Главная
> Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №75. Статья №3. АВТОЛИЗИНГ:
итоги года |
ОАО
"Михневский РМЗ" СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ЛИЗИНГОВЫЕ СХЕМЫ ПРОДАЖ |
| |
|
Баровые
машины на базе МТЗ-80/82, ДТ-75, Т-170 Зимние и летние цепи |
Трубоукладчики и ремонтно-строительные
машины на базе ДТ-75, Т-170, Т-150К |
Дорожные фрезы МДФ и ФДН на базе МТЗ-80/82 |
|
|
|
Водоотливные
установки на базе ДТ-75, МТЗ-80/82 | Мобильные
сварочные установки на базе МТЗ-80/82 и ДТ-75 |
Подметально- уборочные машины на базе МТЗ-80/82 |
В обследовании
российского рынка лизинговых услуг участвовали 153 лизинговых компании. За год
они заключили и профинансировали новые договоры на сумму, эквивалентную более
чем $17 млрд. В
результате объем лизингового бизнеса в стране увеличился вдвое
по сравнению с 2005 годом. Это самые высокие темпы за всю историю
отечественного лизинга. Причем такого результата удалось достичь, несмотря на
большие сложности, которые возникли у многих лизингодателей во взаимоотношениях
с налоговыми органами по вопросам принятия к зачету и возмещению налога на добавленную
стоимость.
Объем
лизингового бизнеса России в 2006 году увеличился вдвое по сравнению с 2005 годом.
Это самые высокие темпы за всю историю отечественного лизинга.
|
Факторы, стимулирующие рост объемов лизинга
в стране: улучшение экономической ситуации в стране; рост
числа лизинговых проектов; обостренную потребность в обновлении и увеличении
основных фондов в ряде ключевых отраслей, в том числе в автотранспорте; улучшение
условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения
задолженности и др.); увеличение объемов и источников финансирования
лизинговых операций, в основном как высокодоходных и с управляемыми рисками;
рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями; разработку
и внедрение новых лизинговых продуктов и программ; развитие конкуренции
на рынке лизинговых услуг. Факторы, сдерживающие
рост объемов лизинга в стране: недостатки в администрировании
налогообложения, большие проблемы с НДС. ограничения по использованию
предмета лизинга только для предпринимательских целей; неурегулированность
отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому
учету; отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных
направлений финансирования лизинговых операций; недостаточная прозрачность,
транспарентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация
о клиентах; проблемы с методологией формирования статистики лизинга в
стране. В ходе обследования лизингодателей была проанализирована
ситуация с развитием лизинга коммерческих автотранспортных средств,
передаваемых хозяйствующим субъектам для предпринимательской деятельности, по
шести направлениям, пять из которых более подробно будут представлены в настоящей
статье. Особое внимание уделено деятельности операторов лизингового
рынка автотранспортных средств для перевозки грузов свыше 2 тонн;
малотоннажных грузовиков, пикапов грузоподъемностью до 2 тонн;
микроавтобусов; автобусов, а также авторемонтного и автосервисного оборудования.
Автолизинговая динамикаСущественный прирост был
продемонстрирован в одном из ведущих сегментов рынка лизинговых услуг -
автотранспорте. В общем виде основные его результаты представлены в
таблице 1. Аналитическое исследование строилось на материалах специального
анкетирования лизинговых компаний. При этом использовались не только данные бухгалтерского
учета, но также и информация по управленческому учету в объеме и порядке, самостоятельно
установленном в каждой из компаний. Таблица
1. СДЕЛКИ ПО ФИНАНСОВОМУ ЛИЗИНГУ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В 200-2006 гг.
Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Стоимость всех заключенных договоров лизинга,
млн. долл. | 1415 | 1960 | 2320 | 3640 | 6750 | 8510 | 17080 |
Прирост по сравнению с предыдущим годом,
% | | 38,5 | 18,4 | 59,6 | 85,4 | 26,1 | 100,7 |
Стоимость заключенных договоров лизинга
автотранспорта, млн. долл. | 156 | 272 | 378 | 652 | 1036 | 2112 | 4131 |
Прирост по сравнению с предыдушим годом,
% | | 74,4 | 39,0 | 72,5 | 58,9 | 103,9 | 95,6 |
Расчеты показали, что ежегодные среднегеометрические приросты
объемов финансового лизинга в целом по стране за период 2000-2006
гг. равнялись 51,5%, а по лизингу автотранспортных средств
- 72,6%. Опережающий темп коммерческих автотранспортных средств,
конечно же, неслучаен. Они постоянно пользуются большим покупательским спросом,
высоколиквидны, то есть являются легко продаваемыми и, следовательно, могут служить
хорошим обеспечением для многих лизинговых и сопутствующих им кредитных сделок.
