то
дареному коню в зубы не смотрят, а купив шину, вы вправе ожидать,
что она добросовестно прослужит свой срок и окупит потраченные на
нее деньги.
Гарантия на шину от производителя обычно звучит так:
- соответствие шин требованиям СТАНДАРТОВ (в разных странах разных
- ГОСТ или ETRTO, других) при соблюдении правил эксплуатации, транспортирования
и хранения;
- отсутствие производственных дефектов и работоспособность шин до
предельного износа рисунка протектора, соответствующего высоте индикатора
износа, в пределах гарантийного срока хранения и эксплуатации;
- гарантийный срок хранения и эксплуатации шин - 5 лет со дня изготовления.
Дата изготовления шин (покрышек) определяется по маркировке на
боковине, состоящей из трех цифр.
Пример: 019:01 - номер недели года, первая неделя, 9 -1999
г.
Если колеса сбалансированы, то при скрупулезном поддержании рекомендуемого
давления, правильной установке геометрии колес и нормальной работе
амортизаторов шины колес изнашиваются почти равномерно по всей поверхности
рельефа. Тем не менее, указать срок службы покрышки не представляется
возможным, т.к. он зависит от ряда факторов, а именно:
- состояния дорожного покрытия;
- давления в шинах;
- манеры езды;
- атмосферных условий.
Иногда добавляется некий гарантийный пробег. Чаще всего
пробег гарантируют продавцы, и это не более чем маркетинговый прием.
Когда спрашиваешь поподробнее: мол, а если быстрее износится, чем
вы гарантируете, то что? Ответы всегда уклончивые.
И понять это можно. Слишком много факторов влияет на срок службы
шины, и, что самое главное, очень многое зависит от вас самих, а
не от шины!
Гарантийный пробег сводится к некой статистике при "идеальных"
или обычных условиях эксплуатации. А какие они у вас? Можно ли быть
уверенным в правильной эксплуатации шины? Где монтаж производили?
Как часто давление проверяли? А перегруз допускался? Про то, как
хранилась шина, я и спрашивать не буду, но - для информации - и
на это свой ГОСТ есть.
Не работает гарантия на пробег. Та настоящую гарантия, за которую
можно поспорить с продавцом. Если вы, купив шину, грамотно ее смонтировали
на диск, установили на машину, проверяли регулярно давление, не
перегружали - в общем, делали все до противности правильно, а шина
истерлась, износилась, стала лысой неожиданно быстро, хоть за один
день - то ничего не сделаешь. Таков был срок ее службы. И никакая
гарантия на пробег не поможет. Это не из теории, а из жизни.
Здесь уместно говорить только об ожидаемом пробеге или сравнительном
пробеге при схожих условиях работы, например: шины X "бегают"
по 40000 км, или 300 моточасов, а шина У служит процентов на 20
дольше. И если это не обман, то вы можете ожидать от своей покупки
этого пробега.
Цена/пробег - важнейший показатель эффективности шины. Понятно,
что шина по цене 200 рублей, отработав до полного износа 1000 км
(20 копеек за км), дешевле, чем шина за 100 рублей и 400 км пробега
(25 копеек за тот же км). И это еще не считая расходов на монтаж
и простой техники. Вывод: быстрый износ шины браком назвать нельзя,
правильней говорить об эффективности и выгодности той или иной шины.
Брак - это первое, что приходит в голову, когда что-то случилось
с шиной. Шина дрянь, подсунули, черти, и т.д. Успокоимся и посмотрим
на шину. А смотреть - и внимательно - надо еще при покупке или приемке.
Большую часть дефектов можно увидеть сразу.
Общее правило: шина должна иметь гладкую поверхность с четким рисунком
протектора и иметь полную маркировку. Следующие факторы говорят
вам, что шина не первосортная, допускается к эксплуатации, но должна
быть уценена или вообще полный брак.
* Незначительные недопрессовка, нечеткость, закругления и
отрывы элементов рисунка протектора.
* Смещения (1-2 мм) и искажения рисунка протектора.
* Вкрапление в шину лишних предметов (не глубже канавок протектора)
или по боковине (не глубже 0,5 мм).
* Не сильно выраженные шероховатости, задиры, трещинки.
* Любые неровности или наплывы резины - здесь сложно, в зависимости
от места и размера.
Сложно неспециалисту определить допустимые рамки дефектов. Но,
тем не менее, увидеть их несложно и далее попросить объяснений или
замены шины.
Кроме этого, если на шине затерты или отсутствуют какие-то обозначения,
все риски вы берете на себя. Если нет на шине даты изготовления
или страны производства, с чего бы это? Не давайте себя обманывать.
Все это признаки кустарного производства, барахла.
Осмотр до монтажа убережет ваши деньги. Вы еще ничего с шиной не
делали и, значит, ни за что не отвечаете. Дальше сложнее. Теперь
все возможные дефекты будут делиться на:
* эксплуатационные - виноваты вы (разными способами загубили
шину);
* производственные (проявился брак в шине, виноват производитель
и его продавец).
В первом случае некого винить. Повредили при монтаже - к сожалению,
очень распространенная проблема. Регулярно перегружали (хотя шины
имеют большой запас прочности, но надо же и меру знать), не следили
за давлением (ездить на полупустом или перекачав до состояния бомбы
очень неразумно, да и опасно - если "бахнет", а это бывает
часто, может убить).
Все перечисленное оставляет на шине легко читаемые следы. Мало-мальски
образованный шинник легко определит, как работалось шине.
Вылезла "шишка", отслоилась часть протектора, появились
трещины, произошел разрыв, напоролся на бордюр или конструкция шины
подвела?
Первое правило: не торопитесь снимать колесо с машины и разбирать
его. Очень часто на самой технике остаются следы, а на диске почти
всегда. А как много камера "рассказать" может?! Это принципиально.
Это вопрос, кто платить будет. Свяжитесь с вашим поставщиком и ждите
его указаний. Не можете ждать - сфотографируйте (собранное колесо
на машине, шина на диске) и опишите, что видите:
* дата;
* размер, тип (камерная или без модель шины);
* срок службы шины (ну хотя бы дату установки);
* марка техники;
* место расположения колеса на технике;
* условия эксплуатации, нагрузка, скорость;
* как все случилось.
Такое описание поможет определить причину дефекта и отстоять свои
права в случае необходимости.
В случае несогласия с решением поставщика - он вас винит, а вы категорически
не согласны. Обращайтесь с запросом о проведении технической экспертизы
в Сервисно-Технический Центр (СТЦ) при ФГУП НИИШП (Институт шинной
промышленности) или к их выпускникам, сертифицированным экспертам.
Это их работа.
|
|
|
Недопрессовка и закругления элементов
протектора
|
Неровности, волнистость на внутренней
поверхности шины
|
Посторонние предметы в шине
|
|
|
Смещение рисунка протектора
|
Срыв элементов протектора
|
По материалам специализированного издания
"Строительная техника и технологии", № 3/2006,
Алексей Дремач."Чтобы не было беды..."
статья печатается с разрешения редакции.
|