ачало
массового производства автомобилей в СССР в 30-х годах прошлого столетия и сопутствующее
этому расширение дорожной сети с усовершенствованным покрытием привели к необходимости
создания специальных машин по уходу за дорожным полотном. Первенцами
отечественного автопрома были горьковские полуторки, московские трехтонки и ярославские
тяжеловозы. Они и послужили основой для изготовления машин для летнего и зимнего
содержания дорог: подметально-уборочных, снегоочистительных, поливомоечных, пескоразбрасывателей
и других. Этот исторический обзор мы
посвящаем пескоразбрасывателям.
К сожалению, история не донесла до наших дней исчерпывающих сведений о пескоразбрасывателях
довоенного периода. Однако сохранились фотографии той поры, доподлинно
подтверждающие факт существования таких машин на шасси автомобилей ЗИС-5
и ЯГ-6.
Недостаток
серийной техники для борьбы с гололедом дал жизнь ряду машин, созданных на местах. Например, в Ленинградском тресте очистки
применялся пескоразбрасыватель, созданный по предложению рабочего М.А.
Громова на шасси бортового грузовика ЗИС-5. В стандартном деревянном
кузове устанавливался железный бункер для песка, от которого через проем в полу
платформы шел наклонный желоб к разбрасывающему диску. | В
первые послевоенные годы тема пескоразбрасывателей получила наиболее активное
развитие. Научными организациями, конструкторскими бюро и предприятиями Министерства
коммунального хозяйства РСФСР, Мосгорисполкома и Ленгорисполкома в 1940-1950-е
годы были спроектированы и выпускались малыми сериями пескоразбрасыватели на шасси
ЗИС-5, ГАЗ-51 и ЗИС-150. Модель МПР-10 конструкции Управления предприятий
коммунального обслуживания Ленгорисполкома (УПКОЛ) базировалась на шасси грузовика
ЗИС-5 и оснащалась специальным металлическим кузовом, подвешенным на пластинчатых
пружинах. Во время работы при помощи кривошипно-шатунного механизма кузову
сообщались возвратно-поступательные колебательные движения, благодаря этому, а
также наклонному днищу кузова, песок поступал в бункер, расположенный в задней
части, и затем - на разбрасывающий диск. Такая конструкция оказалась более работоспособной,
по сравнению с кузовами пескоразбрасывателей, имевшими подвижное дно из прорезиненного
ремня, или кузовами, в которых подача песка выполнялась шнеком. Аналогичная
конструкция была и у московского пескоразбрасывателя МП-1. Машину спроектировало
конструкторское бюро Управления благоустройства Москвы, а изготовил ее Экспериментально-механический
завод, расположенный при этом КБ. Основное отличие заключалось в применяемом шасси
ЗИС-150. Благодаря большей грузоподъемности базового автомобиля, МП-1
брал на борт 4 т песка, а у МПР-10 грузоподъемность равнялась 3
т. Ширина посыпки первой машины составляла 8,5 м, второй - 7,5 м.
У обеих моделей привод разбрасывающего диска и кривошипно-шатунного механизма
был механическим и осуществлялся от двигателя автомобиля. Конструкция, обеспечивающая
подачу песка на разбрасывающий диск, нашедшая применение на МП-1 и МПР-10
также была далека от совершенства. Механизмы, осуществляющие колебательные движения
кузова оказались сложными в эксплуатации и требовали тщательной регулировки, а
также вызывали вибрацию всей машины, приводя тем самым к нарушению крепежа.
