рифон
Максимович Башта - доктор технических наук, лауреат Государственной премии,
главный конструктор 1 категории авиапромышленности СССР, заслуженный
деятель науки и техники УССР. За скупыми строчками биографии - тяжелейшие
и счастливейшие годы жизни Трифона Максимовича, оптимиста и прирожденного
интеллигента, прекрасного рассказчика и юмориста, педагога и ученого.
Трифон Максимович Башта - основоположник отечественной машиностроительной
гидравлики, автор целого ряда книг, ставших уникальными пособиями
для многих поколений инженеров различных отраслей машиностроительной
продукции, родился в 1904 году в семье крестьянина-бедняка
в Талалаевском районе Сумской области.
После начальной школы закончил техническое училище железнодорожных
машинистов и с 1922 по 1923 г.г. работал помощником
машиниста и машинистом на Среднеазиатской железной дороге.
Еще в студенческие годы на одном из киевских заводов Т.М. Башта
увидел приобретенный за золото американский станок с гидроприводом.
Для нашей страны в то время это была новинка. Сразу же оценив все
преимущества заокеанского оборудования, Т.М. Башта первым стал настойчиво
пропагандировать гидравлические приводы в отечественной промышленности.
СПИСОК МОНОГРАФИЙ:
"Гидравлические приводы и механизмы металлорежущих
станков
"Основы расчетов и выбор гидравлического
привода"
"Самолетные гидравлические приводы и агрегаты
(конструкция и расчет)"
"Гидравлические следящие приводы"
"Машиностроительная гидравлика"
"Гидропривод и гидропневмоавтоматика"
|
Для профессионального продвижения новых направлений в nехнике необходимо
было стать высокообразованным и авторитетным специалистом. Т.М.
Башта окончил Киевский политехнический институт, Институт красной
профессуры, механико-математический факультет МГУ. И только с 1932
года начал заниматься новой в то время специальностью - "Гидравлические
и пневматические приводы".
В 1934 году на базе руководимого им бюро гидропривода ЭНИМС
создается завод "Гидропривод" в Харькове. В 1935-1936
годах опубликованы две монографии, ставшие первыми книгами в области
гидропривода.
В 1935 году получил звание профессора, в 1936
году защитил докторскую диссертацию.
Однако в период становления путь развития гидропривода не был легким,
как нелегок он и сейчас. Стояло множество вопросов и проблем. Все
было впервые. Моменты удачи приходили после напряженного труда,
постоянных раздумий, многочисленных опытов и экспериментов. Но нашлись
люди, которые считали, что Трифон Максимович тратит впустую государственные
деньги, разрабатывает тупиковое направление в технике, копирует
негативные тенденции капиталистического Запада, и его работы Советской
стране не нужны.
В апреле 1938 года Трифона Максимовича арестовали. В камере
Бутырки он впервые встретился с ведущим авиа конструктором
А.Н. Туполевым, который, как и многие, попал в жернова сталинских
репрессий. Башта часто с упоением и азартом рассказывал Туполеву
о преимуществах гидропривода. После года заключения Т.М. Башту направили
в тюремное техническое конструкторское бюро при НКВД.
Гражданская война в Испании, где самолеты советских летчиков-добровольцев
уступали немецким; бои на Халхин-Голе, показавшие достаточно высокий
уровень ВВС Японии; перспективы более масштабных военных конфликтов
требовали обновления парка военной авиации СССР новыми прогрессивными
машинами.
|
Совместно
с А.Н. Туполевым Т.М. Башта работал над созданием Ту-2 - одного
из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны. Самолеты
участвовали в боях заключительного этапа Великой Отечественной
войны, в разгроме Японии и в Корейской войне. |
Руководителем одного из тюремных КБ, называемых в народе "шарашка",
был назначен А.Н. Туполев. В список необходимых для работы специалистов
он включил своего бывшего сокамерника-гидравлика, хотя тот как инженер
раньше с авиацией дел не имел. Т.М. Башту назначили ведущим конструктором
по созданию гидравлических систем и агрегатов для скоростных
пикирующих бомбардировщиков.
Задание было выполнено и реализовано в знаменитых Ту-2 и Пе-2.
Рядом работали С. П. Королев, В. М. Мясищев, В.
М. Петляков и другие - элита научной и технической мысли авиации.