Кроме того, лизинг автотранспортных средств является одним из наиболее развитых
и доходных направлений лизинговой деятельности. Вместе с тем следует
учесть, что чисто арифметически прирастать от малых величин всегда быстрее и проще.
Например, увеличение объемов в 2005 году по сравнению с 2004-м
составляло 1076 млн. долл., и эта сумма соответствовала 103,9%
прироста. В 2006-м прирост в относительных величинах несколько
сократился - до 95,6%, но в абсолютном выражении имело место
увеличение - до 2019 млн. долл. Ускоренное развитие
лизинга автотранспортных средств обусловлено целым рядом причин. Наиболее значимыми
из них в последние несколько лет были следующие факторы. Во-первых,
все больше лизингодателями помимо основной (передачи имущества в лизинг) предоставляются
дополнительные услуги клиентам. Во-вторых,
все чаще стали использоваться новые технологии взаимодействия лизинговых компаний
с потенциальными клиентами - лизингополучателями, например, скоринговые модели
рассмотрения заявок предприятий. В-третьих,
происходило снижение ставок на рынке капитала, используемых для финансирования
лизинговых операций. Так, с апреля 2002 года до февраля 2007-го ставка
рефинансирования ЦБ РФ снизилась более чем вдвое - с 23%
до 10,5%. Практически на таком же уровне находился средний показатель
стоимости заимствований для российских лизинговых компаний. Оценивая условия получения
денег на рынке капитала, следует учитывать сроки договоров лизинга, которые чаще
на практике совпадают со сроками кредитных договоров. В-четвертых,
произошли изменения в законодательных и нормативно-правовых актах, регулирующих
лизинг в нашей стране и позволяющих достаточно гибко варьировать сроками договоров
лизинга. В-пятых, предоставление государством
определенных преференций как на федеральном, так и на региональном уровнях участникам
лизинговых сделок (лизингодателям и лизингополучателям). Это касается, прежде
всего, льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество, льготного порядка уплаты
таможенных платежей, свободы выбора балансодержателя. Величина лизингового
портфеля лизингодателей была определена на основе показателя, который учитывает
Европейская федерация национальных ассоциаций лизинговых компаний (LEASEUROPE),
то есть «outstandings» (неоплаченный долг, неполученные деньги).
Этот показатель учитывает суммы тех платежей по действующим договорам лизинга,
которые лизингополучатели еще должны заплатить лизинговым компаниям. Эта сумма
к началу 2007 года соответствовала 21750 млн. долл.,
включая НДС. Для сравнения отметим, что в 2005 году рассматриваемый
показатель был на уровне 12340 млн. долл. Таким образом, за год
совокупный портфель отечественных лизинговых компаний потяжелел почти на
76,3%. Структура автолизингового бизнеса
Структура лизинга автотранспортных
средств в 2000-2005 гг, % | |
Удельный вес лизинга автотранспортных средств в общем
объеме лизинговых операций в стране вырос с 11,0% в 2000 году
до 24,5%, то есть более чем в два раза. Информация о внутренней
структуре лизинга автотранспортных средств представлена на диаграмме. Данные по
грузовым автомобилям грузоподъемностью до 2 тонн и свыше 2 тонн по 2006 году были
объединены для сопоставимости, так как в предыдущие годы такой дифференциации
мы не проводили. На протяжении ряда лет более половины всего автолизинга
стабильно приходится на грузовики. Значительный прирост в абсолютных
объемах лизинга автобусов (за один год - свыше трехсот миллионов долларов) в относительных,
структурных величинах не столь нагляден, хотя за пять лет изменения здесь произошли
более чем внушительные. Следует отметить, что пока нельзя признать удовлетворительными
объемы лизинговых операций с авторемонтным и автосервисным оборудованием.
Как правило, это оборудование требуется для малых предприятий, а их финансовые
возможности еще недостаточно адекватно воспринимаются рядом лизинговых компаний.
