идроцилиндры
являются одними из наиболее важных составляющих гидросистем машин.
Приводя в действие исполнительные механизмы различной техники, они
часто эксплуатируются в чрезвычайно тяжелых условиях. Непосредственная
близость к рабочим органам, запыленность и загрязненность рабочей
зоны, знакопеременные динамические нагрузки, внешние силовые и атмосферные
воздействия предъявляют особые технические требования к изготовлению
гидроцилиндров.
За последние годы отчетливо прослеживается рост технического
уровня отечественных гидравлических машин. Он достигается во
многом за счет повышения качества комплектующих и, в первую очередь,
применяемых гидроаппаратов.
Исторически сложилось, что в России гидроцилиндры выпускали
как специализированные предприятия, гак и заводы-производители гидравлической
техники. Специализированные предприятия производили гидроцилиндры
для крупносерийной и специализированной техники, например тракторов,
шахтных крепей, а также универсальные - для широкого ряда гидравлических
машин и оборудования. Заводы-производители гидравлической техники
изготавливали специальные гидроцилиндры мелкими и средними сериями
для своих машин. Они вынуждены были дополнительно загружать собственное
производство, отвлекая финансовые средства и ресурсы специалистов
от решения главных задач - совершенствования выпускаемых и создания
новых образцов техники.
В настоящее время ситуация заметно меняется. Заводы-производители
гидравлической техники постепенно сокращают выпуск собственных гидроцилиндров,
предпочитая размещать заказы на специализированных предприятиях.
Вместе с тем ряд российских производителей гидроцилиндров коренным
образом пересмотрел свое отношение к номенклатуре и, главное, к
качеству выпускаемой продукции. Надежность и долговечность гидроцилиндров
складывается из многих факторов: современной конструкции, унификации
элементов, применяемых материалов и комплектующих, технологии обработки
деталей, используемого промышленного оборудования и инструмента,
организации процесса сборки и испытании, квалификации работников
и т. д.
Среди крупных отечественных предприятий, выпускающих гидроцилиндры:
ОАО "Агрегатный завод" (г. Людиново, Калужская область),
ОАО "Омскгидропривод", ООО "Гидроцилиндр" (г.
С-Петербург), ОАО "Зерноградгидроагрегат" (Ростовская
область), ОАО "Авиаагрегат" (г. Самара), ОАО " Березовский
ремонтно-механический завод" (Свердловская область), ОАО "СДМ"
(г. Орел) и ряд других.
Наибольших
успехов в повышении технического уровня поршневых гидроцилиндров
добился коллектив ОАО "Елец-гидроагрегат". Со второй
половины 50-х годов прошлого века он выпускал гидроцилиндры,
работающие на низких и средних давлениях в режиме подъема - опускания
рабочих органов. Они применялись в основном на тракторах. Но за
последние годы было освоено производство мощных гидроцилиндров высокого
давления для техники, работающей в тяжелых эксплуатационных условиях
как в циклических, так и постоянно управляемых режимах. Это строительно-дорожные,
коммунальные, лесозаготовительные и другие специальные машины.
В настоящее время выпуск гидроцилиндров на заводе составляет более
10 000 штук в месяц, номенклатура - около 500 видов с
различными типами исполнений. Среди выпускаемой продукции - гидроцилиндры
с диаметром поршня от 50 до 200 мм, штока - от 30
до 160 мм, ход - до 2200 мм. Среди модификаций - различные
типы конструктивных исполнений. По крепежу выпускают 85 разновидностей:
вилочные, цапфенные соединения, проушины, в том числе со сферическими
подшипниками, фланцы, штоки с внутренней и наружной резьбой и т.
д.
По подводу рабочей жидкости: боночные соединения на одной оси и
под разным углом, прямые и фасонные трубки различных конфигураций,
штуцеры, плоские платы под установку гидрозамков, отверстия в крышках
и т. д.
Следует отметить, что за последние четыре года заводом освоено около
400 типов гидроцилиндров, а объем их производства увеличился
почти в 3 раза. Заметно повысились потребительские свойства
продукции. Это достигнуто за счет перегруппировки инженерно-технических
служб, технического перевооружения производства современным оборудованием,
использования новых технологий, комплектующих, материалов.
Заводы, производящие гидроцилиндры серийно, изготавливают гильзы
и штоки самостоятельно. Для повышения технического уровня
своей продукции передовые отечественные производители стремятся
производить основные детали с высокой точностью. Осваивается производство
гильз, поршней, штоков, передних втулок, рабочие поверхности которых
выполнены по квалитету Н8 и соответственно f8.
Комплектующие для производства гидроцилиндров
зарубежных фирм великолепно рекламируются, но не всегда отвечают
требованиям конкретного производства.
Российскому потребителю поставщики часто предлагают более дешевые,
и, соответственно, менее качественные штоки и трубы
|
Однако при выпуске небольших партий, если невыгодно организовывать
полные технологические линии, производятся закупки комплектующих:
хонингованных или раскатанных труб и хромированных штоков. В России
подобные комплектующие не производятся. Их поставляют дилеры
фирм Италии, Германии, Румынии и др. Однако здесь нередко возникают
проблемы: комплектующие для производства гидроцилиндров зарубежных
фирм великолепно рекламируются, но не всегда отвечают требованиям
конкретного производства. Поставщики декларируют одно, а продают совсем
другое.
Претензии возникают у многих отечественных потребителей штоков и труб.
Так, одна российская компания, поставляющая широкую гамму гидроаппаратуры
западноевропейских фирм, продала партию штоков диаметром 80 мм
с толщиной хрома 14-14,5 мкм вместо гарантированных 20 мкм,
а это на 30% ниже декларированного и в 1,7-2,5 раза
тоньше отечественного покрытия. На расстоянии 30 мм от каждого
торца хромовое покрытие вообще отсутствовало. Фрагментарно на поверхности
штоков находились пятна без хромового покрытия. Паспортов на поставляемую
продукцию не предоставлялось.