Как было заведено, конструкторской бригаде, успешно справившейся
с заданием, "дарили" помилование. В мае 1940 года
Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла решение о досрочном
освобождении Трифона Максимовича Башты, снятии судимости и восстановлении
в правах.
Во время Великой Отечественной войны Т.М. Башта работал во фронтовых
авиационных мастерских по ремонту гидравлических систем боевых самолетов,
а в дальнейшем в Институте летных исследований.
В апреле 1946 года приказом МАП назначен Главным конструктором
и директором завода №279 (ныне - Авиационная корпорация
"Рубин"), а затем – Главным конструктором и ответственным
руководителем завода. Трифон Максимович сыграл ключевую роль в становлении
завода, в определении и утверждении тематики, подборе конструкторских
и производственных кадров, в создании производственной, научно-исследовательской
и испытательной базы, причём многие проблемы были решены впервые
в стране.
Для решения задач, стоящих перед заводом, по его инициативе Министерство
авиационной промышленности привлекает целый ряд всесоюзных и отраслевых
научно-исследовательских институтов, в частности, Институт Машиноведения
АН СССР, ВИАМ, ВИЛС по решению вопросов, связанных с созданием
тяжело нагруженных тормозов и фрикционных металлокерамических материалов.
Под его руководством и при непосредственном участии создаётся гидравлическое
и тормозное оборудование для самолётов Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-104,
Ил-14, Ил-28, Ка-10, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, Су-7, Су-9, Як-25 и
ряда других изделий спецтехники. За создание и внедрение в серию
и в эксплуатацию тормозного оборудования самолёта Ту-4 Т.М.Башта
удостоен Сталинской Премии первой степени.
Сегодня на фасаде главного корпуса Национального
авиационного университета (бывшего Киевского института инженеров
гражданской авиации) висит мемориальная доска с его именем.
|
Занимаясь важной научно-исследовательской и производственной деятельностью,
Трифон Максимович уделял особое внимание подготовке квалифицированных
кадров - инженеров-гидравликов. Он работал в МВТУ, Станкине,
МАИ, КИИГА. По его представлению в 18 ВУЗах страны введена
новая специальность - "Гидропривод и гидропневмоавтоматика",
для которой написаны 4 специальных учебника.
В 1955 году Т.М. Башта переехал в Киев.С августа 1955 г.
работает в Киевском институте инженеров гражданской авиации (КИИГА)
– заведующим кафедрой гидрогазовых систем, а затем – профессором
на этой же кафедре. За годы работы кафедра стала одним из ведущих
педагогических и научных центров в области подготовки специалистов
гидропривода и выполнения важных исследовательских работ.
Богатое техническое оснащение лабораторий, инновации в учебной
и научной подготовке студентов и аспирантов, творческое отношение
к решению проблем позволили выпускать из стен кафедры высокообразованных
специалистов своего дела. Коллектив кафедры с глубоким уважением
относился к ее создателю и помнит его до сих пор. С большой любовью
и уважением в 2004 году был организован 100-летний
юбилей Т.М. Башты и проведена международная научно-техническая конференция
его имени.
За выдающиеся заслуги в развитии науки и техники и в подготовке
специалистов Президиум Верховного Совета УССР в 1964 г. присвоил
ему почётное звание заслуженного деятеля науки и техники УССР.
Т. М. Башта
- по-прежнему непререкаемый авторитет в отрасли машиностроительной
гидравлики.
"У Башты есть чему поучиться и что почитать", - говорят специалисты
всех поколений.
|
Трифон Максимович проводил большую работу по подготовке научных
кадров, им подготовлено 15 докторов и более 80 кандидатов
наук.
Он награждён орденами "Отечественной Войны" I степени,
Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и 5-ю медалями.
На 84-м году жизни, после тяжелой болезни, Трифона Максимовича
не стало. Но его имя - по-прежнему непререкаемый авторитет в отрасли
машиностроительной гидравлики. Популярность книг основателя научной
школы машиностроительной гидравлики - тому яркое свидетельство.
Некоторые монографии переведены на чешский, польский, румынский,
венгерский, сербский, английский, немецкий и китайский языки.
По материалам издания
"СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ" №5/2006,
автор статьи Корнюшенко С.И., к.т.н.,
материалы публикуются с разрешения редакции,
а также с сайта www.ak-rubin.ru
|