Конструктивные недостатки, присущие машинам МП-1 и МПР-10 были учтены при создании
более совершенной модели пескоразбрасывателя Д-307, разработанной Ленинградским
филиалом ВНИИ Стройдормаша и освоенной в серийном производстве Свердловским
заводом коммунального машиностроения в 1956 году. На базовое шасси ЗИС-150
устанавливался бункер, наклонные стенки которого способствовали лучшему осыпанию
песка на питающий лоток, расположенный под бункером. Дальнейшее перемещение песка
к разбрасывающему диску происходило благодаря наклону лотка и его колебательным
движениям от действия вибратора. Привод рабочих органов пескоразбрасывателя был
механическим. Бункер вмещал 2,5 м3 песка, ширина посыпки достигала 6
м. Существенным плюсом Д-307 было наличие отвала и щетки, позволяющих
расширить сферу применения машины. Впоследствии конструкция пескоразбрасывателя
была переработана СКБ-2 Белорусского совнархоза в содружестве с Академией коммунального
хозяйства им. К.Д. Памфилова и с 1962 года выпускалась под индексом Д-307А.
Модернизированная модель в угоду снижению массы и технологичности изготовления
утратила красивый обтекаемый кузов, скрывавший бункер для песка. Устройство, подобное
Д-307А, имел пескоразбрасыватель ГП-3 на шасси ЗИС-150, выпускавшийся советской
промышленностью.
Пескоразбрасыватель ПД-4М,
Пескоразбрасыватнль
ПД-6
Пескоразбрасыватель ПД-7 |
В 1950-х годах КБ Управления благоустройства Москвы разработало
несколько моделей пескоразбрасывателей, в которых подача песка на разбрасывающий
диск осуществлялась при помощи транспортера. Экспериментально-механический завод
упомянутого Управления с начала 1950-х годов приступил к серийному выпуску
пескоразбрасывателя ПД-4М на шасси ГАЗ-51, а Московский авторемонтный завод
№ 5 - пескоразбрасывателя ПД-6 на шасси ЗИС-150. Впоследствии
модель ПД-6 заменили более совершенной ПД-7 на шасси ЗИЛ-164.
Конструктивно ПД-4М и ПД-7 были однотипны: бункер для песка с наклонными
стенками, скребковый транспортер, проходящий по дну бункера, привод транспортера
и разбрасывающего диска от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности,
карданные валы и редукторы. Пескоразбрасыватель ПД-6 оборудовался пластинчатым
транспортером с гидроприводом и дробильным барабаном, размельчавшим смерзшиеся
комки перед тем, как песок попадал на вращающийся диск. Вместимость бункеров на
ПД-4М составляла 1,8 м3, на ПД-6 - 2,5 м3, на ПД-7
-3 м3. Ширина посыпки у всех моделей была в пределах 6-8 м. Все
эти машины могли комплектоваться плугом-совком для сгребания снега в кучи. В
начале 1960-х годов КБ Управления благоустройства Москвы создало несколько
моделей пескоразбрасывателей на шасси новых моделей грузовиков, освоенных автомобильной
промышленностью. ЗИЛ-130 послужил основой для пескоразбрасывателя ПР-130,
серийно выпускавшегося Свердловским заводом коммунального машиностроения. По аналогии
с моделью Д-307А подача песка на разбрасывающий диск осуществлялась через
питающий лоток, оснащенный вибратором. Привод рабочего оборудования пескоразбрасывателя
был механическим. Машина комплектовалась плужно-щеточным оборудованием, вместимость
кузова составляла 2,7 м3.
Первая комбинированная дорожная машина КДМ-1, выпущенная заводом
дорожного оборудования в 1963 г. | В начале 1960-х
годов в стране ведется активная работа по созданию комбинированных дорожных
машин со сменными комплектами оборудования, предназначенных для круглогодичной
работы: летом машина, оснащенная цистерной и щеткой, выполняет поливку и подметание
дорожного полотна, зимой - снегоочистку и посыпку песком. Первенцем в производстве
такой техники стал Смоленский опытно-экспериментальный завод дорожного оборудования
им. М.И. Калинина. Первая партия машин КДМ-1 на шасси ЗИЛ-164 вышла
из ворот предприятия в 1963 году. Пескоразбрасывающее оборудование на
КДМ-1 использовалось от пескоразбрасывателя ПД-6, поливомоечное и снегоочистительное
- от поливомоечной машины Д-289 Мценского завода дорожно-уборочных машин.