В другом случае потребитель получил от поставщика импортные штоки
с толщиной хрома всего 8 мкм. Такое тонкое покрытие в эксплуатации
на мобильной технике стало причиной быстрой коррозии. Поступали штоки
и с нестабильным химическим составом, что вызывало кипение металла
при сварке, снижало качество шва, ухудшало внешний вид штоков.
В крупных мегаполисах эксплуатирующие организации столкнулись еще
с одной проблемой. Химические реагенты, используемые зимой
для обработки дорожного покрытия, провоцировали стремительную коррозию,
и в течение 2-3-х месяцев выходили из строя штоки гидроцилиндров,
установленных на машинах для содержания дорог и другой спецтехнике.
Это относится в первую очередь к штокам с тонким слоем защитного хромового
покрытия. На тех штоках, где обеспечено качественное хромовое покрытие
соответствующей толщины, гидроцилиндры полноценно работают не часть
сезона, а весь срок службы машины даже в условиях агрессивной среды.
Аналогичная картина и с поставкой импортных хонингованных труб
для гильз гидроцилиндров. При хранении одной из партии заготовок
в складском помещении на внутренней рабочей хонингованной поверхности
возникла коррозия, которая исключила использование данных труб по
своему прямому назначению. Имели случаи поставки хонингованных труб,
скрученных по длине. Такой брак затрудняет механообработку в станках
из-за возникающих биений. Один из российских производителей гидроцилиндров
получил импортные хонингованные трубы с недопустимой эллипсностью.
Импортные трубы и штоки, поступающие на российский рынок, производятся
уважаемыми зарубежными компаниями. В их арсенале штоки с различными
типами хромовых покрытий для гидроцилиндров легких, средних и тяжелых
условий работы. То же относится и к хонингованным и раскатанным трубам.
Но российскому потребителю поставщики очень часто предлагают более
дешевые штоки и трубы, предназначенные для изготовления гидроцилиндров
технологического оборудования (всевозможных производственных линий
сортировки, упаковки и т. д.) или легких машин, работающих в несоизмеримо
щадящих условиях, чем мобильная силовая техника. Плюсовая температура,
отсутствие грязи, абразива, пиковых нагрузок, реактивных сил, работа
на низких и средних давлениях - все эти факторы снижают требования
к соответствующим гидроцилиндрам. Упомянутые хонингованные трубы и
хромированные штоки для такого, достаточно широкого, применения не
вызывают нареканий.
Механический перенос технологии производства гидроцилиндров из универсальных
труб и штоков на изготовление гидроцилиндров для мощной мобильной
техники, такой как экскаваторы, погрузчики, манипуляторы, недопустим.
Применение импортных хонингованных труб и хромированных штоков требуют
индивидуального подхода. Любой специалист отметит, что на внедорожной
технике зарубежного производства установлены силовые гидроцилиндры,
изготовленные из специальных комплектующих, производители которых
строго следят за техническим уровнем своей продукции и правильном
ее применении.
Одним из примеров такого подхода может служить шведский концерн "OVACO",
который является поставщиком штоков и труб на заводы "Caterpillar"
- мирового лидера в производстве мобильной строительно-дорожной, карьерной
и другой техники.
Важными элементами любого гидроцилиндра являются штоковые и поршневые
уплотнения. В конструкциях гидроцилиндров используются уплотнения
отечественных производителей. Однако многие из них не удовлетворяют
современным требованиям эксплуатации. Производители гидроцилиндров
нередко используют уплотнения ведущих фирм Германии, Италии, Швейцарии
и т. д. Однако, наряду с уплотнениями западноевропейского производства,
с успехом применяются опорные кольца и штоковые манжеты российского
изготовителя ЗАО "РГ РЕМСЕРВИС". Эта прогрессивная компания,
выпускающая уплотнения с 1995 года, постоянно повышает номенклатуру
и технический уровень своей продукции.
Одним из важных условий повышения
конкурентоспособности отечественных гидроцилиндров является
широкое развитие межзаводской кооперации.
|
Одним из важных условий повышения конкурентоспособности отечественных
гидроцилиндров будет являться широкое развитие межзаводской кооперации.
Мы уже видим, что завод (в частности ОАО "Елец-гидроагрегат"),
успешно освоивший производство таких ответственных деталей, как передние
втулки, поршни, штоки, и имеющий значительный потенциал увеличения
их выпуска не боится поставлять свои изделия в качестве комплектующих
другим производителям. В результате выигрывают оба предприятия: одно
увеличивает объем выпуска определенных деталей, повышая их качество
и снижая стоимость, другое повышает технический уровень своей продукции,
высвобождая ресурсы для решения своих производственных задач.
Выпуск каждым заводом для собственных нужд бонок, элементов крепления
создает неудобства с закупкой материалов, режущего инструмента, распределения
рабочей силы. Централизованное производство применяемых каждым предприятием
аналогичных деталей, организованное на отдельных заводах дает ощутимый
эффект всем производителям гидроцилиндров. И это не единственные проблемы,
которые стоят перед предприятиями.
В России множество заводов выпускают разнообразные гидроцилиндры.
Деловая консолидация отечественных производителей позволит вывести
самую массовую продукцию из агрегатов гидропривода на высокий конкурентный
уровень и обеспечит прочное экономическое положение предприятиям.
По материалам издания
"СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ" №5/2006,
автор статьи Корнюшенко С. И., к.т.н.
Материалы публикуются с разрешения редакции
|