АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
  
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
Автолизинг - итоги 2006 года
 
Архив статей рассылки

Выпуск №74
(16 мая 2007г.)

Тема номера:
Индустриальные шины

1. Угол зрения на углы установки колеса. Развал.

2.Линии жизни протектора

3.Автолизинг: итоги года




Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №75. Статья №3.



АВТОЛИЗИНГ:

итоги года







ОАО "Михневский РМЗ"
СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ЛИЗИНГОВЫЕ СХЕМЫ ПРОДАЖ
Баровая машина
Трубоукладчик
Фреза дорожная
Баровые машины на базе МТЗ-80/82, ДТ-75, Т-170
Зимние и летние цепи
Трубоукладчики и ремонтно-строительные машины на базе ДТ-75, Т-170, Т-150К
Дорожные фрезы МДФ и ФДН на базе МТЗ-80/82
Водоотливные установки
Мобильные сварочные установки
Подметально-уборочные машины
Водоотливные установки на базе ДТ-75, МТЗ-80/82
Мобильные сварочные установки на базе МТЗ-80/82 и ДТ-75
Подметально- уборочные машины на базе МТЗ-80/82


В обследовании российского рынка лизинговых услуг участвовали 153 лизинговых компании. За год они заключили и профинансировали новые договоры на сумму, эквивалентную более чем $17 млрд.


В результате объем лизингового бизнеса в стране увеличился вдвое по сравнению с 2005 годом. Это самые высокие темпы за всю историю отечественного лизинга. Причем такого результата удалось достичь, несмотря на большие сложности, которые возникли у многих лизингодателей во взаимоотношениях с налоговыми органами по вопросам принятия к зачету и возмещению налога на добавленную стоимость.

Объем лизингового бизнеса России в 2006 году увеличился вдвое по сравнению с 2005 годом.

Это самые высокие темпы за всю историю отечественного лизинга.


Факторы, стимулирующие рост объемов лизинга в стране:

  • улучшение экономической ситуации в стране;
  • рост числа лизинговых проектов;
  • обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей, в том числе в автотранспорте;
  • улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, усло­виям погашения задолженности и др.);
  • увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном как высокодоходных и с управляемыми рисками;
  • рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;
  • разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;
  • развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.


  • Факторы, сдерживающие рост объемов лизинга в стране:

  • недостатки в администрировании налогообложения,
  • большие проблемы с НДС.
  • ограничения по использованию предмета лизинга только для предпринимательских целей;
  • неурегулированность отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету;
  • отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций;
  • недостаточная прозрачность, транспарентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о клиентах;
  • проблемы с методологией формирования статистики лизинга в стране.


  • В ходе обследования лизингодателей была проанализирована ситуация с развитием лизинга коммерческих автотранспортных средств, передаваемых хозяйствующим субъектам для предпринимательской деятельности, по шести направлениям, пять из которых более подробно будут представлены в настоящей статье.

    Особое внимание уделено деятельности операторов лизингового рынка автотранспортных средств для перевозки грузов свыше 2 тонн; малотоннажных грузовиков, пикапов грузоподъемностью до 2 тонн; микроавтобусов; автобусов, а также авторемонтного и автосервисного оборудования.

    Автолизинговая динамика

    Существенный прирост был продемонстрирован в одном из ведущих сегментов рынка лизинговых услуг - автотранспорте. В общем виде основные его результаты представлены в таблице 1. Аналитическое исследование строилось на материалах специального анке­тирования лизинговых компаний. При этом использовались не только данные бухгалтерского учета, но также и информация по управленческому учету в объеме и по­рядке, самостоятельно установленном в каждой из компаний.


    Таблица 1. СДЕЛКИ ПО ФИНАНСОВОМУ ЛИЗИНГУ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В 200-2006 гг.

    Показатели2000200120022003200420052006
    Стоимость всех заключенных договоров лизинга, млн. долл. 14151960232036406750851017080
    Прирост по сравнению с предыдущим годом, %  38,518,459,685,426,1100,7
    Стоимость заключенных договоров лизинга автотранспорта, млн. долл. 156272378652103621124131
    Прирост по сравнению с предыдушим годом, %  74,439,072,558,9103,995,6

    Расчеты показали, что ежегодные среднегеометрические приросты объемов финансового лизинга в целом по стране за период 2000-2006 гг. равнялись 51,5%, а по лизингу автотранспортных средств - 72,6%.

    Опережающий темп коммерческих автотранспортных средств, конечно же, неслучаен. Они постоянно пользуются большим покупательским спросом, высоколиквидны, то есть являются легко продаваемыми и, следовательно, могут служить хорошим обеспечением для многих лизинговых и сопутствующих им кредитных сделок. Кроме того, лизинг автотранспортных средств является одним из наиболее развитых и доходных направлений лизинговой деятельности.