Операторы рынка автолизинговых услуг РоссииС
учетом структуры рынка автолизинговых услуг нами были составлены рейтинги
(рэнкинги) лизингодателей по итогам 2006 года. Ранжирование операторов
рынка важно не только для самих лизингодателей, но и для их клиентов - лизингополучателей,
поставщиков (продавцов), а также для косвенных участников лизинговых сделок -
банков, страховых, инвестиционных компаний, так как позволяет всем им установить,
кто наиболее активно работает в том или ином сегменте рынка, какой удельный вес
заключенных договоров в общей их стоимости приходится на ведущих операторов, какие
транспортные средства и специальное оборудование пользуются наибольшим спросом
потребителей лизинговых услуг. Из 153 лизингодателей
- участников аналитического проекта 149 представили информацию
о своих сделках в различных сегментах лизингового рынка. При этом 137
из них, то есть почти 92% лизингодателей, в той или
иной степени проводили операции с автотранспортными средствами. То есть практически
все лизинговые компании, за исключением дюжины специализированных, занимались
автолизингом. Представляем основной рейтинг операторов российского автолизингового
рынка. Таблица 2. ОПЕРАТОРЫ АВТОЛИЗИНГОВОГО
РЫНКА РОССИИ в 2006 году
№ | Лизингодатели | Стоимость
новых заключенных договоров лизинга, млн. долл. | № | Лизингодатели | Стоимость
новых заключенных договоров лизинга, млн. долл. |
1 | ВТБ-Лизинг
(Москва)
| 281,074 | 24 | Группа
компаний «Зест» (Санкт-Петербург) | 42,776 |
2 | Europlan
(Москва) | 227,505 | 25 | Атлант-М
Лизинг (Москва) | 42,019 | 3 | Лизинговая
компания "КамАЗ" (Набережные Челны) | 207,322 | 26 | Ханса
Лизинг (Москва) | 40,481 |
4 | Вольво
финанс сервис Восток (Москва)
| 194,802 | 27 | Локат
Лизинг Руссия (Москва) | 33,463 | 5 | Лизинговая
компания "Каркаде" | 179,945 | 28 | Транспортная
лизинговая компания (Ярославль) | 31,433 |
6 | Элемент
лизинг (Москва) | 156,557 | 29 | Экстролизинг
(Москва) | 30,731 |
7 | Лизинговая
компания "Уралсиб" (Москва)
| 139,002 | 30 | ФБ
Лизинг (Москва) | 29,767 |
8 | Скания
Лизинг (Москва)
| 135,524 | 31 | Райффайзен-Лизинг
(Москва) | 29,281 |
9 | Лизинговая
компания "Свое дело" (Москва) | 88,321 | 32 | Петролизинг
Менеджмент (Москва) | 28,258 |
10 | Компания
Розничного Кредитования. Лизинг (Москва) | 85,867 | 33 | Парекс
Лизинг (Москва) | 28,193 | 11 | Глобус-Лизинг
(Санкт-Петербург) | 76,081 | 34 | Авангард-Лизинг
(Москва) | 28,132 |
12 | Группа
компаний «Интерлизинг» (Санкт-Петербург) | 74,719 | 35 | Российская
дорожная лизинговая компания «Росдорлизинг» (Москва)
| 26,869 |
13 | ЛизингПромХолд
(Москва) | 72,707 | 36 | ФК
«Балтинвест» (Санкт-Петербург) | 24,426 | 14 | Группа
компаний «Балтийский лизинг» (Санкт-Петербург) | 71,898 | 37 | АК
«Грузомобиль» (Санкт-Петербург) | 24,350 |
15 | Приволжская
лизинговая компания (Саров, Нижегородской области) | 70,226 | 38 | АльянсРегионЛизинг(Новосибирск)
| 23,525 |
16 | Русско-германская
лизинговая компания (Москва) | 65,713 | 39 | Югорская
лизинговая компания (Ханты-Мансийск) | 21,456 | 17 | Стоун
XXI (Москва) | 61,705 | 40 | НОМОС-Лизинг
(Москва) | 21,389 |
18 | Группа
компаний «РТК-Лизинг» (Москва) | 57,024 | 41 | Сибирская
лизинговая компания (Новосибирск) | 20,809 |
19 | Группа
компаний «Ураллизинг» (Екатеринбург) | 56,621 | 42 | Московская
лизинговая компания (Москва) | 19,651 |
20 | Лизинговая
компания «Медведь» (Москва) | 48,872 | 43 | Управляющая
компания «Объединенный лизинг» (Москва) | 19,036 |
21 | Сибэнерголизинг(Новосибирск)
| 45,234 | 44 | ФинСтройЛизинг
(Москва) | 18,810 |
22 | Лизинговые
компании PECO (PECOTPACT и РЕСО Лизинг) (Москва) | 45,023 | 45 | РМБ-Лизинг
| 18,481 |
23 | Лизинг-Максимум
(Москва) | 43,598 | 46 | ДельтаЛизинг
(Владивосток) | 17,309 |
Журнал "Коммерческий транспорт" №3/2007,
"Автолизинг: итоги года ", автор статьи В. Газман |