АО "Михневский РМЗ"
Москва (495) 662-74-00, +7 (495) 740-31-21
С-Петербург (812) 703-16-17
   
Дорожно-строительная техника Запасные части к дорожно-строительной технике Промышленное оборудованиеМеталлоконструкции
линии жизни протектора
 
Архив статей рассылки

Выпуск №74
(16 мая 2007г.)

Тема номера:
Индустриальные шины

1. Угол зрение на углы установки колеса. Развал

2.Линии жизни протектора

3.Автолизинг: итоги года




Оформить подписку (бесплатно)
через Subscribe.Ru
Архив рассылки
на Subscribe.ru

Главная > Архив статей нашей рассылки >

Выпуск №75. Статья №2.



Линии жизни
ПРОТЕКТОРА







ОАО "Михневский РМЗ"
СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ЛИЗИНГОВЫЕ СХЕМЫ ПРОДАЖ
Баровая машина
Трубоукладчик
Фреза дорожная
Баровые машины на базе МТЗ-80/82, ДТ-75, Т-170
Зимние и летние цепи
Трубоукладчики и ремонтно-строительные машины на базе ДТ-75, Т-170, Т-150К
Дорожные фрезы МДФ и ФДН на базе МТЗ-80/82
Водоотливные установки
Мобильные сварочные установки
Подметально-уборочные машины
Водоотливные установки на базе ДТ-75, МТЗ-80/82
Мобильные сварочные установки на базе МТЗ-80/82 и ДТ-75
Подметально- уборочные машины на базе МТЗ-80/82


этом выпуске мы продолжим изучение рисунков протектора грузовых шин. На тот случай, если при покупке менеджер окажется всего лишь продавцом и придется самостоятельно решать, какой протектор для работы подойдет лучше.


Ламель

Механизм работы ламелей Механизм работы ламелей
Грунтозацеп протектора, рассеченный обычными ламелями. Шина в статике или в ведомом режиме каченияМеханизм работы ламелей
Изгиб ламелей при торможении - разгоне создает шероховатость (зубчатость) поверхности протектора Механизм работы ламелей
С износом протектора шероховатость, создаваемая ламелями, уменьшаетсяМеханизм работы ламелей
Грунтозацеп протектора, рассеченный Y-образными ламелями. Шина в статикеМеханизм работы ламелей
Даже при значительном износе протектора шероховатость, создаваемая Y-образными протекторами, вполне достаточная
протектор с ламелями
Примерно с этой модели ламели стали покорять протекторы грузовых шин
Об основных элементах протектора мы говорили в прошлой статье, в том числе и о ламелях. Но поскольку они находят все более широкое применение на современных шинах, остановимся на этой сравнительно новой линии рисунка протектора подробнее.

Ламели рассекают в глубину блок протектора (его грунтозацеп), деля его на отдельные пластинки, дольки. Слово, может быть, не совсем техническое, зато удобное, его и будем использовать. Блок становится более подвижным, эластичным. Это повышает сцепные характеристики шины.

Когда шина катится по дороге в ведомом режиме, на дольки действует только вертикальная сила. Они просто прижимаются к дороге.


В ведущем режиме шина от дороги отталкивается. На дольки начинает действовать вертикальная и касательная сила. Они деформируются в плоскости вращения колеса. По отношению к опорной поверхности основание дольки оказывается под углом. Вся контактная поверхность становится как бы зубчатой. Поскольку поверхность дороги всегда имеет некоторую неровность, шероховатость, то шина получает хорошее сцепление. За счет растяжения долек линия продольного контакта шины с дорогой увеличивается, что тоже улучшает сцепные характеристики протектора.

зигзагообразная ламель
Зигзагообразная ламель. При наезде на дорогу взаимопроникновение выступов блокирует поперечные перемещения «долек» грунтозацепа. Непроизводительных потерь на трение не будет

каплевидная ламель
Каплевидная ламель.
В глубине некоторые такие ламели заканчиваются круглым каналом, который в итоге превратится в дополнительную водоотводящую канавку. По мере износа протектора его характеристики снизятся незначительно.
Положительные свойства ламелей особенно проявляются при торможении, поскольку силы торможения, как правило, больше разгонных. Дольки деформируются и растягиваются еще больше. Лучшие сцепные свойства ламелей проявляются и на обледенелых дорогах. В некоторых случаях зимние протекторы с ламелями показывают себя лучше, чем ошипованные шины.

Перечислим основные типы ламелей по мере их освоения:

  • щелевидные ровные;
  • Y-образные ровные;
  • зигзагообразные ровные;
  • Y-образные с зигзагом;
  • каплевидные.


  • Чем больше изнашивается протектор, тем меньше деформируются дольки, и положительные свойства ламелей снижаются. Поэтому Michelin, например, предложил шины с так называемыми Y-образными ламелями, которые в глубине протектора раздваиваются. Пока протектор изношен несильно, одиночная ламель со своими задачами справляется. Потом - все меньше и меньше. Но износ протектора вскрывает раздвоенность. Ребристость протектора возобновляется, и сцепные свойства улучшаются.

    Приведенные положительные свойства связаны с подвижностью элементов протектора. Но они перемещаются и поперек. На сопротивлении качению это сказывается отрицательно. Чтобы ликвидировать перемещение ламелей друг относительно друга в поперечном сечении, были разработаны зигзагообразные ламели. При контакте шины с дорогой, условно говоря, реечное зацепление объединяет соседние дольки (в поперечном перемещении) в единый блок. Характеристики качения улучшаются.