Был в номенклатуре смоленского завода и малогабаритный вариант комбинированной
машины КДМ-2 на шасси полноприводного грузовика ГАЗ-63. Помимо разбрасывающего,
поливомоечного и плужно-щеточного оборудования, в комплект машины входил шнекороторный
снегоочиститель, а также прицеп-цистерна.Также была изготовлена партия машин КДМ-1
на шасси Урал-355М. Отметим, что еще в 1960 году завод приступил к выпуску
пескоразбрасывателей ПР-1 на базе ЗИЛ-164.
Долгожитель КДМ-130, впервые выпущенный в начале 1960-х,
в модернизированном виде выпускается до сих пор
| Выпуск КДМ-1 продолжался недолго, так как вскоре на
смену автомобилю ЗИЛ-164 пришел ЗИЛ-130, на шасси которого началось производство
машины КДМ-130. Неоднократно модернизированная машина КДМ-130 выпускается
по сей день. Во второй половине 1960-х годов КБ Управления благоустройства
Москвы модернизировало этот пескоразбрасыватель. Усовершенствованная модель
ПРС-130 прошла заводские и приемочные испытания и была рекомендована Государственной
приемочной комиссией к серийному производству на Свердловском заводе коммунального
машиностроения взамен ПР-130. Новая машина получила скребковый транспортер
вместо питающего лотка с вибратором и могла использоваться круглогодично благодаря
возможности переоборудования ее в самосвал. На базе автомобиля ГАЗ-53А московские
конструкторы разработали пескоразбрасыватель ПР-53 с 2,2-кубовым
кузовом, который при небольшом переоборудовании можно было использовать как самосвал.
Как и на предыдущей модели ПД-4М, подача песка на разбрасывающий диск осуществлялась
скребковым транспортером. В комплект машины входило плужно-щеточное оборудование.
Первые партии пескоразбрасывателей ПР-53 в 1966 году выпустили Экспериментально-механический
завод Управления благоустройства Москвы и Свердловский завод коммунального машиностроения,
однако массовое производство этих машин было налажено на Арзамасском заводе коммунального
машиностроения. В 1974 году ПР-53 модернизировали, и он получил индекс
КО-104. Главным отличием от предыдущей модели стал гидропривод всех рабочих органов.
Забегая вперед, отметим, что пескоразбрасыватель ПР-53 и его дальнейшие модификации
продержались в серийном производстве на Арзамасском заводе коммунального машиностроения
более 20 лет. С 1977 года выпускалась модель КО-104А с улучшенными
технико-экономическими параметрами без плужно-щеточного оборудования. В 1985
году машина в очередной раз модернизируется и получает обозначение КО-106.
За счет большей на 500 кг грузоподъемности базового шасси ГАЗ-53-12 пескоразбрасыватель
комплектуется кузовом увеличенной вместимости (2,5 м3). С 1986
года выпускалась модификация КО-108, базирующаяся на шасси ГАЗ-53-27, работающего
на сжатом газе. Помимо пескоразбрасывателей ПР-130 и ПР-53,
пошедших в серийное производство, КБ Управления благоустройства Москвы создало
две интересные опытные машины. В 1962 году появился пескоразбрасыватель
на шасси УАЗ-450Д, занимавший промежуточное положение между "взрослыми" пескоразбрасывателями
и тротуароуборочными машинами. На эту модель, помимо разбрасывающего оборудования,
устанавливалось и плужно-щеточное.