    Вместе с тем следует учесть, что чисто арифметически прирастать от малых величин всегда быстрее и проще. Например, увеличение объемов в 2005 году по сравнению с 2004-м составляло 1076 млн. долл., и эта сумма соответствовала 103,9% прироста. В 2006-м прирост в относительных величинах несколько сократился - до 95,6%, но в абсолютном выражении имело место увеличение - до 2019 млн. долл.

    Ускоренное развитие лизинга автотранспортных средств обусловлено целым рядом причин. Наиболее значимыми из них в последние несколько лет были следующие факторы.

    Во-первых, все больше лизингодателями помимо основной (передачи имущества в лизинг) предоставляются дополнительные услуги клиентам.

    Во-вторых, все чаще стали использо­ваться новые технологии взаимодействия лизинговых компаний с потенциальными клиентами - лизингополучателями, например, скоринговые модели рассмотрения заявок предприятий.

    В-третьих, происходило снижение ставок на рынке капитала, используемых для финансирования лизинговых операций. Так, с апреля 2002 года до февраля 2007-го ставка рефинансирования ЦБ РФ снизилась более чем вдвое - с 23% до 10,5%. Практически на таком же уровне находился средний показатель стоимости заимствований для российских лизинговых компаний. Оценивая условия получения денег на рынке капитала, следует учитывать сроки договоров лизинга, которые чаще на практике совпадают со сроками кредитных договоров.

    В-четвертых, произошли изменения в законодательных и нормативно-правовых актах, регулирующих лизинг в нашей стране и позволяющих достаточно гибко варь­ировать сроками договоров лизинга.

    В-пятых, предоставление государством определенных преференций как на федеральном, так и на региональном уровнях участникам лизинговых сделок (лизингодателям и лизингополучателям). Это касается, прежде всего, льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество, льготного порядка уплаты таможенных платежей, свободы выбора балансодержателя.

    Величина лизингового портфеля лизингодателей была определена на основе показателя, который учитывает Европейская федерация национальных ассоциаций лизинговых компаний (LEASEUROPE), то есть «outstandings» (неоплаченный долг, неполученные деньги). Этот показатель учитывает суммы тех платежей по действующим договорам лизинга, которые лизингополучатели еще должны заплатить лизинговым компаниям. Эта сумма к началу 2007 года соответствовала 21750 млн. долл., включая НДС. Для сравнения отметим, что в 2005 году рассматриваемый показатель был на уровне 12340 млн. долл. Таким образом, за год совокупный портфель отечественных лизинговых компаний потяжелел почти на 76,3%.

    Структура автолизингового бизнеса

    Структура лизинга автотранспортных средств в 2000-2005 гг, %
    Структура лизинга автотранспортных средств в 2000-2005г
    Удельный вес лизинга автотранспортных средств в общем объеме лизинговых операций в стране вырос с 11,0% в 2000 году до 24,5%, то есть более чем в два раза. Информация о внутренней структуре лизинга автотранспортных средств представлена на диаграмме. Данные по грузовым автомобилям грузоподъемностью до 2 тонн и свыше 2 тонн по 2006 году были объединены для сопоставимости, так как в предыдущие годы такой дифференциации мы не проводили.

    На протяжении ряда лет более половины всего автолизинга стабильно приходится на грузовики. Значительный прирост в абсолютных объемах лизинга автобусов (за один год - свыше трехсот миллионов долларов) в относительных, структурных величинах не столь нагляден, хотя за пять лет изменения здесь произошли более чем внушительные.

    Следует отметить, что пока нельзя признать удовлетворительными объемы лизинговых операций с авторемонтным и автосервисным оборудованием. Как правило, это оборудование требуется для малых предприятий, а их финансовые возможности еще недостаточно адекватно воспринимаются рядом лизинговых компаний.

    Операторы рынка автолизинговых услуг России

    С учетом структуры рынка автолизинговых услуг нами были составлены рейтинги (рэнкинги) лизингодателей по итогам 2006 года. Ранжирование операторов рынка важно не только для самих лизингодателей, но и для их клиентов - лизингополучателей, поставщиков (продавцов), а также для косвенных участников лизинговых сделок - банков, страховых, инвестиционных компаний, так как позволяет всем им установить, кто наиболее активно работает в том или ином сегменте рынка, какой удельный вес заключенных договоров в общей их стоимости приходится на ведущих операторов, какие транспортные средства и специальное оборудование пользуются наибольшим спросом потребителей лизинговых услуг.

    Из 153 лизингодателей - участников аналитического проекта 149 представили информацию о своих сделках в различных сегментах лизингового рынка. При этом 137 из них, то есть почти 92% лизингодателей, в той или иной степени проводили операции с автотранспортными средствами. То есть практически все лизинговые компании, за исключением дюжины специализированных, занимались автолизингом.

    Представляем основной рейтинг операторов российского автолизингового рынка.



