин с одноконтурными ГТД - оплавление
снега высокотемпературной струёй авиадвигателя и образование наведенного гололеда
при температуре атмосферного воздуха -2 ° С. Это существенно снижает диапазон
применения машин. Тепловые машины с двухконтурными
авиационными двигателями: Более широкий диапазон применения
и более высокая производительность ветровых машин обеспечивается при использовании
двухконтурных двигателей Д-20Г1. В аэропортах апробирован ряд компоновочных
схем ветровых машин с двухконтурными ГТД: - машина ВМ-Д20П с авиадвигателем,
установленным за кабиной тягача типа КРАЗ перпендикулярно оси движения машины
- машина "Ураган", изготовленная в аэропорту Оренбург (два двигателя
Д-20П установлены за кабиной тягача типа КРАЗ с поперечной и противоположной
ориентировкой выхлопных сопел); - машина УГМ-2Д20П, изготовленная в
аэропорту Саратов (на шасси типа КРАЗ параллельно оси движения машины установлены
два двигателя Д-2Ж с разделением разно температурных потоков и возможностью
регулировать температурное поле по высоте рабочей струи авиадвигателя). ПЛАМЕСТРУЙНЫЕ
АГРЕГАТЫ
Гололед, как известно, представляет собой тонкий слой плотного льда толщиной преимущественно
от 0,5 до 4 мм, образующийся, как правило, в диапазоне температур
воздуха от 0 до –6 °С при охлаждении и замерзании переохлажденных
капель дождя, мороси или тумана. Гололедные образования могут также появляться
при замерзании на покрытии воды или слякоти при понижении температуры ниже
0 °С, а также при резком колебании температуры воздуха (кристаллизация водяного
пара на поверхности покрытия, минуя жидкую фазу).
Близкими по своим свойствам
к гололеду являются образования, возникающие при замерзании оплавленного снега
от воздействия газовоздушных струй авиадвигателей самолетов, ветровых и тепловых
машин. А пока конструкторы укрощали реактивную тягу, одним из эффективных средств
борьбы с гололедом, к тому же почти не оказывающим воздействие на грунты, считалось
плавление снега и наледи направленной струей открытого пламени. Пламеструйные
агрегаты относятся к тепловым средствам удаления снега и наледи. Целесообразность
применения этих курьезов техники, даже на пике их популярности в конце 1960-х
годов, ставилась под сомнение. Изначально их предполагалось применять на ВПП,
РД и РП аэродромов, но из-за низкой производительности при работе на
больших площадях, а также в силу ряда положительных побочных эффектов, достигаемых
за счет конструкции (отсутствие направленного газоструйного потока воздуха), наиболее
целесообразным считалось применение на перронах аэродромов, складских и товарных
дворах, в портах, а также на территориях с ограниченным пространством: грузовых
дворах заводов и фабрик, маневровых площадках портов, автодорожных пересечениях
с многопутными железнодорожными переездами на сортировочных станциях. Именно
там технологически было оправдано использование направленной струи открытого пламени
с целью быстро растопить снег и наледь. Однако на аэродромах эти машины не прижились
– перепад температур приводил к быстрому разрушению дорожных одежд, и были случаи
возгорания битумных заплат. В Европе такие агрегаты выпускала компания
O/veraasen. На данный момент эти агрегаты эксплуатируют в некоторых северных
странах Европы. Агрегат, как правило, монтируют на шасси колесного трактора, фронтального
погрузчика или автомобилей с пониженными транспортными скоростями типа Bremah,
Unimog, Reynolds Boughton и др. Топливо (бензин или керосин) подается из бака
по топливной магистрали к горелкам, закрепленным на штанге. Горючее поджигается
у форсунок электрозапалом или факелом, а дальше лед переходит из одного агрегатного
состояния в другой. Все просто – снег испаряется! Теперь гололед нам
не страшен!
По
материалам издания "Основные Средства" №2, 2005, "Плдъемно-транспортные,
строительные и дорожные машины" автор К.К.Шестопалов, "Российская
энциклопедия самоходной техники", "Автомобильные дороги", №11,
2006 |