    Сейчас Michelin предлагает шины с так называемой каплеобразной ламелью, позволяющей частично восстановить сцепные свойства шины при износе протектора.



    Кто в команде лучший?

    Продолжим анализ рисунков протектора.

    протектор с зимним рисунком для грузовых автомобилейШ4
    Типичный представитель (без усложнений) зимнего рисунка для грузовых автомобилей в обычных условиях эксплуатации. По центру протектора проходит ровная продольная канавка, что убыстряет «осушение» центральной части пятна контакта. Но этим площадь контакта шины с дорогой уменьшается. Грунтозацепы имеют рассечения, что улучшает сцепные свойства шины на жестких дорогах. На бездорожье особого эффекта ожидать не следует.

    протектор с тремя продольными канавкамиШ5
    Наличие трех ровных продольных канавок улучшает очистительные свойства пятна контакта. Однако эти же канавки делают группы грунтозацепов более подвижными в поперечной плоскости. Если в шине давление будет ниже нормы, то на очищенных дорогах, которые позволяют держать повышенную скорость, «болтанка» автомобилю обеспечена. При уменьшении глубины рисунка протектора за счет его износа эта особенность будет проявляться в меньшей степени.

    ламелизированный протектор для зимних дорог для малотоннажных автомобилейШ6
    Типовой представитель ламелизированного протектора для зимних дорог для малотоннажных автомобилей. Ошиповка невозможна. Но по сцепным свойствам протектор в большинстве дорожных условий не уступит шинам с шипами. Все свойства, что указаны в предыдущей шине, здесь выражены еще заметнее, поскольку шина более широкого профиля. Но именно из-за этого на жесткой дороге, покрытой слоем талого снега, аквапланирование, в данном случае, вернее, слашплэнинг вероятен при меньшей скорости движения.


    протектор для грузовых автомобилей и автобусовШ7
    Рисунок протектора для грузовых автомобилей и автобусов для зимних дорог с хорошим покрытием в переменчивых погодных условиях. На свежем снеге скоростной режим должен быть ограничен. Шины могут применяться на дорогах местного значения средней дальности маршрутов. Ошиповка невозможна. Но расчлененность грунтозацепов обеспечивает шине хорошие сцепные характеристики. Продольные канавки меньшей ширины, грунтозацепы длиннее. Отвод воды также будет не столь успешным, но ходовые характеристики лучше.


    зимний протекторШ8
    Явный представитель зимнего протектора для автомобиля без прицепа для хороших дорог. Крутящий момент на ведущих колесах должен быть плавно нарастающим. На жестких дорогах при больших тяговых нагрузках возможен разрыв грунтозацепов. Высокая ламелизация грунтозацепов, множество поперечных канавок позволяют шине уверенно держать обычную зимнюю дорогу. Для особых случаев возможна ошиповка. Но число шипов в пятне контакта будет меньше, чем у шин с цельными грунтозацепами.


    рисунок протекторов для грузовых автомобилейШ9
    Рисунок протектора для грузовых автомобилей. Ошиповка невозможна из-за расчлененности грунтозацепов. Протектор может выдерживать повышенные тяговые и тормозные моменты, поскольку боковые дорожки не имеют обычных рассечений и они небольшой глубины. После нескольких миллиметров износа протектора боковые дорожки станут сплошными, что снизит сцепные свойства шины, но улучшит характеристики по управляемости автомобилем, по сопротивлению качению и, естественно, по расходу топлива. Этим шина становится более пригодной для эксплуатации на очищенных дорогах. Целесообразно устанавливать шины с таким типом протектора в начале зимнего сезона. По его окончании при соответствующем износе протектора характеристики шины становятся близки к шинам всесезонным.


    летний протектор для автобусовШ10
    Представитель летнего рисунка протектора для автобусов. Поперечные прорези на центральных канавках обеспечивают сцепление на влажных дорогах. Продольные канавки обеспечивают хорошую сопротивляемость поперечному сносу. Применять предпочтительно на управляемых осях автомобиля. Боковые дорожки сплошные, односторонний износ на них проявляется менее явно. Такие рисунки протектора почти идеальны для летних городских дорог с частыми поворотами.


    шина с летним рисункомШ11
    Шина с летним рисунком. Продольные канавки обеспечивают хорошую сопротивляемость боковому сносу. Расчлененность центральных дорожек протектора обеспечивает шине хорошее сцепление с дорогой. Косоугольные грунтозацепы и рассечения способствуют меньшему шумообразованию. Шины могут применяться на всех осях автомобиля. Показатели по сопротивлению качению вполне удовлетворительные.


    шина с летним рисунком для передней осиШ12
    Шина с летним рисунком для передней оси, поскольку боковые дорожки почти сплошные. У рисунка протектора улучшенные показатели по сопротивлению качению, следовательно, расход топлива будет минимальным по сравнению со всеми предыдущими рисунками рассматриваемой группы шин. Также будет меньше тормозной путь, но на абсолютно сухой и чистой (например, от песка) дороге.

    Журнал "Коммерческий транспорт" №3/2007,
    "Линии жизни протектора",
    автор статьи В. Янчевский