Опытный образец машины У10ПД - самого
крупногабаритного отечественного пескоразбрасывателя - изготовили в 1964 году |
Вторая машина У10 ПД стала самым крупногабаритным отечественным
пескоразбрасывателем. Разбрасывающее оборудование - 12-кубовый кузов, скребковый
транспортер и разбрасывающий диск - монтировалось на полуприцепе ЧМЗАП-5204
транспортируемом тягачом КрАЗ-221. Машина предназначалась для работы на МКАДе
и вылетных магистралях. Опытный образец пескоразбрасывателя изготовили в 1964
году. В 1982 году Свердловский завод коммунального машиностроения
начал осваивать производство пескоразбрасывателя КО-105 на базе ЗИЛ-130АН,
который должен был заменить предыдущую модель ПР-130А. Машина, созданная
по проекту ВНИИ Коммунмаша, имела гидропривод рабочего оборудования, отличалась
высокой точностью дозировки технологического материала и широким диапазоном плотности
посыпки. В ее комплект входило плужно-щеточное оборудование. В начале
1980-х годов Северным научно-исследовательским институтом промышленности
(СевНИИП) был разработан весьма любопытный навесной пескоразбрасыватель ДМ-12.
Он служил в первую очередь для ухода за лесовозными дорогами: для борьбы с гололедом
осуществлялась посыпка песком, а для создания теплоизоляционного слоя, увеличивающего
срок службы зимних лесовозных дорог - посыпка опилками или щепой. Оборудование
- кузов, два конвейера подачи, дозирующие и распределяющие устройства, системы
пневмопривода и обогрева кузова - монтировалось на шасси лесовоза МАЗ-509А
(4x4). Самое интересное, что привод конвейеров не требовал отбора мощности
от двигателя, он осуществлялся от задних колес посредством приводных пневмороликов
и цепных передач. Серия пескоразбрасывателей ДМ-12 была изготовлена в экспериментальных
мастерских СевНИИП и эксплуатировалась в лесозаготовительных предприятиях.
В начале 1980-х годов научные учреждения и предприятия отрасли приступили
к созданию большегрузных комбинированных дорожных машин на шасси автомобилей КАМАЗ-53213
и ЗИЛ-133ГЯ. ВНИИ Коммунмаш разработал машину КО-802 на базе КАМАЗа. Зимой
на нее устанавливалось плужно-щеточное и разбрасывающее оборудование с кузовом
6,5 м3, летом - поливомоечное с цистерной на 11 м3 воды. Кроме этого,
машина могла работать в качестве самосвала. КО-802 прошла приемочные испытания
и была рекомендована к серийному производству. С 1982 года Смоленский
опытно-экспериментальный завод дорожного оборудования приступил к серийному производству
комбинированной дорожной машины ЭД- 403 на шасси ЗИЛ-133ГЯ. Машина имела
аналогичное оборудование, как и КО-802, за исключением самосвального. Несколько
меньше были объемы кузова для песка и цистерны. В середине 1980-х
годов Мценский завод коммунального машиностроения, традиционно изготовлявший поливомоечную
технику, осваивает выпуск комбинированных машин. В зимнем варианте поливомоечная
машина КО-002 на шасси ЗИЛ-130-80 предлагается с разбрасывающим оборудованием
КО-002УР, унифицированным с пескоразбрасывателем КО-107. В 1990-х
годах предприятия, специализировавшиеся на выпуске комбинированных дорожных машин,
осваивают новые виды техники: Смоленский завод дорожных машин - ЭД-405
на шасси КАМАЗ-532123 и ЭД-244 на шасси МАЗ-5337; Мценский завод коммунального
машиностроения - КО-713 на шасси ЗИЛ-431412 и ЗИЛ-433362, КО-814
на шасси ЗИЛ-433102, КО-815 на шасси ЗИЛ-494560, КО-806 на шасси
КАМАЗ-4925 и КО-823 на шасси КАМАЗ-53213; Арзамасский завод коммунального
машиностроения - КО-829А на шасси ЗИЛ-433362. В новых экономических условиях
к выпуску аналогичной техники приступают Курганский завод дорожных машин, Смоленский
автоагрегатный завод, Кременчугский завод дорожных машин и ряд других предприятий.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ КОМБИНИРОВАННЫХ ДОРОЖНЫХ
МАШИН | | | |
КО-713 |
КО-806 | КО-823 |
КО-829А |
|
По
материалам издания "Строительная техника и технологии" №5 2006,
автор статьи В. Новоселов. Материалы публикуются с разрешения
издания |