    Таблица 2. ОПЕРАТОРЫ АВТОЛИЗИНГОВОГО РЫНКА РОССИИ в 2006 году

    Лизингодатели
    Стоимость
    новых
    заключенных
    договоров
    лизинга,
    млн. долл.
    Лизингодатели
    Стоимость
    новых
    заключенных
    договоров
    лизинга,
    млн. долл.
    1ВТБ-Лизинг (Москва)
    http://www.vtb.ru
    281,07424Группа компаний «Зест» (Санкт-Петербург)42,776
    2Europlan (Москва)
    http://www.leasing.ru
    227,50525Атлант-М Лизинг (Москва)
    http://www.atlant-leasing.ru
    42,019
    3Лизинговая компания "КамАЗ" (Набережные Челны)
    http://leasing.kamaz.net
    207,32226Ханса Лизинг (Москва)
    http://www.hansabank.ru
    40,481
    4Вольво финанс сервис Восток (Москва)
    http://www.volvo.com
    194,80227Локат Лизинг Руссия (Москва)
    http://www.locat.ru/ru/
    33,463
    5Лизинговая компания "Каркаде"
    http://www.carcade.com
    179,94528Транспортная лизинговая компания (Ярославль)
    http://www.yarkamp.ru/
    31,433
    6Элемент лизинг (Москва)
    http://www.elementleasing.ru
    156,55729Экстролизинг (Москва)
    http://www.extroleasing.ru
    30,731
    7Лизинговая компания "Уралсиб" (Москва)
    http://leasing.uralsib.ru
    139,00230ФБ Лизинг (Москва)
    http://www.vbleasing.ru
    29,767
    8Скания Лизинг (Москва)
    http://www.scania.ru
    135,52431Райффайзен-Лизинг (Москва)
    http://www.raiffeisen.ru
    29,281
    9Лизинговая компания "Свое дело" (Москва)
    http://www.svoe-delo.ru
    88,32132Петролизинг Менеджмент (Москва)
    http://www.assocleasing.ru
    28,258
    10Компания Розничного Кредитования. Лизинг (Москва)
    http://www.cfcrus.ru
    85,86733Парекс Лизинг (Москва)
    http://www.parexleasing.ru
    28,193
    11Глобус-Лизинг (Санкт-Петербург)
    http://www.globus-leasing.ru
    76,08134Авангард-Лизинг (Москва)
    http://www.avangard-leasing.ru
    28,132
    12Группа компаний «Интерлизинг» (Санкт-Петербург)
    http://www.interleasing.ru
    74,71935Российская дорожная лизинговая компания «Росдорлизинг» (Москва)
    26,869
    13ЛизингПромХолд (Москва)
    http://www.leasingpromhold.ru
    72,70736ФК «Балтинвест» (Санкт-Петербург)
    http://www.b-leasing.ru
    24,426
    14Группа компаний «Балтийский лизинг» (Санкт-Петербург)
    http://www.baltlease.ru
    71,89837АК «Грузомобиль» (Санкт-Петербург)
    http://www.mamont.net
    24,350
    15Приволжская лизинговая компания (Саров, Нижегородской области)
    http://www.volga-leasing.ru
    70,22638АльянсРегионЛизинг(Новосибирск)
    http://www.arleasing.ru
    23,525
    16Русско-германская лизинговая компания (Москва)
    http://www.sbrf.ru/ruswin/rdlz/rdlz00.htm
    65,71339Югорская лизинговая компания (Ханты-Мансийск)
    http://www.ugra-leasing.ru
    21,456
    17Стоун XXI (Москва)
    http://www.stone-xxi.ru
    61,70540НОМОС-Лизинг (Москва)
    http://www.nomos-leasing.ru
    21,389
    18Группа компаний «РТК-Лизинг» (Москва)
    http://www.rtc-leasing.ru
    57,02441Сибирская лизинговая компания (Новосибирск)
    http://www.siblizcom.ru
    20,809
    19Группа компаний «Ураллизинг» (Екатеринбург)
    http://www.urall.ru
    56,62142Московская лизинговая компания (Москва)
    http://www.ml.ru
    19,651
    20Лизинговая компания «Медведь» (Москва)
    http://www.lk-medved.ru
    48,87243Управляющая компания «Объединенный лизинг» (Москва)19,036
    21Сибэнерголизинг(Новосибирск)
    http://www.nske.ru/about/structure/sel
    45,23444ФинСтройЛизинг (Москва)
    http://www.finstroyliz.ru
    18,810
    22Лизинговые компании PECO (PECOTPACT и РЕСО Лизинг) (Москва)
    http://www.resoleasing.ru
    45,02345РМБ-Лизинг
    http://www.rmbl.ru
    18,481
    23Лизинг-Максимум (Москва)
    http://www.leasingm.ru
    43,59846ДельтаЛизинг (Владивосток)
    http://www.deltaleasing.ru
    17,309

    Журнал "Коммерческий транспорт" №3/2007,
    "Автолизинг: итоги года ",
    автор статьи В. Газман